101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Такая разная текстильная печать

  • Редакция Publish
  • 13 сентября 2022 г.
  • 1353
Занявшись этой темой, мы быстро выяснили, что мысль, вынесенная в заголовок статьи, не просто красивая фраза. С увеличением числа сегментов и областей применения текстильная печать быстро усложняется и стратифицируется, и компании, оказавшиеся на разных «слоях» этого рынка, имеют между собой мало общего. Внешне может показаться, что все они заняты текстильной печатью, но какие же разные задачи они при этом решают! Мы пообщались с несколькими компаниями и одним дизайнером, которые работают в этой сфере. Каждый из героев статьи прошёл свой путь, и у них есть чему поучиться.

Какие планы? Безусловно, главное событие этой осени, которое случится уже в октябре, – выставка «Реклама–2022». Журнал Publish будет там и проведет конференцию, участниками которой станут эксперты в области текстильной печати. Регистрируйтесь на конференцию «Как полиграфисту начать бизнес в текстильной печати: где деньги в текстильной печати и есть ли они там»!

Вишнёвая диверсификация

Основатель и директор цифровой типографии «Вишнёвый пирог» Евгений Тимощенко — личность, хорошо известная в полиграфических кругах и, кажется, далеко за их пределами. Эта типография стала для многих символом успешного и активно развивающегося цифрового полиграфического производства. Видя спад на рынке цифровой печати в 2018 году, Евгений начал расширять свой бизнес в сторону печати на различных тканях. В полиграфию Евгений пришёл из семейного бизнеса, который занимался производством и продажей постельных принадлежностей — таким образом, связь с шитьём и текстильным производством не отпускает его практически всю его жизнь.

Евгений Тимощенко, «Вишнёвый пирог»

Текстильное начало | В 2018 году был куплен один из первых принтеров Mimaki в России для печати по хлопковым тканям. И первый семикрасочный — все установленные до этого принтеры запускались в четырёхкрасочной конфигурации. Был найден крупный заказчик, для которого, после проведения тестов, начали печатать на текстильных материалах в рулонах. По мнению Евгения, для любой новой технологии нужно полгода, чтобы она интегрировалась в текущий бизнес, и только где-то через год она начинает показывать понятные результаты. С текстильным принтером вышло именно так. Сейчас у типографии три такие машины, и периодически, в высокий сезон, они загружены 24 часа в сутки. Помимо печати по хлопку, есть и сублимационная печать для синтетических материалов — Epson 9400. А одно из последних приобретений — комплекс оборудования для печати на готовых изделиях по технологии DTF (direct-to-film), которое работает всего полгода, но уже оправдало себя и приносит определённый доход. Также постепенно в типографии пришли к мысли о необходимости собственного швейного цеха: сейчас он активно работает.

Типография может печатать на различных натуральных тканях, например, на муслине

Коронавирус стал одновременно и большим испытанием для бизнеса, и своеобразным вызовом рынку — многие помнят защитные маски с разными интересными принтами, которые делали в «Вишнёвом пироге» в разгар пандемии. Именно ситуация с масками и стала толчком к созданию швейного цеха.

Текущие дела | Типография выпускает готовую текстильную продукцию, а также может запечатывать материал в рулонах и передавать их дальше на пошив. Среди типовых текстильных заказов — заготовки под детское постельное белье (бортики в кроватку, наволочки, пододеяльники с авторскими принтами). Стоит отметить персонализированную спортивную форму, которую шьёт «Вишнёвый пирог», — она изготавливается из синтетических материалов. В основном это футбольная форма для подростковых и детских команд — конкурентным преимуществом здесь является как качество печати на ткани, так и качество пошива изделий.

Раскрой будущих изделий

У «Вишнёвого пирога» есть собственный швейный цех с современным оборудованием

Компания обрабатывает много различных заказов на текстильную продукцию, которые поступают от различных онлайн-сервисов: футболки с индивидуальными надписями, за содержание которых типография ответственности не несёт, заказы на текстильную продукцию из магазинов для взрослых. А ещё — печатали интерьерную ткань для съёмок телевизионного шоу «Квартирный вопрос».

«Это не значит, что на производстве нет никаких проблем по качеству печати. Всё иногда бывает», — признаёт Евгений, но сразу оговаривается — это может быть обусловлено совершенно разными причинами. Недостаток опыта сказался, например, при печати ткани для садовой мебели — всем известный полосатый принт. Оказалось, что при термопереносе рисунка синтетическая ткань растягивается: всегда определённым образом, но не всегда равномерно, и при сюжете «в полоску» это становится особенно заметным. Ткань пришлось раскраивать небольшими полотнами длиной до 4–6 метров, чтобы избежать подобного дефекта. Определённые риски возникают, когда заказчик приходит с новым, зачастую сложным материалом — в этом случае даже изготовление тестового образца может стоить немало, а клиенты не всегда готовы за это платить.

