Опыт — это расчёска, которую мы получаем после того, как облысели.
Китайская народная мудрость.
Какие планы? Безусловно, главное событие этой осени, которое случится уже в октябре, – выставка «Реклама–2022». Журнал Publish будет там и проведет конференцию, участниками которой станут эксперты в области текстильной печати. Регистрируйтесь на конференцию «Как полиграфисту начать бизнес в текстильной печати: где деньги в текстильной печати и есть ли они там»!
Вот и настало то счастливое время, когда в России профессиональное полиграфическое сообщество, само того не ожидая, погружается в мир товаров из Китая. И если раньше большинство из нас знали, что Китай поставляет в Россию бижутерию и электронику спорного качества по программе «лейблозамещения», то сейчас придётся напрячься и начать смотреть на товары из Китая в поисках решений для рабочих задач.
Больше нет красивых и модных европейских и американских принтеров, зато полно предложений техники родом из Китая, описание к которой чем-то напоминает один популярный интернет-магазин. В этих описаниях понять: что, куда и зачем может только опытный покупатель или маркетолог, который пытается описать общедоступным языком, что за диковинную вещь продают и зачем в принтер встроен телевизор.
Имея опыт работы с китайским поставщиками оборудования, могу поделиться своими наблюдениями. Начнем с самого главного, с понимания первооснов китайского оборудования, а именно: вы платите ровно столько, сколько хотите получить. Это первое и самое главное правило. Оно прямо противоположно подходу европейских, американских и японских производителей оборудования. У них все просто: вот оборудование, вот его стоимость, чтоб сделать его дешевле или дороже, надо последовательно провести работу по исследованию рынка, вычленению потребности клиента до привнесения изменений в уже имеющуюся технику, тестирование гипотезы, построение новой гипотезы, оценка затрат на создание новой линейки техники, оценка рисков, оценка возврата инвестиций. Таким методов новинки появляются совсем не по желанию клиента, а потому, насколько успешно были пройдены все вышеописанные этапы. Любые изменения и риски, с этим связанные, должны быть оправданы.
Китайские производители не усложняют себе жизнь. Многие из них (не все) готовы пойти с покупателем на определенные договоренности и сделать оборудование под ограниченный бюджет. Хотите сделать принтер дешевле? Легко: давайте, просто уберём вот эту дорогостоящую ненужную деталь, и цена резко снизится. Подумаешь, принтер будет без печатных головок, зато — дешёвым. Вы хотите что-то улучшить? Вопросов нет: вот тут мы докрутим и допилим, но и конечная цена будет выше. Отсюда и получаются такие интересные парадоксы, когда два с виду одинаковых принтера не просто стоят разных денег, но еще и работают по-разному. Нет, я не говорю, что если вы заплатите больше, то гарантировано получите лучший результат, чем кто-то, кто заплатил меньше. Но шансы, что вы получите более стабильный рабочий инструмент будут выше. Почему так? Ответ на это даёт ещё одно правило.
Второе правило: китайское оборудование — конструктор. Возьмём, для примера, струйный широкоформатный принтер. Что может быть проще такого устройства? У него есть станина, электроника, чернильный тракт, печатные головки, устройство подачи и приемки материала, корпус и ещё огромное количество элементов. В самом простом случае вы выбираете из уже предложенных вариантов по сходной цене. В более сложном, вы можете составить свое техническое задание: что вам надо получить в итоге и выделить в нём ключевые элементы. Или вы можете обозначить ваш бюджет и попросить собрать для вас оборудование под него. А можно выбрать европейский или японский принтер, и попросить сделать его реплику, ограничив производителя при этом опять бюджетом. Вариантов — масса, и тут так же легко запутаться, как в шанхайском метро.
Если вы в точности не знаете, что ищете, то скорее всего вы найдёте опыт, за который заплатите не только своими деньгами, но и временем. Обратите внимание, что европейская или японская техника, очень сильно сокращает ваш выбор до конкретного модельного ряда, где у вас не будут разбегаться глаза, а ваша фантазия направит все свои силы, на что-то более продуктивное — на написание бизнес-плана или стратегии развития нового направления. Например, японские принтеры предлагают на одной платформе один тип печатных головок и часто строго фиксированного количества. Китайские производители не мучаются таким простым решением: они предлагаю разместить в печатный блок любые доступные печатные головки. А еще могут для усиления прочности конструкции добавить в конструкцию натуральный камень. И смотрится красиво и веса добавляет.
И ещё один интересный момент при работе с китайскими производителями: если вы хотя бы раз (уж не знаю, что должно было случиться) были счастливым обладателем китайского автомобиля, то наверняка сталкивались с этой особенностью. А именно с запчастями, точнее с тем фактом, что на ваш чудесный замечательный новенький автомобиль никаким образом не подходят запчасти, которые вы заказали. Это всё потому, что завод, который собирал автомобили, выкупил определенное количество деталей и из них собрал партию автомобилей. И если поставщик (или покупатель) не озаботился заранее тем, что ему также нужен будет минимальный набор деталей, и завод их не положил в качестве «бонуса», то высока вероятность, что найти детали не получится — они уже закончились.
Когда-то давно, когда я начинал свой путь в полиграфии, я работал с японскими струйными принтерами. Многие из этих принтеров до сих пор работают, хотя некоторым исполнилось уже почти 20 лет. Более того, детали на эти принтеры можно купить до сих пор. Китайские производители как я написал выше, поддерживать оборудование будут так как понимают: закончились нужные деталей, возьмите вот эти, они возможно подойдут. Это одна из причин, почему китайские станки долго не живут.
И напоследок, история из моей инвалютной жизни. Дело было в то время, когда китайское оборудование ещё не было столь популярным на отечественном рынке. Я с коллегами поехал в Китай, на небольшую выставку: всего ничего — восемь павильонов оборудования. Прогуливались мы между стендами, любовались выставочными экземплярами такими же одинаковыми, как и люди, работающие на стендах. Периодически останавливались для фотографирования с местными менеджерами. На следующий день, мы отобрали несколько стендов, оборудование на которых нам показалось жизнеспособным. Менеджеры радостно кивали и все, как один, говорили, что они представляют завод, который выпускает именно эти принтеры. Вот смотрите — фотографии завода, а вот инженеры с завода, а это директор завода. В общей сложности мы запланировали посетить 5 или 6 предприятий. Сначала всё было хорошо. Но не обратили внимание, что местность мы куда ехали на второй завод, уже видели часом ранее. И этот завод был очень похож на первый, хотя нет: вот другая дверь и над ней другая надпись. В третий раз мы подъезжали к заводу, и самые зоркие из нас уже стали что-то подозревать, но опять же — дверь другая, и надпись тоже. В четвёртый раз мы даже не стали заходить, а последующие поездки отменили, так как поняли, что выбрали «представителей» одного предприятия, каждый из которых построил себе отдельный вход на один и тот же завод. Я думаю, вы догадываетесь, что именно таким образом, можно получить эксклюзив на поставки китайского оборудования.
В качестве эпилога: есть в китайском языке одно слово — лаовай. В обыденной жизни оно означает иностранец, но чаще всего его используют в качестве насмешливого — глупец. Желаю вам быть человеком разумным и при работе с Китаем изучить их культуру и этику бизнеса, и тогда ваш опыт обойдется вам значительно дешевле.
Статья публикуется в авторской редакции. Точка зрения Publish может не совпадать с мнением автора.