Почему важно правильно выбрать текстильный материал для печати? Это вроде бы простой, но важный вопрос. От правильности выбора текстиля для проекта может зависеть его успех или неудача. Великолепное изображение может выглядеть непривлекательно, если полотно его «плохо держит», — и тогда цель, ради которой выполняли печать, достигнута не будет. Результат цифровой печати на ткани — будет ли это одежда, текстильные изделия для домашнего декора или вывески — зависит от очень большого числа факторов.
Очень важно правильно выбрать текстильный материал по типу переплетения нитей (вязаный/основовязаный, тканый и т. д.) — от этого будет зависеть качество печати и успех проекта. От этого будет зависеть и стоимость отпечатка — надо не забывать поговорку «скупой платит дважды». При разговоре с поставщиком текстиля нужно обязательно обсудить тип/переплетение материала и его качество. Перед тем как обсуждать конкретные виды печати на текстиле для разных рынков, было бы полезно кратко ознакомиться с оборудованием и технологиями печати, которые могут потребоваться при выполнении различных видов печати по ткани.
Ткань от разных производителей может быть разного качества, даже если она на первый взгляд выглядит одинаково. Здесь вы видите результат печати пигментными чернилам на принтере Kornit по ткани на основе 100% хлопка
|
Выбираем технологию печати под нашу задачу
Непрямая сублимационная печать, несомненно, самая распространённая технология цифровой печати по текстилю. Она подходит для производителей вывесок, элементов декора интерьера, одежды. Этот метод печати состоит в нанесении на текстиль из волокон на основе сложного полиэфира (полиэстера), газообразного красителя, возгоняемого со специальной бумаги при её нагревании. Это делается в специальных термопрессах. Краситель попадает в текстильное полотно в газообразном виде, поэтому обеспечивается отличное проникновение красителя в волокна ткани и, следовательно, формирование очень чёткого изображения. На рынке присутствует оборудование для непрямой сублимационной печати на носителях разнообразных размеров, разной ширины, разное по цене. Его надо выбирать, исходя из требуемой производительности и требований к печатаемым изображениям.
Прямая сублимационная печать — ещё одна технология нанесения газообразного (дисперсного) красителя на полиэстерные ткани. Она применяется главным образом там, где требуются более насыщенные цвета — например. при изготовлении вывесок, баннеров, флагов, элементов графического оформления с фиксирующей силиконовой лентой по краю. При прямой печати газообразный краситель или покрытие наносится непосредственно на текстиль (т. е. без использования бумаги).
Благодаря отказу от бумаги прямая сублимационная печать дешевле и экологичней, чем непрямая. Существует комбинированное оборудование, которое может печатать и прямым, и непрямым сублимационным методом. Но непрямая сублимационная печать обеспечивает б?льшую чёткость и прорисовку мелких деталей, поэтому такому методу нужно отдавать предпочтение, если требуется получить изображение, на которое будут смотреть с небольшого расстояния.
В цифровой печати по текстилю важен выбор всех видов оборудования и материалов на всех этапах производства, в том числе спектрофотометра для контроля и управления цветом (на фото) |
Пигментная печать — излюбленный метод печати по ткани. Б?льшая часть объёмов печати и на рулонных, и на листовых печатных устройствах выполняется именно пигментами. Пигменты отличаются от «просто красителей» тем, что они представляют собой красящий компонент со связующим веществом, которое и удерживает красящий компонент на текстильном материале. Преимущество пигментов в том, что их можно наносить на любой материал (в т. ч. на любую ткань), причём они обеспечивают великолепную воспроизводимость цветов от отпечатка к отпечатку.
Кроме того, пигментные отпечатки обладают прекрасной устойчивостью к выцветанию. Основные проблемы цифровой пигментной печати — недостаточная устойчивость изображения к истиранию и стиркам. Труднее всего «прогнать» достаточное количество связующего вещества через печатающие головки. Это объясняется тем, что молекулы связующего компонента намного больше, чем молекулы «просто красителя».
Для того чтобы решить эту проблему, может потребоваться предварительная обработка ткани перед печатью. К счастью, сейчас развиваются технологии, которые позволяют обойти это ограничение, и на рынке уже есть много работающих решений. Следует отметить, что латексная печать (печать латексными чернилами) — тоже разновидность пигментной печати. Печать с УФ-отверждением тоже можно считать ещё одним вариантом пигментной печати. Но для фиксации изображения на материале в этом случае используется не связующее вещество, а УФ-излучение. УФ-печать «работает» не только с текстилем, но и с большим количеством других материалов.