Работа «от продукта» | Как начать бизнес в текстильной печати? Евгений уверен, в первую очередь надо определиться с конечным продуктом — что и для кого будет производиться и, самое главное — кто за это заплатит? Или же другой вариант — ты делаешь то, что тебе нравится и к тебе начинают (или не начинают) приходить заказчики, которым это тоже интересно. Пытаться продавать за счёт более низких цен — это наиболее очевидный вариант, но он же и самый нерабочий.

Новая линия одежды от команды «Вишнёвого пирога»

Ещё один проект «Вишнёвого пирога» — выпуск собственной линии одежды. Первая летняя коллекция, получившая название «Сочи», уже успешно отшита и продаётся, в том числе в двух фирменных магазинах и в… Сочи. Большой план компании — создание 200 магазинов. Стратегия продвижения собственной линии одежды основана на нескольких конкурентных преимуществах: качество тканей, специальные лекала, разработанные именно для российских женщин. В этом пригодилось образование и опыт сестры Евгения. Юлия — дизайнер-конструктор одежды, и у неё большой опыт разработки моделей с учётом особенности фигуры россиянок. Также упор делается на удобство этой одежды — она не должна мешать современной женщине активно двигаться, получать энергию и отдавать энергию.

«Проект собственной линии одежды — плод самостоятельной работы команды под руководством нашего директора по развитию — Ирины Чернышевой. Это та модель, к которой мы стремились, — коллектив превращается в команду, самореализуется и растёт, инициирует проекты и развивает свои идеи», — рассказывает Евгений.

Бизнес «Вишнёвого пирога» диверсифицирован — это и цифровая печать, и различные технологии печати на ткани, и различные рынки сбыта, а также собственная линия одежды. Это и делает его устойчивым, и помогает сгладить эффект сезонности, который в полиграфии очень заметён. Поиск новых идей, получение удовольствия от процесса, хорошая команда профессионалов и понимание эффективности того, что делается, — вот основные идеи, на которых строится «Вишнёвый пирог».

Уникальность и эксклюзивность

LBL Print в этом году отмечает своё тридцатилетие, а подразделению широкоформатной печати исполняется 28 лет. Для нашей отрасли это довольно солидный возраст, к которому типография подошла с существенным багажом опыта, современным оборудованием и использованием эффективных технологий. Полиграфический рынок в России сегодня диктует свои условия, и, чтобы оставаться на волне, быть клиентоориентированными и конкурентоспособными, российским компаниям необходимо внедрять новые технологии в своё производство, изучать новые тенденции рынка, искать новые ниши и новых клиентов.

Юлия Чунаева, LBL Print

Юлия Чунаева является генеральным директором рекламно-производственной компании LBL Print с февраля 2022 года, но в компании начала работать задолго до этого и увлечённо рассказывает обо всех направлениях деятельности, которых на сегодняшний день насчитывается немало.

Удивительный факт — много лет назад в LBL Print было офсетное производство — несколько листовых печатных машин, но затем фокус сместился в сторону рекламы — как наружной, так и интерьерной (оформление помещений и мест продаж). Достаточно долгий период времени LBL Print специализировалась на наружной рекламе — мы помним время, когда буквально вся страна была увешана разнообразной «наружкой» — баннеры, плакаты, брандмауэры, сетки на домах, перетяжки и т. д.

LBL Print — широкопрофильная компания, производство которой насчитывает более 15 единиц оборудования различного назначения. LBL Print развивается одновременно в нескольких направлениях. Первым из них остаётся наружная реклама, которая печатается на широкоформатных сольвентных принтерах. И, что интересно, сейчас, по словам Юлии, в этой области наблюдается определённый рост и компания даже задумывается о приобретении нового оборудования.

Второе направление — это УФ-печать, предназначенная в основном для оформления магазинов, выставок и мест продаж. Это и разнообразные POS-материалы, и лайтбоксы, и многое другое. «Наши УФ-принтеры могут печатать как на листовых материалах толщиной до 5 см — таких как пластик, фанера, композит, оргстекло, облицовочные панели, дерево, так и на разнообразных рулонных материалах — самоклеящихся и прозрачных плёнках, обоях, холстах и баннерных тканях», — поясняет Юлия.

