Какие планы? Безусловно, главное событие этой осени, которое случится уже в октябре, – выставка «Реклама–2022». Журнал Publish будет там и проведет конференцию, участниками которой станут эксперты в области текстильной печати. Регистрируйтесь на конференцию «Как полиграфисту начать бизнес в текстильной печати: где деньги в текстильной печати и есть ли они там»!
Мировая статистика показывает, что полиграфия на какие-либо тенденции, на тот же кризис, реагирует с опозданием в среднем на один год (8–10 месяцев), то есть, полное осознание положения как самого рынка производства различной полиграфической продукции, так и рынка поставок полиграфических материалов и оборудования — будут ясны позже. Ориентир — начало 2023 года. Но до этого времени еще немало воды утечёт, поэтому наш краткий экскурс в происходящее сейчас также будет весьма полезен. Не буду повторять всем известные «новшества» — санкции, ограничения, разрыв деловых связей, проблемы с логистикой, дефицит сырья, бесконечное и не регулируемое повышение цен, политика… и т. д. Что есть — то есть.
Весь рынок полиграфии, как печати, так и поставки расходных материалов и оборудования можно разделить принципиально на цифровой/оперативный и традиционный. Часто, безусловно, цифровая печать в том или ином виде присутствует и на традиционных полиграфических предприятиях. Однако, больше к цифровой печати стоит отнести отдельную отрасль: так называемые салоны оперативной полиграфии, находящиеся, буквально, на каждой улице города или в каждом селении и, как правило, небольших объемов как производства, так и масштабов, типа «с ксероксами/ризографами».
С вашего позволения, мы рассмотрим именно традиционное, как отдельное масштабное производственное направление не умирающей (на что искренне надеемся) полиграфии. Её можно разделить на следующие направления по виду выпускаемой продукции.
Упаковка и этикетка. Представлена видами печати: флексографская (в большей степени), офсетная и трафаретная печать. Наиболее устойчивое, так как речь идет о продуктах первой необходимости, от чего отказаться сложно… Но и здесь может быть тенденция к сокращению именно упаковки с полиграфией, то есть с каким-либо печатным изображением. Например, одна из крупнейших ритейл-групп начинает реализацию проекта в своей сети магазинов розничной торговли основными пищевыми и непищевыми продуктами, в виде продажи в россыпь всего, что можно ссыпать: различные крупы, макаронные изделия, съестные полуфабрикаты, различную кондитерскую продукцию, средства гигиены, моющие средства и... даже табачные изделия. Вся эта продукция по желанию покупателя будет высыпаться из больших емкостей (мешков, коробок, чанов) в бумажные (биоразлагаемые, «зеленые», экологичные) пакетики (без ламинации — пленки!) различного размера. Особенностью этих пакетиков является нанесение на внутреннюю сторону специальной водной дисперсии, которая обеспечивает барьерные и блистерные свойства, подобные пленке — влаго-, воздухо-, жиронепроницаемость, а также термосвариваемость. Реальный практический опыт для этих и других целей (например, упаковки различного фаст-фуда, одноразовой посуды) показал полную пригодность материал от ГК «Танзор» WB 647 Food bar. Массовая (возможная) реализация этого проекта, безусловно, сократит количество потребления, и, соответственно, выпуска упаковочно-этикеточной продукции в типографиях, не глобально… Более существенной угрозой является отсутствие материалов и/или оборудования, то есть то на чем и чем печатать, так как заказов — работы немало (хотя, в целом рынок не растет…), и спрос на подобную продукцию, именно у отечественных предприятий даже вырос, вследствие ухода многих зарубежных компаний с нашего рынка... Дефицит материалов наблюдается почти у всего ассортимента нужных ингредиентов готовой печатной продукции. Собственного в РФ отечественного производства всего спектра материалов нет. Есть компании, как наша, производящие различные лаки: водные и УФ-отверждаемые, а также и флексографские краски УФ-отверждения на собственной площадке в РФ. И кстати, наше производство лаков в этом году отмечает уже 15-летний юбилей. Безусловно, абсолютно всё сырьё для лаков и красок не имеет отечественного происхождения (но, как говорится в известной рекламе пива,«...мы стремимся к этому...»), химия как таковая имеет место быть в Российской Федерации, и, в любом случае, вероятность наличия отечественной краски/лака выше, чем в случае с далёкой и экзотической азиатской. Вообще, касательно запечатываемых материалов, участились реальные случаи похищения (как минимум, попыток) бумаги и пленки. Недавно одна немаленькая региональная типография поведала детективную историю о том, что при отгрузке самоклеящихся материалов водителю транспортной компании поступил звонок от диспетчера с чётким указанием следовать не в указанное в путевом листе место назначения, а в совершенном другое: в другом направлении, в другой город, на другое предприятие. Благо водитель понял, что дело нечисто, и сообщил законному получателю. И таких историй становится немало… Типографии выживают и хотят выживать любым путем. Если у них есть материалы — они печатают (проблем с заказами пока ещё нет) и забирают заказы у тех типографий, у которых этих материалов нет. И даже планируют покупку новых печатных машин в дружеской КНР, в основном. Региональные типографии, особенно небольшие, закрываются (а, точнее, приостанавливаются — владельцы просто вешают замок на дверь… до лучших времен), примерно одна-две (иногда больше) в месяц в различных регионах страны...
По оборудованию существенной проблемой стало отсутствие запасных частей и сервиса у многочисленного оборудования из недружественных стран, которым был почти на 70% заполнен отечественный полиграфический рынок… Это тоже приводит к остановке предприятий... Но оптимизма в будущем в этой сфере больше. Эта сфера останется по-любому, а в каком именно виде: такой же многообразной и сложной упаковки или в виде простой «примитивной» по печати или в виде только бумажных пакетиков без печати (только с термо чеком или с надписью шариковой ручки от руки, «типа, гречка 300 грамм — 100 руб»)? Поживем-увидим...
Книжно-журнальная продукция. Представлена классическим офсетным способом. Здесь, как утверждают немногочисленные, но крупные сохранившиеся игроки — ситуация стала лучше, так как люди стали больше читать. С бумагой и картоном, вроде, ситуация нормализовалась. Остается по-прежнему дефицит печатной краски — в РФ краска (масло, УФ) для офсета не производится. И главное — поломки печатного оборудования, что было обозначено выше. По перспективам этой сферы, здесь я бы прокомментировал: пока это направление живо, а там — посмотрим.
Реклама и различная специальная коммерческая продукция. В основном — офсет, и отчасти — флексография и трафаретная печать. Эта сфера еще до начала пандемии по понятным причинам начала загибаться, и вряд ли будет возрождение и расцвет… Остается только специальная, например, лотерейная продукция, которая, безусловно, всегда пользуется спросом. Но на неё также влияют все вышеобозначенные факторы (материалы, оборудование) да и население может теоретически перестать покупать билеты лотереи… То есть здесь, к сожалению, больший пессимизм.
В итоге, пока живем… ждем… будем посмотреть..
Касательно поставки материалов — в любом случае, вероятность более устойчивого положения крупных и старых поставщиков (не только с собственным производством, но и с отлаженной годами логистикой и опытом поставки тех же зарубежных материалов) выше, чем у менее «увесистых» компаний.
Если что, всегда на связи. Удачи и Здоровья всем.
Об авторе: Дмитрий Токманцев, директор по развитию ГК «Танзор»
Статьи в рубрике «Мнение» публикуются в авторской редакции. Точка зрения Publish может не совпадать с мнением авторов.