И, наконец, реактивные чернила применяют для печати по хлопковым тканям или по другим тканям на основе целлюлозных волокон. А для печати по нейлону и шёлку используют кислотные чернила. Применение таких чернил требует нанесения специальных покрытий, а также промывки запечатанной ткани и обработки её паром.
Это требует специального оборудования, поэтому в большинстве компаний не используют такие чернила. Кроме того, при их использовании возможны проблемы с воспроизводимостью цветов.
Не все ткани одинаково полезны
А теперь, когда мы немножко разобрались в оборудовании, процессах и технологиях, давайте перейдём к обсуждению текстильных материалов.
Рассмотрим производство одежды. Для изготовления футболок можно взять хлопковую ткань машинной вязки джерси плотностью 6,5 унций (oz) на квадратный/погонный ярд **. Но не все хлопковые ткани-джерси плотностью 6,5 унций одинаковы. Например, джерси из недорогой так называемой «открытой пряжи» будет вести себя не так, как джерси из высококачественного длинноволокнистого хлопка сорта «супима». И срок службы у футболок из этих двух видов хлопковой ткани тоже будет сильно отличаться. Футболка из «открытой пряжи» начнёт покрываться катышками после первой стирки, а после примерно 10 стирок «распушится» и вся покроется катышками. А футболка из «супимы» будет служить в неизменном виде долгие годы. Оба сорта текстильного полотна — хлопковое джерси плотностью 6,5 унций. Но они сильно отличаются по качеству, носкости и по цене. Цена может отличаться в два или даже в три раза (это зависит от технологических особенностей производства ткани). Важно анализировать качество ткани любого типа, будь это хлопок, полиэфир или смесевая ткань.
Машина ткёт широкое хлопчатобумажное полотно саржевого переплетения со сдвигом нитей 1 через 2. При работе с поставщиками текстиля очень важно оговорить его тип по переплетению нитей/волокон |
На рынке текстиля для дома качество и срок службы ткани постельного белья могут зависеть от способа переплетения нитей в нём. Например, если сравнить ткани с простым полотняным переплетением и с сатиновым, то последнее во всех случаях будет давать преимущество. Ещё один показатель, который нужно учитывать, — плотность переплетения ткани. Например, постельную простыню можно изготовить с плотностью нитей 60 на 60 (всего 120) с использованием 30 одиночных нитей или с плотностью 380 на 420 (всего 800) «атласного» типа из 100 одиночных нитей. Материал с плотностью/номером нитей 120 прослужит примерно год, а с плотностью 800 — прослужит практически вечно.
Основовязальные машины. Компания Georg+Otto Friedrich, Германия. Основовязаное полотно имеет наилучшую структуру для изготовления вывесок, ведь в нём есть «фиксирующие» петли, препятствующие разрыву Изображение предоставлено TVF/Georg+Otto Friedrich |
Если говорить об изготовлении вывесок, то лучший выбор — основовязаный трикотаж, так как в нём есть «фиксирующие» петли, которые не дают материалу рваться. Текстиль основовязаного переплетения, кроме того, отличается большей, чем у тканых материалов, устойчивостью к деформациям. А вот кругловязаный трикотаж с этой точки зрения не годится совершенно. На рынке есть некоторые тканые материалы, которые тоже можно использовать для изготовления вывесок, но в 99% случаев основовязаное полотно для этих целей подходит лучше. Кроме того, на основовязаном материале обычно получаются намного более чёткие отпечатки. Многое зависит и от покрытия; оно может сильно повлиять на «чистоту» отпечатка, способность красителей к миграции от поверхности отпечатка, а всего изображения — сопротивляться выцветанию и истиранию. Ещё раз напомним — «скупой платит дважды».
При выборе тканей для цифровой печати по текстилю необходимо учитывать множество факторов, и даже самые незначительные из них могут существенно повлиять на результат всего печатного проекта.
Нужно понимать смысл показателей
При общении с поставщиками текстиля очень важно оговорить тип/переплетение материала: трикотажное (в т. ч. основовязаное) или тканое. Также имеет значение номер (толщина) использованной нити или пряжи, т. е. сколько нитей приходится на квадратный дюйм текстильного материала. Этот показатель можно определить с помощью ткацкой лупы, посчитав число нитей в каждом направлении (в направлении нитей утка и основы). Например, хлопчатобумажное полотно может быть с плотностью нитей 132 на 72 (204), из 40 одиночных гребённых нитей кольцевого прядения.