Итальянский текстильный принтер MS JP4 EVO уникален для российского рынка комбинацией своих характеристик: ширина печати до 3,2 м, скорость печати до 400 м2/ч и расширенный цветовой охват
Текстильный каландер позволяет выполнять термоперенос с использованием сублимационной бумаги

Ещё одним направлением для LBL Print стала текстильная печать: незадолго до начала пандемии коронавируса компания приняла решение о покупке текстильного комплекса — это текстильный принтер MS JP4 EVO и каландровый термопресс Monti Antonio MOD 91–3600 — оба произведены в Италии. Для печати на текстильном оборудовании используется 8-красочная схема «CMYK + оранжевый + синий + флуоресцентные цвета (Fluo Yellow, Fluo Pink)», что позволяет получить максимально возможный цветовой охват. Принтер использует чернила на водной основе, которые могут применяться не только для рекламной продукции, но и для одежды, в том числе и детской. Это оборудование поддерживает одновременно две технологии: возможна как прямая печать на ткани, так и термоперенос с использованием сублимационной бумаги. Скорость печати составляет до 400 м2/ч.

Юлия довольна оборудованием: «Уникальность этого принтера в том, что он объединяет одновременно большой формат — его ширина печати до 3,2 м — и возможность печати флуоресцентными чернилами». Как это не удивительно для российского рынка, одной из причин начала работы в области текстильной печати стала экология. «Нам было интересно добавить экологичности в рекламное производство, именно с этой целью мы и купили текстильный принтер. Мы не ставили перед собой задачу печатать километры ткани, мы хотели делать что-то интересное и экологичное», — поясняет Юлия. Печать на ткани даёт возможность компании реализовывать много интересных и одновременно практичных и эффективных идей — с тканевыми флагами и баннерами удобно работать, у них длительный срок службы, их легко транспортировать и использовать многократно.

Ткани, которые печатаются в LBL Print, вызывают большой интерес у модельеров и дизайнеров — как у известных модных домов, так и у начинающих дизайнеров. На текущий момент компания осваивает сегмент модельного рынка. С таким оборудованием можно предлагать уникальные для российского рынка услуги. «А ведь подобные принтеры стоят и у создателей “высокой моды” — D&G, Versace…», — говорит Юлия. Ткани, на которых можно печатать на принтере MS JP4 EVO, должны содержать в своём составе не менее 70% синтетики. Сейчас качество таких тканей очень высоко, и они часто используются не только для повседневных коллекций одежды, но и для сегмента Haute couture. В этой области компания готова к печати и тканей в рулонах большими метражами, и небольших коллекций.

LBL Print активно работает в области печати тканей для различной спортивной одежды — это и футбольная форма, и одежда для фитнеса, и купальники для спортивной и художественной гимнастики, и купальники для плавания, и костюмы для фигурного катания. Также это могут быть любые другие виды одежды: например, пляжная одежда или как сделанные недавно в LBL Print дождевики для музеев Московского Кремля.

Ещё одно направление текстильной печати — разнообразные флаги и вымпелы. Причём на ткани для флагов используется технология прямой печати с фиксацией изображения в каландровом термопрессе. «Пробивка» оборотной стороны при этом достигает 90%, то есть флаги выглядят запечатанными с двух сторон при высоком качестве печати и насыщенности цвета. Текстильная печать может также использоваться для создания прессволов и оформления фотозон: ткань обладает необходимым фоторассеивающим эффектом, она не создаёт бликов и имеет яркие и насыщенные цвета. В случае использования текстиля получается оптимальный фон для фотографий, в котором не отражаются источники света.

Буйство красок и разнообразие сюжетов: печать на ковролине
Разноцветные подушки, отпечатанные флуоресцентными красками, могут стать украшением ночного клуба, ресторана или кафе

При оформлении кинотеатров, ресторанов, кафе и ночных клубов также активно используется текстильная печать. В интерьерах ночных клубов можно эффектно использовать флуоресцентные краски, которые красиво светятся неоновыми цветами в свете ультрафиолетовых ламп. Можно запечатывать не только баннеры, но и подушки, салфетки, скатерти, стеновые панели, стойки для рекламной продукции и многое другое. LBL Print занимается оформление и салонов красоты — как с точки зрения элементов интерьера, так и фирменной одежды мастеров и парикмахерских накидок-пелерин.

Юлия отмечает ещё один интересный сегмент рынка — сублимационную печать на ковролине, который может использоваться на различных выставках, конгрессах, форумах и любых других мероприятиях, где нужны эффектный дизайн и персонализация.

Образцы тканей, которые может печатать LBL Print

Ткани, которые можно использовать для печати на текстильном принтере, установленном в LBL Print, в основном устойчивы к УФ-излучению, к влаге и истиранию, поэтому области их применения могут быть самыми разнообразными: для обивки мебели или изготовления театральных декораций. Здесь дополнительным условием будут требования к негорючести материалов — такие ткани, соответствующим образом сертифицированные, сейчас есть в ассортименте поставщиков.

