Какие планы? Безусловно, главное событие этой осени, которое случится уже в октябре, – выставка «Реклама–2022». Журнал Publish будет там и проведет конференцию, участниками которой станут эксперты в области текстильной печати. Регистрируйтесь на конференцию «Как полиграфисту начать бизнес в текстильной печати: где деньги в текстильной печати и есть ли они там»!
Например, замена перьевой ручки шариковой — это уже автоматизация или ещё нет? Ведь шариковую ручку не надо макать в чернильницу, паста автоматически подаётся на шарик при его вращении, когда ручку перемещают, прижав к бумаге. Или автоматизация засчитывается только тогда, когда имеется компьютер с соответствующей программой? Если так, то замена карандашей и красок функционалом Adobe Illustrator — это автоматизация? Но ведь здесь просто внедряются новые инструменты для дизайнеров, мощные и удобные, но что они автоматизируют?
Моё мнение, что термин «автоматизация» действительно стал модным и его используют как попало и где попало, не определив ни объекта, ни субъекта автоматизации. Возможно, я пропустил, но мне не попадались современные работы, которые серьёзно рассматривают автоматизацию, как это было в 90-е, когда хлынул поток литературы о CAD/CAM-системах (по русской терминологии — САПР). В итоге сейчас информация собирается по разным сусекам, а знакомства с различными производствами дают практические знания по вопросу.
Было бы правильным изначально определять, какой процесс автоматизируется, его уровень в производстве, когда говорят об автоматизации. Самый наглядный пример — это автоматизация подачи материала (листа) в зону обработки станка (печать, раскрой). Для этого процесса разработаны различные системы подачи с различной степенью автоматизации или наоборот — ручного труда. Далее можно автоматизировать уже последовательность процессов печати и раскроя (обработки после печати). Здесь автоматизация может применяться как для каждой единицы оборудования в отдельности, так и на этапе объединения процессов в единую производственную цепочку. Другими словами, можно поручить управление процессом «печать–раскрой» специализированной программе, которая обрабатывает заказы, готовит файлы как для печати, так и для резки, с максимальной автоматизацией каждого станка, естественно, снабдив его «компьютером». В этом случае «головой» всего будет являться программа, для которой важно определить, за какую часть общего рабочего процесса она должна «отвечать», откуда будет брать информацию и куда отдавать. А разработчики этой программы не должны привязываться к конкретным типам (или брендам) оборудования и конкретным видам печати (УФ, сольвент, офсет…) и раскроя (режущий плоттер, лазер…). Программа должна быть открытой для настройки её к различным рабочим процессам, учёта наличия/отсутствия опций автоматизации на оборудовании, встраивания её в бизнес-системы предприятия. Как правило, такие решения очень трудозатратны, часто доступны либо большим компаниям, либо через кооперацию разработчиков соответствующих профилей.
Часто специфика компании требует раскладывать детали на лист, значит, в программе необходим соответствующий функционал, но кому-то понадобится «нестинг» — модуль, который максимально плотно разложит на листе детали сложной формы. Небольшой компании с парой единиц печатного и раскройного оборудования не нужны опции автоматизации для них, но без автоматизации не обойтись на том производстве, где есть большой парк печатных и раскройных станков, работающих в режиме «24/7». Даже количество драйверов или поддерживаемых форматов импорта/экспорта потребуется разное. Это пример, попытка показать, что рабочий процесс должен быть хорошо «препарирован» для того, чтобы программное управление могло быть подстроено под большинство типовых процессов, обеспечивая должную автоматизацию.
Самый высокий уровень автоматизации — это управление всем производством. Здесь рабочий процесс охватывает всё предприятие, включает его различные подразделения: склад, бухгалтерию, конструкторов, производство, менеджмент и т. п. В этот процесс могут подключаться и подрядчики, и клиенты. Реализация таких систем управления может быть двух видов. В одном случае есть возможность настраивать бизнес-программу для управления всеми участками компании, фактически — это фронт-энд интерфейсы, отражающие специфику, например, печатного цеха. Другой подход — использование специализированного ПО, разработанное для автоматизации конкретных локальных рабочих процессов, и именно они настраиваются для коммуникации с бизнес-программой, работая как её фронт-энд интерфейс на данном участке производства. Во втором случае программы должны иметь возможность обмениваться информацией на уровне баз данных. Самое главное — нет необходимости настраивать бизнес-программу на разные специфические рабочие процессы, что должно повысить надёжность всей системы.
|
Напомню эпизод, описанный Ильфом и Петровым в «Золотом телёнке». Это была артель, созданная подпольным миллионером Корейко, производственный процесс которой состоял в том, что вода стекала из бочки в бочку, а мальчик вёдрами таскал воду из нижней, когда верхняя бочка пустела. Если установить в эту систему насос и соответствующий датчик, то наверх вода будет перекачиваться без мальчика. Сойдёт за автоматизацию?
Об авторе: Виктор Миленин (vmilenin1954@gmail.com) — эксперт в области цифровой резки и инструментов для конструирования упаковки.
Статьи в рубрике «Мнение» публикуются в авторской редакции. Точка зрения Publish может не совпадать с мнением авторов.