Какие планы? Безусловно, главное событие этой осени, которое случится уже в октябре, – выставка «Реклама–2022». Журнал Publish будет там и проведет конференцию, участниками которой станут эксперты в области текстильной печати. Регистрируйтесь на конференцию «Как полиграфисту начать бизнес в текстильной печати: где деньги в текстильной печати и есть ли они там»!
Нужно признать несколько очевидных вещей. Во-первых, люди, которые сделали ставку на оборудование из Китая и выстроили свой бизнес вокруг печатной техники из Китая, чувствуют себя сейчас значительно комфортнее, чем люди, вложившие значительно большие деньги в европейское и американское оборудование. Как следствие качество производимой продукции снизилось и будет продолжать снижаться. К этому привела совокупность факторов, когда кроме оборудования для печати европейского и американского производства, которое стало значительно сложнее поддерживать в работоспособном состоянии, также стали недоступны некоторые материалы для печати европейского производства. Стоимость конечной продукции увеличилась. Часть продукции подорожала несущественно, часть — выросла в цене кратно. И даже самая несложная в работе продукция теперь не выглядит как очевидный, простой и доступный способ рекламы.
Во-вторых, количество рекламных площадей сократилось и значительно. Я думаю, не секрет, что выход крупных компаний с российского рынка означает не только сложности с логистикой, отказ от продукции, но и огромные потерянные рекламные деньги, которые эти компании тратили в России.
В итоге, у нас получается ситуация, когда крупные игроки, которые вкладывали миллионы в развитие рекламного рынка, новых направлений и технологий печати, оказались самыми незащищенными. А их инвестиции в рекламный рынок, по сути, стали пустой тратой сил и денег. В то время как люди, чьи инвестиции были направлены на приобретение бюджетной техники из Китая и которые в большинстве своем предпочитали дешёвый ручной труд более дорогим технологиям, сейчас радостно потирают руки, ведь для них ситуация оказалась менее болезненной. Они привыкли работать по локти в краске, не выпуская из рук паяльника, и ремонтируя свою технику при каждом удобном (или нет) случае.
Такой поворот в ближайшей перспективе приведет к изменению сил: часть крупных игроков, работавших на самом современном оборудовании, будут выжимать максимум из того, что имеют, искать выходы на параллельный импорт расходников и запчастей. И с высокой долей вероятности перейдут на китайскую технику, так как может оказаться, что купить новый китайский станок дешевле, чем поддерживать в работоспособном состоянии имеющийся современный европейский/американский принтер. Но за это время можно не успеть восстановить ресурсы, не суметь перестроить бизнес-модель, но потерять заказы и понести репутационные потери. Для таких компаний прогноз неутешительный ещё и по другой причине. Ведь сложную и дорогую технику рекламщики приобретали под больших заказчиков, которые каждый день покидают наш рынок, забирая с собой все свои замечательные бюджеты. Скорее всего, мы потеряем большую часть таких производственных компаний. Они просто свернут свои мощности или перераспределят их и уйдут с рекламного рынка.
Я не знаю, как себя ощущают директора крупных компаний, которые выстраивали свой бизнес с перспективами на многие годы, рассчитывая с помощью самых современных технологий быть лучшими на рынке. Могу только предположить, что они испытывают большое разочарование от того, что потратили массу времени, сил и денег на развитие рынка, который практически одномоментно схлопнулся. Надо иметь очень большую силу воли, чтоб не бросить всё на самотек. И продолжить работать на нашем сложном, но интересном рынке «не для, но вопреки».
Меня же в этой ситуации огорчает, что в ближайшее время не будет даже намёка на появление в России современных печатных технологий и оборудования. Так как люди, которые могут позволить себе приобретать дорогую и современную печатную технику, очень сильно будут думать о вложении финансов в оборудование топового уровня, рискуя оказаться без запчастей, сервиса и расходных материалов. Перестроение рынка на максимально доступные (и недорогие) технологии прошлого, снижение требований к качеству печати и в целом сокращение рекламных бюджетов — это те самые перспективы, которые лично мне не нравятся. Но, возможно, я излишне пессимистичен и всё будет не так плохо. В конце концов, в России есть отдельные рынки, которые имеют все шансы на рост и развитие, такие как печать по тканям и обойным материалам.
Первый рынок много лет считается перспективным и крайне заманчивым, а на фоне ухода с рынка брендов, выпускающих и продающих «базовую» одежду, имеет все шансы на резкий рост. Рынок печати обоев радостно потирает свои ручки, так как легко закрывает собой освобождающуюся нишу домашнего декорирования стен. Ведь многие европейские производители обоев и красок для стен покинули Россию или их продукты неестественно подорожали из-за логистических трудностей. А ремонт в России принято делать раз в пять лет.
Сейчас я с небольшой долей сомнения отношусь к развитию рекламного рынка и с большими надеждами смотрю на рынки «потребительской» печати. Нас ждет новое время, которое прекрасно было описано авангардистами примерно век назад:
«Хватит с нас мольбертной станковой живописи в башнях из слоновой кости. Наше творчество должно служить народу и всему новому обществу. Нам следует сосредоточиться на текстиле, на керамике, на мебели, на покрывалах, на детской одежде, а также игрушках и всём том, чем мы пользуемся каждый день и не позволять произведениям искусства бесполезно висеть на стене». — Питер Гринуэй, Саския Боддеке «Золотой век русского авангарда»
Статьи в рубрике «Мнение» публикуются в авторской редакции. Точка зрения Publish может не совпадать с мнением авторов.