Любой текстильный принтер, как показывает опыт Юлии, влечёт за собой создание собственного, пусть и небольшого, швейного участка. В LBL Print уже установлено несколько швейных прямострочных и оверлочных машин, есть и свой штат швей. «Работая с тканью, невозможно обойтись без швейных машин. Любая продукция, которую мы хотим продать клиенту, от шопперов и платочков до любых других изделий, — всё это требует хотя бы минимальной швейной обработки, — говорит Юлия. — Поэтому мы развиваем и это направление тоже».

LBL Print также изготавливает вот такие специальные «велосипедные» носки

«Мы можем и хотим делать интересные проекты. То, что сейчас делается в текстильной отрасли зачастую, выглядит бледно. Мы хотим делать яркие и сочные вещи. Возможности флуоресцентной печати позволяют передать все оттенки цветов, существующие в природе, и сделать их ещё более насыщенными, — подводит итог Юлия. — Мы можем печатать и рулоны тканей большими метражами, но нам интересно делать что-то эксклюзивное, то, что выделит нашего клиента в своей сфере, будь то стенд на выставке или ткань для новой коллекции одежды». При этом можно говорить о некой диверсификации бизнеса: с одной стороны, параметры оборудования дают возможность производить достаточно большие объёмы, с другой стороны — оно позволяет делать короткие заказы с высокими требованиями к качеству.

На вопрос, что требуется для входа на рынок текстильной печати, Юлия отвечает однозначно: «Надо найти своих клиентов, свою нишу на рынке — возможно, что это звучит банально, но это именно так». Если понимать, кто ваши клиенты, то дальше уже достаточно просто определить, какое оборудование необходимо. Выбор оборудования также зависит и от тех типов тканей, на которых планируется печать. И, таким образом, наличие заказов и подходящего для их обработки оборудования создадут предпосылки для успешного бизнеса.

Текстиль в интерьере

Олеся Волкова, декорирует интерьеры

Декоратор Олеся Волкова, активно практикующая в области дизайна интерьеров, работает в среднем и высоком ценовом сегменте, в основном с английскими производителями тканей. Главная задача Олеси — это текстильное оформление интерьеров — шторы, мебель, элементы декора (подушки, абажуры). Ткани — в большинстве случаев натуральные (лён, хлопок, смесовые). «Ещё в 2014 году в России печать на льне — если речь шла о маленьких заказах — выполнить было негде. Возможна была только дорогая ротационная печать. Ещё с того времени я пыталась найти в России компанию, которая была бы готова выполнить для меня весь необходимый цикл работ — предоставить образцы натуральных тканей на выбор, сделать цветопробу и затем выполнить заказ на том метраже ткани, который необходим», — делится воспоминаниями Олеся.

Что может быть проще? | А зачем дизайнеру интерьеров нужно что-то печатать в России? Казалось бы — что проще? — заказать у английского или любого другого производителя по выбранным образцам, получить свой заказ и всё. И причины, почему не так, есть. Для начала, даже в дорогом проекте может возникать потребность в удешевлении ряда работ. Второй момент — заказы на европейских производствах требуют времени, часто — поездок на сами фабрики, что сейчас особенно сложно. Было бы гораздо удобнее, если бы печать была возможна в России.

Примеры оформления интерьеров

Довольно распространённая ситуация — заказчику ничего не нравится. Просмотрено огромное количество образцов тканей различных производителей, но всё — «не то». Но при этом есть определённые представления, какой дизайн хотелось бы получить. И при наличии опытного дизайнера-художника нарисовать необходимый рисунок не проблема, если потом его можно напечатать. Или же у дизайнера есть какая-то интересная задумка в области текстильного декора. И показать заказчику готовый образец ткани с печатью будет гораздо эффектнее, чем рисунки на компьютере. Ну и сейчас добавилась ещё одна веская причина — ткани попали в европейский санкционный пакет, и их заказ стал ещё более дорогим удовольствием, а время доставки выросло ещё больше.

Российская печать | Сейчас возможность печати на натуральных тканях в России уже есть, и дизайнеры интерьеров пытаются активно её использовать. Эти компании на своих сайтах предлагают печать на различных материалах и на натуральных тканях в том числе. При этом минимальный заказ составляет всего 10 метров, срок изготовления от одного дня, а максимальная ширина печати 2,2 м.