Номер нити обычно будет в диапазоне от 10 до 80 одиночных нитей; чем меньше это число — тем толще нить. То есть 80 одиночных нитей — очень тонкая ткань. Обычно, если плотность нитей 40 или больше, эти нити — мокрого прядения. Из них получается материал намного более высокого качества. Это не означает, что нить 20-го номера даёт плохой текстиль — просто из неё получится что-то тяжёлое, вроде холста или брезента.
Терминология, имеющая отношение к качеству нити/пряжи и тканей из хлопка, отличается от терминологии для полиэфира. При описании хлопчатобумажных тканей и их пряжи используют, например, термины «опен-энд», гребённая, гребённая пряжа с кольцепрядильной машины, материал сорта «суприма». У полиэфирных материалов есть толщина волокон, высота текстурного рисунка, степень блеска (матовый, полуматовый, глянцевый), полиэфирная пряжа.
Поставщики ткани должны строго контролировать её качество, проверяя её на соответствие всем целевым показателям (спецификациям), в т. ч. проводя её испытания на усадку по длине и ширине, а также на диагональный перекос |
При выборе тканей необходимо учитывать множество факторов, и каждый из них по-своему важен. Короче говоря, ткани могут выглядеть одинаковыми, но на деле различаться. «Одна и та же» ткань от разных поставщиков может быть разного качества. Практический вывод здесь в том, что надо иметь дело с хорошим поставщиком текстиля, который может предоставить информацию обо всех характеристиках материалов, в том числе по результатам их испытаний.
Если поставщик не может или не хочет предоставить подробную информацию о ткани, лучше поискать другого.
Для проведения тщательного испытания ткани требуется её отрез во всю ширину рулона, от края до края, и длиной в четверть ярда (около 230 мм). Или, по крайней мере, отрез размером не менее чем 6 на 7 дюймов (152 на 178 мм). При решении вопроса об использовании другого сорта ткани вырезать образец ткани для испытаний должен тот специалист, который будет проводить испытание. Испытания текстиля в сотрудничестве с надёжным его поставщиком должны гарантировать, что будет подобран оптимальный вид ткани. Очень часто бывает так, что по результатам испытаний клиент узнаёт о том, что переплетение нитей/волокон в ткани — совсем не такое, как в первоначальном её описании. Клиент должен тщательно изучить текстиль и убедиться в том, что его выбор оптимален.
Внимание на усадку!
Из факторов, на которые нужно обращать внимание при цифровой печати по текстилю, чаще всего забывают об усадке. Её определяют после стирки, измеряя длину, ширину и диагональный перекос отреза ткани. Для этого на отрез ткани наносят метки несмываемыми чернилами, а дальше стирают его с точным соблюдением указаний по стирке от производителя (они напоминают указания по уходу на бирке, которую пришивают на одежду).
Важно приобретать текстиль у поставщика, который обеспечивает постоянство характеристик материала и имеет строгую систему контроля качества, которая включает контроль веса, усадки, пригодности для печати, а также других требуемых характеристик. Если в процесс производства ткани внесены какие-то изменения, усадку нужно определить заново. Иначе ткань после запечатки не войдёт под фиксирующую силиконовую ленту рекламной конструкции или в фиксатор баннера. Чем больше изделие, тем больше в абсолютной выражении величина деформации ткани.
В индустрии одежды принято вводить размеры одежды с разницей в 5% между соседними размерами. Также полезно знать, что чаще всего усадка происходит по длине.
Для того чтобы не допустить растяжения ткани при её протягивании через принтер, надо использовать как можно меньше заправочных/натяжных стержней (которые расправляют ткань, не допуская образования складок и морщин). Натяжение ткани может создать проблемы, в том числе диагональный перекос. Один пример такого диагонального перекоса: шов на брюках, который должен быть строго сбоку штанины, после стирки «съезжает» вперёд или назад. Диагональный перекос возможен и с тканью вывесок, особенно если это ткань диагонального/саржевого переплетения в конструкции с фиксацией силиконовой лентой. Ткань с диагональным/саржевым переплетением, скорее всего, будет немного «ползти» даже после её закрепления в конструкции. Из ткани саржевого типа хорошо, например, шить джинсы, но ткань такого переплетения — не лучший выбор для монтажа в конструкции с фиксацией силиконовой лентой. Изображения на вывесках с тканью косого/саржевого переплетения могут выглядеть «пикселизированными», поэтому ткани такого переплетения в этом случае не рекомендуются.
