Какие планы? Безусловно, главное событие этой осени, которое случится уже в октябре, – выставка «Реклама–2022». Журнал Publish будет там и проведет конференцию, участниками которой станут эксперты в области текстильной печати. Регистрируйтесь на конференцию «Как полиграфисту начать бизнес в текстильной печати: где деньги в текстильной печати и есть ли они там»!
Мировые тенденции текстильной индустрии мы разбирали в прошлом номере Publish (№ 7/8, с. 35). Резюмируя, за последние 40 лет:
- производство хлопка выросло на 25%;
- производство шерсти показало прирост в 3%;
- рост производства синтетических волокон составил 300%;
- в 2020 г. доля синтетического волокна составляет 62% от общемирового производства всех волокон.
Что происходило на рынке печати по тканям последние 10 лет? На конец 2020 года объём рынка набивного текстиля оценивается в 146,5 млрд долларов США во всем мире, и, по прогнозам, этот рынок будет расти со среднегодовым темпом роста в 8,9% в ближайшие 5 лет (Grand View Research, 2020). Объёмы цифровой печати по ткани достигли более 3 миллиардов квадратных метров за 2021 год, и бизнес-аналитики прогнозируют, что его среднегодовой рост составит не менее 14% (Allied Market Research, 2021 г.; Verified Market Research, 2021 г.). Часть исследований проводилась до начала пандемии COVID-19, которая значительно повлияла на многие сферы жизни, в том числе и на мировую индустрию текстильной печати. Тем не менее эти прогнозы по-прежнему актуальны, поскольку они основаны на общей устойчивости текстильного рынка и на позитивных перспективах отрасли в целом. По предварительной оценке, к концу 2022 года технология цифровой печати будет использоваться на 10% всех производств в мире. С момента своего зарождения в начале 2000-х годов технологическое развитие цифровой печати по ткани достигло своего пика. Цифровая печать считается наиболее перспективной технологией печати по текстилю с точки зрения сохранения окружающей среды, сокращения потребления энергии и уменьшения вредных выбросов. Более того, все составляющие процесса цифровой печати (оборудование, красители, химия) постоянно дорабатываются и совершенствуются для повышения эффективности, снижения себестоимости при стабильно высоком качестве продукции.
График 1. Объём отпечатанной ткани в мире, млрд м2 |
График 2. Объём отпечатанной ткани в мире, аналоговый и цифровой способы, млрд м2 |
Из графика 1 видно, что в среднем объём печати увеличивается на 1,3–3,2% год к году. С 2011 по 2021 год количество отпечатанной ткани выросло на 24,8%. Важно отметить: при среднегодовом увеличении объёма печати на 2,5 процента в денежном выражении рынок растёт почти на 9% в год. То есть текстильные компании увеличивают цены на готовую продукцию быстрее, чем растёт количество выпускаемых изделий. Весьма показателен график 2 — объёмы цифровой и аналоговой печати увеличиваются на разные величины. Если аналоговая печать в последние годы даёт прирост менее 1%, то цифровая печать растёт на 20–25% каждый год. Фактически в современных условиях цифровая печать даёт более 2/3 прироста мирового объёма отпечатанной ткани. За 5 лет, с 2016 по 2021 год, количество ткани, отпечатанной способом цифровой печати, увеличилось в три раза. Впечатляет? При том, что цифровая печать по ткани существует уже более 20 лет и её нельзя назвать ни прорывной, ни инновационной, ни новейшей. Практически всё то же самое, что и 20 лет назад. Революции не было, исключительно доработка и совершенствование.
График 3. Объём сублимационной и несублимационной печати по ткани, млрд м2 |
Как распределяются доли разных способов печати? На графике 3 мы видим — сублимационная печать растёт быстрее, чем прямая печать по ткани. И это понятно, сублимационный способ печати наиболее простой и максимально экологически чистый среди всех видов печати. Если мы сравним хлопковую и синтетическую ткань, то цикл производства хлопка от поля до отделки загрязняет окружающую среду в 10–20 раз больше, чем производство полиэстера.
Не оправдались прогнозы роста доли пигментных чернил, на текущий момент они занимают всего 3% от общего объёма. Одна из причин — физическая невозможность получить пигменты с высокой оптической плотностью. Отсутствие ярких насыщенных цветов и некоторая жёсткость отпечатанной ткани существенно ограничивают применение пигментных чернил для производства изделий из тонких и дорогих тканей.