«Возникает другая проблема, — говорит Олеся, — обычный срок проекта — это несколько месяцев. То есть сначала нужно показать клиенту образцы тканей, выбрать подходящие, выполнить цветопробу, согласовать её и затем уже разместить заказ на печать. Но несколько раз я сталкивалась с тем, что после выполнения цветопробы выбранной ткани не оказывалось в наличии и процесс приходилось начинать сначала. Ну или просто отказываться от идеи цифровой печати».

В разговоре часто всплывает тема качества тканей, на которых дизайнеры хотели бы печатать. Полиграфисты бы сказали в таком случае, что качество бумаги — это уже более 50% успеха. Но в России, несмотря на богатые традиции и наличие собственных производств, с качественными натуральными материалами большая проблема. Качество льняной ткани зависит от качества исходного сырья, от оборудования, на котором происходит изготовление и обработка полотна, от химикатов, которые используются в процессе производства и от самой технологии изготовления. При производстве могут использоваться плоские нити или же скрученные по одной или по две сразу. Ткани на основе скрученных нитей получаются богаче, с более интересной фактурой.

Пример типичного английского дизайна интерьера — интерьер от Sanderson

Ткани, которые производятся на мануфактурах в Иваново, не годятся для использования в дизайне интерьеров. «Их ткани могут использоваться в основном для пошива одежды или для постельного белья. Интерьерные ткани должны иметь более высокую плотность и качество», — говорит Олеся.

Для дизайна интерьера можно использовать льняные ткани, которые выпускает фабрика в белорусской Орше. Там обеспечивается достойное качество и есть хороший выбор базовых цветов. Но большие объёмы этих тканей выкупаются европейскими и американскими компаниями и в наличии практически ничего не остаётся. Свою роль тут играет тот факт, что продавать ткани, как и любые другие расходные материалы, маленькими партиями невыгодно, а частному дизайнеру интерьера большие партии не нужны (оформление одного окна — это, в среднем, 12 метров ткани).

История с кадрами | Разговор постепенно переходит на тему образования — как в целом для дизайнеров, так и в частности — например, для операторов тех самых цифровых машин, которые могут печатать на натуральных тканях. Если лет 15–20 назад качественное образование для дизайнеров в России, в принципе, отсутствовало, то сейчас оно есть, но чаще всего базируется на европейской или американской истории орнаментов, костюмов, интерьеров и т. д. При этом, по мнению Олеси, мы теряем многие российские традиции, которые у нас, несомненно, есть — и в орнаментах (Палех, Гжель), и в традициях изготовления тканей (Трехгорка, Иваново, Торжокские золотошвеи). В ивановском Музее промышленности и искусства, как и в Музее ситца, нельзя купить качественные книги с дореволюционными и современными дизайнами тканей. А многие российские дизайнеры с удовольствием пользовались бы такими книгами не только для самообразования, но и для того, чтобы клиенты могли выбрать для своего дизайна что-то связанное с историей российского текстиля. Есть опыт переиздания дизайнов, которые являются всемирным наследием — например, Уильяма Морриса и других известных художников, есть попытки выпуска тканей и с российской тематикой (например, с жостовскими узорами), но в этой области ещё есть куда развиваться.

Идейная история

Александр Ульянов. WMTAG.RU

Основатель WMTAG.RU Александр Ульянов в текстильную печать пришёл случайно. Начало коронавирисной пандемии вызвало бурный рост информационных технологий: большое количество сотрудников было переведено на удалённую работу — вырос спрос на услуги в этой сфере. Александр, работавший в IT, получил в это время дополнительный доход и решал вопрос: куда бы вложить деньги? Идею подкинул его знакомый, у которого есть принт-студия, в части печати по ткани было всё достаточно просто — сублимация и термотрансфер, большие объёмы перезаказывал. Он и предложил открыть совместно вторую точку продаж, куда Александр смог бы зайти в качестве партнёра.

Ему предложение показалось интересным, хотя не было никаких знаний в части печатного бизнеса: «Я начал учиться по видео на Youtube, поехал на выставки — увидел принтеры Epson, Ricoh — постепенно знакомился с технологиями». Потом планы его знакомого поменялись, но Александр уже был «в теме» и подумал: почему бы самому не начать заниматься печатью на текстиле? Производство он запустил в августе 2021 года с одним принтером Ricoh Ri 2000, одним термопрессом.