Сведения об усадке должны присутствовать в спецификации (таблице характеристик) текстильного материала. Некоторые виды текстиля дают б?льшую усадку из-за особенностей рисунка переплетения и свойств нитей/пряжи. Таким образом, очень важно приобретать текстиль уже с предварительной усадкой и стабильного качества. Тогда печать по нему будет проходить без проблем — независимо от того, для какого рынка (например, одежды, тканей для дома или вывесок) предназначено запечатанное изделие.
Наши
Примечательно, что автор статьи часто уделяет внимание важности выбора надёжного поставщика ткани, указывая на длинную цепочку взаимоотношений от производителя ткани до конечного потребителя. Уверен, что такой выбор важен в каждом звене этой цепи. Одним из таких звеньев является также выбор поставщика оборудования для нанесения цифрового изображения на ткань. Он может обеспечить правильный выбор технологии нанесения под определённые ткани и конечный продукт, подскажет конкретные модели оборудования, исходя из требований заказчика, окажет достойный сервис и технологические консультации по различным аспектам применения этой техники. Одними из важнейших аспектов являются: цветопрофилирование, технологии усадки ткани, способы закрепления пигмента и возгонки чернил с бумаги, а также варианты использования различных типов красителей. Успешный симбиоз правильно подогнанных технических и технологический решений гарантирует качество, стабильность и успешность этого звена. «РуссКом» — компания , которая за почти 30-летнюю историю обладает огромным опытом, в том числе в сферах продаж и обслуживания цифровой техники для текстиля, а также высококвалифицированными инженерами для техподдержки и высокопрофессиональными технологами со знаниями особенностей печати по различным тканям, основанными не только на опыте многолетнего сотрудничества с различными фабриками, но и на личном опыте производства цифрового нанесения изображения на ткани. Начиная с 2002 г. специалистами «РуссКом» было запущено более 600 принтеров для сублимационной печати по тканям, 170 каландров, 30 принтеров для прямой печати по синтетическим тканям, 3 комплекса для прямой печати по натуральным тканям. — Сергей Головченко, руководитель отдела продаж Mimaki ГК «РуссКом»
О важности испытаний
Ещё одно условие успеха — проведение испытаний тканей. Поставщик текстиля должен согласиться с необходимостью проведения всех необходимых испытаний на соответствие требованиям всех целевых сегментов рынка — например, вывесок, одежды или текстиля для дома. Ткани и отпечатки на них нужно тестировать разными методами и на разные свойства — в зависимости от того, для чего предназначена ткань. И очень важно понимать, как и на какие показатели нужно испытывать разные виды запечатанных текстильных изделий.
Ткани и текстильные изделия для дома, гостиниц и производства вывесок должны пройти испытания на огнестойкость (помимо других испытаний) и получить соответствующий сертификат. Эта ткань «Йеллоустоун» изготовлена из огнестойких волокон |
Если речь идёт о производстве одежды, то очень важно определить стойкость цветов к стирке. А в случае с обивкой мебели или с вывесками такое испытание, вероятно, не потребуется. Ведь обивку и вывески не стирают. Текстиль для обивки мебели надо испытывать на истирание по методу Визенбека. Кроме того, ткани и текстильные изделия для дома, гостиниц и для производства вывесок должны пройти испытания и на огнестойкость и получить соответствующий сертификат (NFPA260, UFCA, CATB117-2013 и NFPA701-1). Да, надо иметь наготове сертификаты огнестойкости на продукцию, идёт ли речь о выставочном мероприятии, гостинице, ресторане или другом коммерческом предприятии. Все методы испытаний регламентированы Американской ассоциацией химиков и колористов по текстилю и описаны в техническом руководстве от этой организации.
О чём ещё нужно помнить при выборе текстильного полотна и его поставщика
Очень важно иметь дело с надёжным поставщиком текстиля, который заботится о своих клиентах. Поставщик хорош ровно настолько, насколько он способствует успеху в бизнесе своих клиентов. Если один из участников партнёрских отношений подводит, неудача грозит всем участникам цепочки. Поэтому важно, чтобы в цепочке поставок были люди знающие и надёжные. Участникам рынка цифровой печати по текстилю необходимо также иметь дело с подходящей компанией по поддержке и сервисному обслуживанию печатного оборудования. Кроме того, нужно знать характеристики ткани и цветовые профили при печати по ней и иметь необходимое оборудование для профилирования процесса. Полагаться на краткосрочное сотрудничество — значит создавать себе проблемы в будущем. Нужно выстраивать долгосрочные отношения с поставщиками, которые переживут изменения технологий и обеспечат большие конкурентные преимущества.
