Экскурсия (её запись можно посмотреть на Youtube-канале «Журнал Publish») прошла 29 апреля 2021 г. Её провёл управляющий директор группы компаний ISBC Никита Кожемякин. Он отметил, что из всех способов маркировки вещей именно RFID является оптимальной технологией. QR-код — самый простой и дешёвый вариант, но он недолговечен, Bluetooth-метки — дорогие и сложные. RFID находится где-то посередине по соотношению цены и функциональности, и этот рынок предсказуемо быстро растёт как в России, так и в мире. Казалось бы, причём тут полиграфия? Российская компания ISBC получила патент на своё изобретение — бумагу со встроенными RFID-чипами. Это уникальный продукт, который подходит для печати в любой типографии на цифровых и офсетных машинах. Publish уже писал про разработку сертифицированной для применения c HP Indigo листовой RFID-бумаги. Но во время экскурсии был представлен полный цикл изготовления «умных» полиграфических продуктов из бумаги с RFID-метками — RFID-Paper.
Такая интересная RFID
Во многих типографиях уже есть понимание: чтобы идти в ногу со временем, нужно к физическому продукту добавлять цифровое решение, таковы тенденции рынка. «Умная» RFID-бумага позволяет вывести формат взаимодействия с клиентами на новый современный уровень. Интерес к NFC-технологии набирает обороты во всём мире, в том числе и в России.
Разработав листовую RFID-бумагу, в ISBC кардинально снизили порог входа в сектор рынка, ранее доступный только крупным игрокам, способным наладить выпуск продуктов на основе рулонной технологии. Теперь производство «умной» полиграфии доступно каждой типографии без дополнительных инвестиций.
Как это работает
Двухсторонняя бумага разработана ISCB и пока предлагается в формате SRА3+ 325×480 мм, с тремя вариантами основы: мелованная бумага плотностью 440 и 430 г/м2, синтетическая бумага Tyvek 270 г/м2. Кроме того, каждый тип бумаги доступен на самоклеящейся основе. Запечатывать бумагу можно на листовых офсетных машинах (с увлажнением и без него, обычными и УФ-красками), также бумага сертифицирована для печати на листовых ЦПМ HP Indigo. При работе электрографических ЦПМ с сухим тонером типографиям рекомендуется провести тестирование на своём оборудовании. Особое внимание стоит уделить машинам, имеющим тракт подачи, в котором бумага может сильно перегибаться и нагреваться. Однако успешные эксперименты уже проводились, в частности, на некоторых моделях Canon, Konica Minolta, Xerox.
ISBC удалось «упаковать» RFID-чип с антенной в бумагу так, что он не выступает над поверхностью листа |
Но главное — то, что внутри. ISBC работает с крупным глобальным партнёром — это компания NXP Semiconductors, мировой лидер производства RFID-чипов. В линейке чипов есть множество вариантов по их функциональности и сферам применения. В ISBC разработали несколько стандартных раскладок расположения чипов на листе бумаги, которые позволяют применять их для изготовления большого числа видов продукции: открыток, визиток, браслетов, рекламных материалов и пр. Раскладки различаются и по количеству чипов на листе, и по их расположению: сейчас есть пять популярных раскладок, начиная от двух чипов на листе (например, для рекламных листовок) и заканчивая раскладкой 3×8 с 24 чипами на листе. Эта раскладка подходит для пропусков, карт лояльности, транспортных карт, визиток и небольших рекламных раздаточных материалов — универсальный вариант для многих применений. Стоимость одного листа с такой раскладкой — от 4 до 10 долл., в зависимости от используемого типа чипа, его объёма памяти и наличия криптографии.
«Умные» бейджи можно делать из бумаги с раскладкой 2×4 для печатной продукции с поддержкой NFC размера А6. Их можно использовать для обмена контактной информацией и разграничения доступа. Информацию в RFID-чипе можно защитить от подделки, что позволяет изготавливать из неё входные билеты, пропуска и т. п.
Для работы с RFID-бумагой не требуется модернизация оборудования: подойдёт стандартный комплект практически любой цифровой или офсетной типографии |
Кодирует на лету
В процессе онлайн-экскурсии был продемонстрирован весь процесс производства изделий из RFID-бумаги на примере визиток. Печать проходила на ЦПМ HP Indigo. Бумага может использоваться на листовых машинах, включая новейшие, без каких-либо дополнительных настроек и модернизации. Помимо указания формата, при настройке машины задают выклад отпечатков в верхний лоток. Так предотвращается потенциально опасное для антенн прохождение листов через перегибы в тракте подачи бумаги. Также бумага предварительно прогревается перед печатью для лучшей адгезии краски. При печати на Tyvek используется режим OneShot, который позволяет переносить все красочные сепарации на офсетное полотно, а затем в один прогон — на запечатываемый материал.