Быстрый рост | Стали искать заказы по знакомым, дали объявление на Avito, неподалёку было производство с вышивкой — оттуда приходили клиенты. Начинали с того, что работали с розницей — делали один-два принта (сейчас меньше 20 штук в работу не берут). Ещё один источник заказов — цеха, которые шьют одежду для Wildberries. Есть в пуле клиентов WMTAG.RU и медийные личности, которые делают собственный мерч и затем распространяют по своим каналам. Всё это — маленькие ручейки, которые и создают хороший поток заказов. Настолько хороший, что в августе 2022 года, когда мы беседовали с Александром, на производстве работало уже три принтера Ri 2000 и были конкретные планы по инвестициям ещё на несколько единиц оборудования: DTF- и DTG-принтеры и… листовая ЦПМ, планшетный плоттер, ламинатор — компания начинает осваивать рынок цифровой печати с прицелом на свадебные приглашения.

Дело, считает Александр, в удачной нише, которую удалось нащупать. Есть огромные предприятия с мощным оборудованием, они работают с объёмами в десятки, а может, и сотни тысяч штук. И у них огромная очередь заказов: если вам нужно 100 штук, то они сделают их вам в общем порядке недели через две. А есть небольшие печатные производства с не самыми производительными принтерами: им ту же сотню футболок придётся печатать три дня. WMTAG.RU заняла нишу посередине: один их принтер может запечатать 300 белых или 150 чёрных футболок в день. Заказы на несколько сотен или даже тысяч футболок отлично укладываются и по срокам, и по цене под требования клиентов. А главное преимущество — это скорость с хорошим качеством. Для этого работает дизайнер, который готовит файлы к печати. Всегда делается тестовая печать на ткани клиента или прямо в его присутствии, или с доставкой образцов курьером. И сразу после согласования начинается процесс печати на крое или готовых изделиях в зависимости от заказа — долгих примерок или подгонок нет. «Эта ниша очень удобная для нас: и по цене, и по загрузке», — считает Александр. Второй свой принтер он купил в компании, у которой «что-то не пошло». Третий принтер появился в результате договорённостей со швейным цехом, в котором шили: принтер у них был, но печать не получалась. Это экспериментальный цех: есть свои конструкторы, технологи, могут разработать модель, сделать размерный ряд под заказ и отшить небольшую партию. Случилась такая коллаборация, от которой все выиграли: они умеют классно шить, в WMTAG.RU — классно печатать.

Одежда под брендом «Русская география» от WMTAG.RU

Почему получилось | На вопрос «Почему у них не получилось, а у тебя — получилось зарабатывать на текстильной печати?» Александр уверенно отвечает: несколько факторов сыграло. Во-первых, ему очень нравится, что он делает. Ему близка тема дизайна: он закончил художественную школу, в студенчестве колол татуировки, «бомбил» граффити, позже — освоил рисование в 3D на компьютере. И всё, что связано с печатью, ему нравится: «Дело не в деньгах, это идейная вещь». Во-вторых, Александр очень много общается, везде рассказывает о своём производстве и находит неожиданных клиентов: однажды покупал с рук термопресс и вместо этого получил заказ на печать.

Почти сразу после начала работы Александр понял, что Wildberries — хорошая возможность повысить продажную стоимость принта: маркетплейс даёт возможность работать с большими партиями и держать хорошую цену, а все деньги при этом, минуя посредников, получает продавец. Для этого был придуман бренд — «Русская география», под которым и стали выпускать футболки. Для компании это успешный продукт, линейка изделий будет дорабатываться и расширяться: уже сейчас делается нанесение изображений и на кружки, и на носки, и на чехлы.

Желание постигать основы привело к тому, что Александр досконально разбирается в вопросах, которые ему интересны. Он уверенно говорит, что знает про свои принтеры больше, чем сообщают официальные руководства пользователя. В процессе освоения техники он проводит множество тестов — печать с различными параметрами — и все результаты фиксирует, чтобы на базе их принять решения по технологии производства. Например, благодаря особой методике удалось в процессе печати с белой подложкой сократить расход белых чернил до 30% — это недокументированная возможность принтера, которую он выявил.

Производство с оптимизмом

Светлана Солныкова, «Форма-Т»: «Производство нужно создавать под заказы»

Случайность это или нет, но Светлана Солныкова закончила Московский государственный университет печати, правда, в полиграфии проработала всего год. В определённый момент своей карьеры Светлана стала антикризисным менеджером в компании, которая производит униформу. Это была одновременно сложная и интересная работа — две собственные фабрики, огромное количество подрядчиков, одновременно более двухсот заказов в производстве и совершенно новая для Светланы отрасль. Но у неё всё получилось. Встал вопрос — что делать дальше? Во многом благодаря хорошим отношениям с заказчиками и возникла идея создания собственного швейного бизнеса. Первым заказчиком новой компании, которая была названа «Форма-Т», стала сеть ресторанов «Якитория», которая до сих пор работает со Светланой, как и многие другие крупные сети ресторанов.

