Прекращение поставок от европейских поставщиков вызвало необходимость у «Артмарка» в кратчайшие сроки искать, привозить, тестировать и выводить на рынок новые материалы, что в свою очередь потребовало нового подхода в работе как с новыми поставщиками, так и с клиентами.
Дмитрий Поляков |
Что происходило на рынке самоклейки в последнее время?
Фактически мы попали в ситуацию «идеального шторма». В связи с пандемией и другими причинами, включающими резкий рост рынка, уже с начала 2021 года наблюдался серьёзный дефицит самоклеящихся материалов. Первоначально это коснулось плёночных материалов, прежде всего полипропилена: в частности, в Техасе (США) из-за холодной зимы и по ряду других причин остановили работу несколько предприятий по его производству. Этого материала перестало хватать в глобальном масштабе, цены значительно выросли, и всё равно было очень тяжело даже найти необходимое сырьё в нужных объёмах. Проблема была решена в середине года, однако уже в августе 2021 года начались серьёзные проблемы с доступностью подложки. В результате все компании — производители самоклеящихся материалов ограничивали отгрузки в зависимости от среднемесячного потребления. Понемногу накапливался дефицит определённого рода, и если под конец года склады обычно просто ломились от материалов, то к концу 2021 года они были заполнены на минимальном уровне. Ожидалось, что начиная с января-февраля 2022 года проблема снимется, однако в январе работники UPM в Финляндии объявили о забастовке, которая продлилась почти четыре месяца. За это время выпало практически 40% производства объёмов подложки, проблемы коснулись всех без исключения производителей самоклейки. К февралю все склады оказались совершенно пустыми, работали «с колёс», в том числе и у нас. В марте 2022 года большинство европейских производителей объявили об остановке отгрузок материалов в Россию. Компания Avery Dennison до последнего продолжала осуществлять продажи материалов в Россию, однако в конце апреля, по политическим требованиям, также были вынуждены прекратить отгрузки.
Компании Артмарк пришлось резко налаживать альтернативные пути поставок, где-то искать материалы?
Естественно, немедленно обратились в Китай, в Иран, в Турцию, в другие страны. Собирали самоклейку везде, где её могли отгрузить. Но это не наладить очень быстро: поиск поставщиков, построение новой логистики, оформление и согласование контрактов, перевод денег, производство и долгая отгрузка огромных партий материала привели к тому, что в мае-июне наблюдалась ситуация реального дефицита и определённой паники на рынке. Типографии покупали любой материал и за любые деньги. К счастью, заместить выпавшие объёмы поставок самоклейки удалось намного быстрее, чем ожидалось: уже к концу лета рынок оказался достаточно насыщен. Произошла замена европейских поставщиков прежде всего азиатскими производителями. Нельзя сказать, что сейчас на рынке изобилие, но точно нет никаких проблем с поставками.
Обработка материалов производится на современном оборудовании |
Можно сказать, что ситуация вернулась к норме?
В большей степени. У «Артмарка» на складах уже есть достаточное количество любых стандартных сортов самоклейки — это материалы на основе полипропилена, полиэтилена, бумаги, а также термобумага. Все стандартные материалы уже продаются без раскроя, заметно снижаются цены. Были подобраны основные материалы на замену выпавшим, теперь подбираем надёжных поставщиков: оцениваем качество материалов, уровень сервиса, цены, скорость поставки, качество предоставляемой технической информации. И уже идёт работа по выводу на рынок каких-то интересных сортов для специальных применений. Самое узкое место сейчас — специальные сорта, вроде винных материалов или материалов для автомобильной химии. По ним «Артмарк» работает с несколькими поставщиками, которые, во-первых, пытаются нам подобрать подходящие варианты из своего ассортимента, а во-вторых, они пытаются создать для нас эти материалы по заявленным техническим характеристикам. Весь российский рынок самоклейки (исключая Калининград) по итогам 2021 года оценивался в более чем 600 миллионов квадратных метров. Но такой объём одномоментно не заместить. Для этого была проведена колоссальная работа по налаживанию логистики в самые короткие сроки — такое дорогого стоит. Работали и день и ночь. Причём ночь — это не фигура речи, потому что с Китаем есть заметная разница во времени.
Как устроен процесс замены материалов — приходится выбирать из того, что уже есть на рынке?
Очень по-разному. И пытаемся подобрать из того ассортимента, что есть у китайских поставщиков, и отправляем им запросы с конкретными параметрами, то есть какой лицевой слой нам нужен, какие клеи нам нужны, под какие условия применения рассчитываем… Они нам присылают то, что у них есть, — мы пытаемся это оценить. На самом деле сложный процесс, потому что это абсолютно другой рынок, совершенно другие материалы. Процветает несколько вольное отношение к техническим описаниям, поэтому всё приходится проверять. Даже получение образцов — из Европы это занимало обычно 3–4 дня, с помощью служб доставки всегда можно было привезти образцы А4 и даже пробные рулоны, чтобы показать клиенту, изготовить пробную партию. Из Китая — намного дольше ждать, когда придёт образец хотя бы формата А4, пробные же рулоны фактически приходится ждать месяц и дольше. Система работы пока налаживается, на это и требуется время.
Складской комплекс ГК «Артмарк» в Подольске (Московская область) |
Замена материалов — это в основном Китай или исключительно только Китай?