Для RFID-бумаги подходят обычные процессы послепечатной обработки: резка на одноножевых машинах и режущих плоттерах, ламинация плёнкой — все эти процессы такие же, как для обычной бумаги. То есть инвестиции в дополнительное оборудование и обучение персонала не требуются.
Процесс кодирования тоже довольно прост. Начать производить подобную продукцию можно буквально с одним смартфоном с установленным бесплатным приложением. Для этого в ISBC для покупателей бумаги подготовлена простая инструкция. Согласно расчётам, процесс кодирования вручную одного чипа занимает не более 3 секунд, чтобы закодировать лист с 24 визитками, уходит чуть больше минуты. Для масштабных проектов компания ISBC разработала специальное устройство для кодирования ePerso. С его помощью кодирование всего листа, независимо от количества чипов, занимает менее одной секунды. Это можно делать до и после печати, но перед высечкой. Производительность кодирования с учётом скорости работы оператора — более 1000 листов в час.
Для чего нужна RFID-бумага
Сфера применения RFID-бумаги практически безгранична. В бумаге может использоваться широкий ассортимент чипов, и если речь идет об чипах NXP, то продукты на их базе могут подойти и для общественного транспорта, и для организации доступа в офис, на мероприятия; это могут быть информационные бейджи, рекламные материалы, визитки, открытки, браслеты и так далее.
До сих пор идет процесс появления новых идей использования. ISBC разрабатывает готовые решения с использованием RFID-бумаги. Уже было реализовано несколько успешных проектов. Например, создано решение для NFС-визиток: получив такую визитку и прикоснувшись к ней смартфоном, пользователь может сохранить контактную информацию, открыть ссылку на сайт или на портфолио владельца визитки за пару секунд.
Еще один пример готового решения — NFC-открытки и интерактивные игры. Для этих продуктов ISBC создала специальный сайт. Клиент может добавить на NFC-открытку ссылку на видеопоздравление и приятно удивить своих близких. А интер активные игры станут необычным подарком.
Для корпоративных клиентов каждый из этих продуктов преумножит успех рекламных кампаний. Ведь на открытку можно записать ссылку на рекламный ролик, каталог продуктов или специальную промоакцию.
Cтикер или тейбл-тент с RFID-чипом можно разместить в кафе или ресторане, и клиент получит возможность мгновенно открыть на экране своего телефона меню или ознакомиться со специальными предложениями. Это новый вид взаимодействия потребителей со сферой услуг.
Существуют чипы, которые позволяют работать в сфере защиты бренда, то есть противодействовать обороту контрафактных товаров. Например, RFID-некхенгер — этикетка, которая надевается на горлышко бутылки, может не только рассказать историю происхождения вина, но и подтвердить подлинность продукта. Касаясь смартфоном этикетки, потребитель мгновенно увидит информацию на дисплее смартфона. Функция защиты бренда актуальна для всех видов товаров премиум-сегмента. А значит, RFID-бумага может успешно применяться для производства хэнгтегов и этикеток для одежды, аксессуаров и ювелирных изделии класса люкс.
Раcкладка чипов на листах 2×2 для формата А5 позволяет создавать «умные» лицензии, сертификаты и дипломы, подписанные цифровой подписью, — ценная функция для сфер, в которых важна защита и достоверность информации. Хорошая новость для типографий в том, что все эти продукты становятся доступными и для них, и для их клиентов уже сегодня. Типографии могут использовать готовые идеи или разработать собственные продукты на базе RFID-бумаги.
Зачем это типографиям
Сейчас люди привыкают к тому, что мир становится всё более цифровым, особенно это стало заметно в период пандемии. Вовлечённость людей в гаджеты крайне высокая: со смартфонами мы не расстаёмся. Поэтому любой продукт, который становится интер активным, с которым потребитель может взаимодействовать, получая новый пользовательский опыт, вызывает живой интерес. А для компаний интер активные продукты с RFID — новый канал взаимодействия с клиентом.
Спрос на RFID-продукты в ближайшие несколько лет будет устойчиво расти. Типографии, которые привносят в свой ассортимент инновационные RFID-продукты, получают дополнительный источник дохода для существующих проектов и имеют возможность выхода на новые рынки. Используя творческий подход, можно создавать уникальные продукты, направленные на обогащение пользовательского опыта. И чем креативнее идея, тем дороже она может быть продана. Для полиграфических предприятий — это хороший шанс для развития своего бизнеса.