Собственное дело | Начинала свой бизнес Светлана вдвоём с мужем — он и сейчас помогает ей, выполняя определённые задачи. Первой покупкой стал принтер Canon, предназначенный для печати лекал — этот принтер и сейчас стоит в офисе в компании — в его ремонт вложено уже немало денег, но для Светланы это, в определённом смысле, символ успешности бизнеса.

Изначально мыслей о собственном производстве даже не возникало. Это казалось сложным и дорогим удовольствием. Но стало понятно, что имеющиеся швейные производства не обеспечивают должного качества готовых изделий, а признавать брак практически никто не готов, переделка готовых партий требует больших усилий. В швейном бизнесе большое значение играет качество образцов продукции, которые показывают потенциальным заказчикам, — эти образцы должны быть безупречны со всех точек зрения: качество тканей, раскрой, пошив, печать или вышивка фирменной символики. Проблемы с качеством образцов возникали постоянно и решить их другим способом, кроме как путём создания собственной «швейки», не представлялось возможным. Изначально была идея создать микропроизводство для проработки и отшива образцов продукции, а также для исправления дефектов в уже отшитых партиях. Но вышло по-другому: в Александрове (Ярославская область) на производстве «Формы-Т» сейчас работает несколько десятков человек. Проблема кадров в швейном бизнесе стоит не менее остро, чем в полиграфии. «Со швеями в стране очень тяжело, это умирающая профессия, безусловно», — признаёт Светлана. Хотя производство было создано, с одной стороны, на базе давно существующей швейной фабрики, с другой — помещение и оборудование сейчас совершенно другие. Главная ценность, как и в любом другом бизнесе, — это люди. Сейчас у компании есть также второе швейное производство — в Орловской области.

Собственное производство в Александрове — современное и эффективное
Коллектив швейного производства в городе Александров

Большой бизнес | Одна из интересных особенностей швейного бизнеса — это долгосрочная загрузка производства. То есть наличие заказов вперёд на год или даже на два — довольно распространённая практика. Ну и то, что выгоднее изготавливать крупные партии изделий, — это прекрасно понятно и полиграфистам. В 2022 году «Форме-Т» исполнилось пять лет, её оборот за 2021 год, несмотря на пандемию и другие сложности, составил порядка 200 млн руб.

Всё-таки 90% оборота занимает корпоративная форма, которая больше похожа на обычную повседневную одежду, но имеет фирменную символику. Список клиентов пестрит известными именами — KFC, «Теремок», «Крошка-Картошка», сеть магазинов «Ив Роше Восток», банк «Русский стандарт», Совкомбанк, «Вкусвилл», «Хофф», «Роснефть», Почта России. Последние два года «Форма-Т» признается лучшим поставщиком сети ресторанов KFC в категории «non-food», то есть среди всех поставщиков непищевой продукции.

Эскизный проект, выполненный для сети ресторанов «Якитория»
Так выглядят профессиональные эскизы, созданные дизайнером: эскизы фирменной одежды для «ОктоПринт Сервиса», которая была пошита в 2020 году

Фирменная одежда и шоппер для сети магазинов «Ив Роше»: в России насчитывается более 400 магазинов

Этапы процесса | Как делают униформу? «Все бывает по-разному, — рассказывает Светлана. — Кто-то приходит с готовыми моделями, которые нужно просто отшить. У кого-то просто есть идея, и требуется проработка всех деталей с самого начала». Если требуется дизайн, то у компании есть дизайнер на фрилансе, который берет на себя эти функции. Главный человек в этом процессе — технолог, который определяет, каким образом и из каких тканей нужно выполнять шитьё. К тканям для униформы предъявляется много самых разнообразных требований — изделия из них нужно носить по 12 часов, они должны стираться и сохнуть при определённой температуре. Дальше изделие передаётся конструктору, который занимается изготовлением лекал: если раньше для этого использовалась миллиметровка и карандаш, то теперь всё делается на компьютере в программе САПР. Лекала распечатываются, и делается раскрой изделия. Образцы отшиваются либо технологом, либо портной-лаборант делает это под наблюдением технолога с одновременным расчётом времени, которое потребуется на изготовление изделия. После согласования образцов с клиентом делается градация по размерам: здесь тоже на помощь приходит специализированное ПО. При отшиве партий более 100 единиц применяется конвейерный метод изготовления. «Швеи садятся, как у Генри Форда, одна за одной в конвейер — здесь, например, блузка запускается в производство, и на десятой швее мы получаем готовое изделие», — поясняет Светлана.