Разные варианты идут в дело: тот же самый Иран появляется на рынке, и Турции достаточно много, много азиатских различных материалов, есть индийские. В принципе, производителей много, и мы ищем тех, которые готовы обеспечивать и достаточный объём, и стабильность поставок, и качество. «Артмарк» — это компания-лидер на этом рынке в России по качеству, по сервису и по всему остальному. Некоторые склады «Артмарк» лучше оснащены, чем европейские: они отлично оборудованы, очень технологичные — на них установлено новейшее оборудование. И наши клиенты привыкли к определённому уровню сервиса. Со сменой поставщиков мы не хотим его терять — будем искать лучших по качеству, лучших по сервису, лучших не по просто по цене, а именно по соотношению сервиса и качества. Пусть это будет азиатский или любой другой продукт, но наши клиенты будут знать — это лучшее, что сейчас можно найти на рынке.
По поводу самоклейки для цифровой печати: там какая-то особая ситуация?
Да, это возможно наиболее пострадавший рынок. Есть основные группы материалов: для струйной УФ-отверждаемой печати, для водных чернил, для технологии сухого тонера и для HP Indigo. На рынке материалов для водных чернил мы не присутствуем. Самоклейка для сухой тонерной и УФ-печати сейчас неплохо представлена: для неё не требуется никакой специальной подготовки поверхности, да, есть нюансы, но люди с ними научились справляться — там всё более-менее стабильно. С материалами для HP Indigo ситуация совсем непростая. В принципе, у HP Indigo давно прослеживалась стратегия ухода от использования специальных материалов для печати к онлайн-праймированию любых материалов. В последние два года из-за этого усложнилась процедура сертификации подобных материалов для этих машин. А ещё печать на разных моделях ЦПМ на одном и том же материале стала показывать разные результаты. И сейчас праймировать материалы самостоятельно в типографии выгоднее и удобнее, чем пытаться искать что-то и закупать. Я даже не уверен, что где-то кроме Европы есть специальные материалы для HP Indigo.
Но с самоклейкой для сухого тонера проблем не предвидится?
Если мы берём стандартный полипропилен или стандартные бумажные материалы — они прекрасно работают на этих печатных машинах. Есть вопросы с клеями, чтобы они не выдавливались в процессе обработки, необходимо тестировать, но не более того — это рабочие моменты. И если мы говорим о тяжёлых промышленных принтерах, то, однозначно, это вопрос более-менее решён. А вот c самоклейкой для, условно, офисных листовых принтеров ситуация сложнее. Эти материалы имеют другие свойства, свойства плоскостности, все остальное… Материалы для бытовых принтеров — это пока ещё проблема, потому что азиатские материалы показывают очень нестабильные результаты по качеству. Поиски замены идут, но всё ещё в процессе.
Есть мнение, что клиенты снизили свои требования по качеству: то есть все всё понимают и готовы потерпеть или нет?
Типографии понимают всё и готовы к компромиссам, но если мы берём конечных потребителей — абсолютно нет. Большинство серьёзных компаний, будь то производители бытовой химии, продуктов питания, мясокомбинаты или производители спиртных напитков, всё так же продолжают требовать то же самое качество приклейки и внешнего вида этикетки, обеспечение бесперебойной работы своих линий. Да, большинство готовы на предоплату, они оказались готовы поднять закупочные цены, но на компромиссы по качеству они совершенно не согласны. Мы оказываем техническую поддержку, постоянно ездим по различным предприятиям, настраиваем, объясняем, подбираем материалы под их процессы, и мы понимаем, что простои оборудования по причине некачественной этикетки могут выливаться в огромные расходы. Работу с новыми материалами надо налаживать, их надо подбирать — очень часто нельзя просто так взять и заменить, 100% замена невозможна. Даже если в техническом описании все характеристики совпадают, обязательно надо тестировать эти материалы на предприятии клиента: делать пробную партию, привезти клиенту, в его условиях их пробовать наклеивать, проверять, а не печатать сразу огромные партии. Люди уже привыкли к сервису, который им предоставляют: они сделали запрос — и им не надо проверять, они знают, это будет работать. Сейчас так пока не получается, потому что мы тоже нарабатываем наши базы данных, изучаем новые материалы. Что-то можем сразу рекомендовать, но часто требуются тестирования, работа с образцами, получение обратной связи. Приходится с нуля фактически начинать. И если раньше мы напрямую общались с производствами, то сейчас приходится искать нужных специалистов для того, чтобы просто получить необходимую информацию по материалам.
Российский рынок самоклеющихся материалов — один из самых динамично развивающихся |
Вам приходится серьёзно вкладываться в процесс подбора новых материалов?
Да, действительно, это очень непростая работа. Наши специалисты уже были на предприятиях поставщиков несколько раз, мы даже внедряем какие-то стандарты качества у них, чтобы они соответствовали нашим требованиям. Идёт работа и по рекламациям, и по технической части… Сейчас специалисты с нескольких заводов будут с нами налаживать взаимодействие: для получения образцов и корректной технической информации, согласования приёма рекламаций — они заинтересованы в нашем рынке. И «Артмарк» прикладывает огромные усилия, чтобы это сотрудничество было успешным, а наши клиенты смогли получить достойные материалы. Начиная с середины сентября «Артмарк» запланировала цикл семинаров, приглашая клиентов на своё производство, где совместно с нашими коллегами из компании Kocher+Beck продемонстрируем процесс складирования и резки материалов, процессы изготовления высечных штампов, валов для тиснения, а также расскажем о новинках, об особенностях работы с новыми материалами, возможных сложностях и методах их решения. Клиенты, получив приглашение, смогут выбрать удобную для них дату и принять в них участие.