Объёмы потребления чернил постоянно растут за счёт увеличения парка печатного оборудования. В 2017 году было реализовано порядка 19,5 тыс. тонн чернил для цифровой печати по ткани, к концу 2022-го ожидается двукратный рост. Сублимационные чернила увеличивают свою долю за счёт большого количества устанавливаемых новых принтеров.
Диаграмма 1. Цифровая печать по ткани, распределение по континентам |
Диаграмма 2. Распределение чернил по типам |
В подсчёте не учитывается определённое количество мелких производителей чернил из Азии, которые представлены на локальных рынках и не известны за пределами своего региона. Их суммарный вклад в общее производство чернил может увеличить значения на 3–5%.
Начиная с 2019 года медленно снижается доля производств готовой текстильной продукции в Европе и США и увеличивается доля компаний-производителей в Азии и Южной Америке. Среди лидеров роста выступают Бразилия и Китай. Опираясь на материалы прошлого номера журнала Publish, данные этой статьи и другие источники, можно отметить несколько важных тенденций:
Увеличивается доля принтеров средней производительности, 100–150 м2 в час. Доля принтеров начального уровня (20–60 м2 в час) снижается. Доля промышленных принтеров (150+ м2 в час) стабильна.
Сегмент цифровой печати по ткани находится в фазе уверенного роста.
Самый простой и весьма недорогой вариант — сублимационная печать по полиэстеру. Данная технология позволяет производить весьма широкий спектр продукции, от одежды до домашнего текстиля и ковров. Ассортимент полиэстеровых тканей весьма и весьма широк, есть возможность выбрать необходимую основу. В России есть проверенные компании — поставщики оборудования и расходных материалов, обращайтесь за консультацией, выбирайте тех, кто больше знает.
Более сложный вариант — печать реактивными чернилами по натуральным тканям. Такой вариант требует значительных инвестиций, кроме принтера необходимо приобрести устройство для пропитки ткани, сушку, паровой зрельник и мойку. Потребуется грамотный персонал, нужен технолог, оператор «мокрых» процессов. Плюсы технологии: яркая насыщенная печать, высокое качество отпечатка, малое количество компаний с цифровой реактивной печатью обеспечит высокий спрос и практически полное отсутствие конкуренции. Особенный спрос на печать хлопчатобумажного трикотажа.
Спорный вариант — пигментная печать по натуральным тканям. Получить качество, сравнимое с реактивной печатью, невозможно. Также пигментная печать заметно проигрывает реактивной в устойчивости к сухому и мокрому трению. Технология пигментной печати включает пропитку/сушку перед печатью и пропитку/сушку после печати. Фиксирование пигментных чернил происходит за 3 минуты при воздействии 150 °C. «Мокрые» процессы подразумевают наличие пропитки, что заметно увеличивает объём инвестиций. Двойная пропитка увеличивает время изготовления и потребление энергии, необходимой на сушку ткани. Вложения в оборудование для печати пигментными чернилами вполне подъёмные для среднего бизнеса, но низкая рабочая скорость и посредственное качество печати не позволят работать в сегментах модной и спортивной одежды. Домашний текстиль, сумки и недорогая одежда, возможно, для корпоративных мероприятий — типичный сегмент применения пигментной печати.
Печать кислотными чернилами по шёлку, шерсти и полиамиду. Технология, наиболее близкая с печатью реактивными чернилами. Используется для печати дорогих изделий женской моды (шёлк, шерсть) и одежды для плавания и специальных задач (полиамид).
Аналоговая печать по ткани показывает рост менее 1%. В текущих трендах рассматривать покупку новой ротационной трафаретной машины есть смысл при условии, что у вас уже есть текстильный комбинат с отлаженными процессами, а также с отработанной сбытовой структурой.
Текстильные изделия дорожают. Более качественные дорожают быстрее. Для конечного клиента это негативная тенденция, для владельцев текстильных компаний — позитивная. В текущих условиях, когда часть европейских одёжных брендов прекратила работу в России, освобождается большая ниша для производителей модной и особенно спортивной одежды.
Источники:
- WTIN, DIGITAL TEXTILE INK MARKET REVIEW, 2018
- Digital Textile Printing: Status Report 2021, Hitoshi Ujiie; Thomas Jefferson University
- The Future of Digital Textile Printing to 2021, Dr J D Hayward