Персонализации униформы | «На униформу, как правило, наносятся те или иные виды логотипов или рисунков или и то, и другое сразу, — рассказывает Светлана, — чаще всего для этого используется окрашивание ткани методом сублимации». Перенос возможен только на полиэстеровую ткань, что накладывает ряд ограничений, которые, впрочем, можно достаточно легко обходить. Часто используется ткань «сэндвич», верхний слой которой — полиэстер, а внутренняя сторона — хлопковая ткань или утеплённая хлопковая ткань (так называемый футер). Сублимационная печать отличается высокой прочностью — она не стирается, не выцветает. Чаще всего сублимационная печать используется для верхней одежды — жилетов, курток. При персонализации часто используется термотрансферная печать, когда рисунок переносится сначала на бумагу, а потом с помощью локального нагрева — на изделие. Термотрансферная печать может быть светоотражающей, если этого требуют условия эксплуатации униформы.

Заказы как вызов | Если с типичными для компании заказами всё понятно, то было интересно задать Светлане вопрос о самых интересных и запоминающихся заказах, которые ей приходилось шить. «Вспоминается работа для одного известного молодёжного дизайнера. Это дизайнер, для которой мы шили золотые плащи», — говорит Светлана. Один такой плащ стал украшением рабочего кабинета хозяйки. Это действительно золотая ткань с очень интересной вышивкой. Причём партия была не более 150 штук и вся она отшивалась для американского рынка, но в России. При цене готового изделия около 1500 долларов себестоимость ткани и изготовления вряд ли превысила 10 000 рублей — такие заказы изредка тоже бывают, и они запоминаются.

Ещё один интересный заказ был от компании «Ив Роше» — заказ на производство косметички из плёнки, вспоминает Светлана: «Косметичка должна была обязательно быть из экологичного пластика, на неё должен был быть нанесён логотип, стойкий к истиранию, она должна была держать форму и быть окантована тесьмой». Большинство производителей отказались от этого заказа — всех смущали требования к экологичности пластика, стойкости печати и обработке пластика. Будучи по образованию полиграфистом, Светлана достаточно быстро пришла к мысли о флексопечати. А выбор материала произошёл спонтанно, но он идеально иллюстрирует настоящего предпринимателя, который всегда думает о работе: «Я пошла в магазин за продуктами и увидела в отделе заморозки клешни крабов — в полиэтиленовом пакете с полноцветной печатью. И клешни же не прорезают свой пакет! Дальше всё просто — я позвонила производителю крабов и узнала, что плёнку делают в Подмосковье в Пушкине». Именно там для «Формы-Т» была разработана специальная плёнка, которая соответствовала всем заявленным требованиям. Помимо форменной одежды, косметичек из пластика, Светлана также изготавливает для «Ив Роше» тканевые сумки-шопперы и бумажную упаковку, которую производят в тверской типографии «Альба Плюс».

Идти ли в швейный бизнес? | «Если ты не конченный оптимист, то в “швейке” тебе делать нечего, — подводит итог нашего разговора Светлана. — Этот бизнес очень сложный сам по себе. И всегда нужно начинать с конца — понимать, что и для кого вы будете шить». Вложения в такой бизнес будут, очевидно, от миллиона долларов и до бесконечности. По мнению Светланы, в швейном бизнесе нужно чётко иметь свою нишу и планировать загрузку на ближайшие пару лет. Производство в швейном бизнесе должно быть понятным, стабильным, ритмичным и непрерывным — только так можно достичь положительных результатов и динамично развиваться.

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Скрепка 2024

Выставка «Скрепка» привлекает совершенно разных посетителей и участников. Там можно встретить не только канцелярскую и офисную продукцию (что очевидно по названию), но также продукцию школьного ассортимента, продукцию для внешкольного развития, материалы для хобби и творчества, игры и игрушки, в том числе новогодние, подарки, сувениры и т. д.

Устойчивость — это цель

В ООО «Танзор» с 1 января 2024 года — новый генеральный директор Алексей Анисенин. Алексей работает в компании с 2005 года. Образование и длительный опыт работы в отрасли помогают ему решать задачи, стоящие перед компанией в сложные времена. Как у него это получается — читайте в интервью.

Расходная часть упаковки

Прошедшие два года стали непростым испытанием для различных сегментов полиграфической отрасли. Не является исключением сфера упаковки и поставок расходных материалов для этого рыночного сегмента. Какие изменения произошли в этой области и насколько всё сейчас вернулось в стабильное положение — Publish спросил у экспертов.

Рентабельный УФ-ДТФ

В 2023 году начала поставки актуальных решений для UV DTF-печати «Алларт Сервис», предлагающая на эксклюзивной основе оборудование китайского бренда Oric

Больше порядка

Ежедневники выпускают специализированные компании, книжные издательства, блогеры и даже музеи.



Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 22