Ткань от разных производителей может быть разного качества, даже если она на первый взгляд выглядит одинаково. Здесь вы видите результат печати пигментными чернилам на принтере Kornit по ткани на основе 100% хлопка |
В частности, выстраивая связи с поставщиками текстиля, следует помнить, что не у каждого поставщика в ассортименте есть подходящая ткань на все случаи жизни. Люди должны уметь непредвзято мыслить и постоянно продолжать изучать текстиль. Многие текстильные фабрики имеют узкую специализацию, поэтому может потребоваться поставщик, который обеспечит необходимую широту ассортимента. Ещё раз подчеркнём: важно развивать отношения с поставщиком текстиля, который может предоставить все характеристики материала (в том числе процент усадки) и сертификаты, полученные по результатам испытаний материалов. Если поставщик не предоставляет такую информацию, возможно, потребуется его сменить.
Наши
Эта статья дает чёткое представление о важности правильного выбора тканей для цифровой печати. Автор в доходчивой форме смог донести до читателей информацию о тех параметрах текстиля, которые во многом определяют финишный результат. Хорошо освещена тема качеств материалов, их зависимость от усадки, типа переплетения, плотности, классификации нитей, а также влияния этих характеристик на носкость и эстетические свойства готовых швейных изделий.
Однако в статье есть и спорные вопросы, способные в профессиональной среде вызвать определённую полемику. К ним, в частности, относится утверждение автора о том, что прямая сублимационная печать дешевле и экологичнее термотрансферной. В прямой сублимации используются пропитанные ткани, которые существенно дороже термотрансферной бумаги и необработанной ткани. Если печатная компания производит пропитку самостоятельно, она неизбежно несёт дополнительные риски и расходы: пропитка не относится к чистым процессам, требует вспомогательного оборудования/материалов и высокой оплаты труда квалифицированного технолога. Помимо этого, «прямые» отпечатки после термофиксации необходимо стирать, что влечёт за собой утилизацию отходов и траты на воду, стиральные машины и моющие средства.
Также автор говорит о совместимости пигментных чернил с любыми тканями. Это, однако, далеко не так. Не на каждой ткани без обработки можно получить хороший отпечаток. Хотя компании Mimaki, например, удалось достичь отличных результатов на хлопке и льне без пропитки при печати на принтере Tx300P пигментными чернилами TP400. К синтетическим тканям, к сожалению, это преимущество не относится.
В целом статья даёт достаточно полную картину производственного процесса и раскрывает важную профессиональную терминологию.
«Смарт-Т», в свою очередь, заботясь об интересах клиентов, предлагает широкий ассортимент текстиля под брендом SynTeks для термотрансферной и прямой печати, а также сублимационную и защитную бумагу для термопереноса, проверенные временем. — Татьяна Дементьева, ведущий технический специалист «Смарт-Т»
В последние годы всё больше компаний переключились на «экологичных» производителей текстиля. Использование экологически чистых и переработанных тканей всё больше набирает ход, несмотря на более высокую цену таких материалов. Вероятно, и в будущем люди будут спрашивать документальные подтверждения экологичности материалов и их производителей. В этом залог успеха в будущем.
Внимание к вопросам экологичности сильно повлияло на рынок одежды. Мода на «одноразовые» вещи начинает уходить в прошлое. Новое поколение потребителей требует экологичных и долговечных изделий. Конечно, более качественные товары дороже, но польза для окружающей среды того ст?ит.
Ещё один важный фактор — права работников на предприятиях-производителях. Предприятия должны соответствовать требованиям по безопасности для персонала; их владельцы не должны получать конкурентные преимущества за счёт худших условий труда работников. Поставщики должны знать, какие условия царят на предприятии, чью продукцию они предлагают.
В индустрии цифровой печати есть много отличных поставщиков текстиля. Чтобы обеспечить успешную печать, важно знать как можно больше об используемой ткани.
Об авторе: Майкл Сандерс — директор компании TVF по «печатному» текстилю и технологиям его отделки. Он более 40 лет работает в текстильной промышленности и обладает богатейшим опытом и знаниями в области окраски тканей из природных и синтетических волокон, печати по ним и их отделки. Он имеет дело с цифровой печатью по текстилю с первых дней существования этого рынка. Сегодня Сандерс входит в состав ряда советов директоров и экспертных советов. а также выступает с лекциями по всей стране.
* Публикуется с разрешения ассоциации PRINTING United Alliance, статья из журнала © PRINTING United Journal за март 2021 г.
** 220 г/м2 в случае квадратного ярда. — Прим. редакции Publish.