101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Разница в чернилах

  • Михаил Кувшинов
  • 14 сентября 2022 г.
  • 2742
Из всего многообразия видов чернил струйной печати нашли в гофропроизводстве применение два — УФ-отверждения (далее — UV) и на водной основе (далее — WB).

Какие планы? Безусловно, главное событие этой осени, которое случится уже в октябре, – выставка «Реклама–2022». Журнал Publish будет там и проведет конференцию, участниками которой станут эксперты в области текстильной печати. Регистрируйтесь на конференцию «Как полиграфисту начать бизнес в текстильной печати: где деньги в текстильной печати и есть ли они там»!

Струйные препринт-решения полностью основаны на WB. В постпринте, как одно-, так и многопроходном, востребованы обе технологии. Потому что каждая из них имеет преимущества и недостатки, в совокупности делающие их применение оптимальным в разных приложениях.

Отмечу, что есть и попытка мимикрии. Компания Durst продвигает собственную разработку — WT (Water Technology). Несмотря на маркетинговое название, включающее слово «вода», состав* этих чернил таков: «Вода, высококипящие растворители, УФ-реактивные связующие (мономеры и олигомеры), водорастворимые фотоинициаторы и пигменты». Маркетологи, конечно, могут называть такую смесь как угодно, хоть вермутом. Но с технической и химической точки зрения это смесь UV-чернил с водой. Сушка применяется гибридная, с использованием ультрафиолета. Цены, кстати, согласно тому же документу соответствуют ценам UV-чернил.

UV-чернила — жидкость, состоящая в основном из смеси мономеров и олигомеров (маленьких органических молекул, которые потом сшиваются в огромные цепи — полимеризуются). В эту смесь добавлены красители, инициаторы полимеризации и, обычно, различные присадки. Поглотив квант УФ-излучения, молекула инициатора возбуждается, передаёт возбуждение молекуле мономера, инициируя цепную реакцию сшивания молекул в трёхмерную сетку. Обрывается цепочка полимеризации обычно на молекуле кислорода (т. н. кислородное ингибирование). Процесс идёт очень быстро, в доли секунды реагирует основная часть моно/олигомеров. Основная, но не 100%.

После нанесения на гофрокартон капля чернил остаётся на поверхности, затем полимеризуется УФ-излучением. Отсюда более яркие краски УФ-печати.

Преимущества UV проистекают из их физико-химической природы — устойчивость к внешним, в том числе атмосферным, воздействиям и яркость красок. Более простая сушка — УФ-излучением. Как и недостатки — более высокая цена и, главное, химическая активность, заложенная в саму суть УФ-отверждения. Следствия — характерный неприятный запах (непрореагировавшая доля мономеров) и плохая совместимость с пищевой упаковкой, даже с вторичной (они же плюс инициаторы полимеризации). С этим можно бороться и за счёт изменения рецепта чернил, и за счёт усложнения оборудования (не будем лезть в технические детали). Но если запах удаётся подавить относительно легко (да и обычно он за несколько дней исчезает сам), то борьба за совместимость с вторичной пищевой упаковкой обходится очень дорого и по железу, и по расходным.

Водные чернила химически просты. Есть два варианта: пигментные (pigment) и на красителях (dye). В русском языке пигмент и краситель — полные синонимы, в английском под водными пигментными понимаются чернила, где в воде взвешены мелкие твёрдые частицы пигмента. А во втором варианте краситель растворён в воде. Почти всегда пигменты/pigment — минеральные, неорганические вещества. А красители/dye — органические. Но, строго говоря, это не обязательно. Практическая разница между ними в том, что пигментные чернила немного дешевле и более стойкие к атмосферным воздействиям, чем на красителях. Но менее яркие. В гофрокартоне доминируют пигментные водные чернила.

После нанесения на гофрокартон водные чернила впитываются, что существенно приглушает яркость красок. Бороться с этим эффектом можно нанесением грунтовки, т. н. праймированием — но всё это стоит денег.

Сравнительные преимущества и недостатки WB-чернил, соответственно, обратные UV. Химия проще, вода дешевле смеси мономеров — поэтому водные чернила в целом дешевле. И за литр, и за единицу запечатываемой поверхности. При работе с гофрокартоном это особенно важно. Все компоненты можно подобрать безвредные, поэтому пригодность для пищевой упаковки очень высокая. Делают даже первичную, без постоянного прямого контакта с пищей — упаковку пиццы, например. А это очень тяжёлый случай — пицца жирная. И недостатки — воду надо испарить, что сделать мгновенно невозможно, то есть мы имеем большие энергозатраты и громоздкие сушки.

 

Если рассмотреть эти достоинства и недостатки, то оказывается, что в цифровой печати на гофрокартоне WB-чернила, скорее, подходят для печати на упаковке пищевых товаров, напитков, кормов для животных. А это основная часть упаковки. А UV-чернила очень хороши для наружной рекламы и POS-материалов.

Об авторе: Михаил Кувшинов, директор по развитию «Нисса Центрум». Независимый автор.

* Q&A: Durst Water Technology. Sponsored content from Durst.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Концепция стен

Компания из Краснодарского края строит бизнес на фотообоях и стеновых панелях, делая ставку на качество, маркетплейсы и яркие эмоции.

ARK-JET держит цены, несмотря на апгрейд

На прошедшей в октябре выставке «Реклама 2025» на стенде «Смарт-Т» были представители ряда китайских компаний. Одним из них стала менеджер по региональным продажам бренда ARK-JET Мяо Ин (Miyoenn Yingying), которая поделилась подробностями о выпускаемом оборудовании и планами по дальнейшему развитию бизнеса в России.

Мы живём в эпоху перемен

Несмотря на то, что начало календарной зимы в отрасли неразрывно связано со словосочетанием «пик сезона», мы решили подвести предварительные итоги 2025 года с одним из значимых игроков на рынке цифрового оборудования — ГК «РУССКОМ». О новинках, основных тенденциях и востребованности отраслевых мероприятий мы поговорили с директором департамента печатающего оборудования Сергеем Головченко и директором департаментов ламинаторов и рекламных технологий Ириной Джатиевой.

Под флагом инноваций

Изготовление флагов может со временем вырасти из небольшого направления в отдельное производство с промышленными масштабами. Именно такой путь проделала компания «ИНТЕРФЛАГ», ставшая ныне заметным игроком на рынке производства всевозможных разновидностей флагов: от настольных флажков до серьёзных полотнищ для массовых мероприятий. Благодаря техническому перевооружению теперь она может выпускать бесшовные флаги ещё большего размера.

Ещё одна хорошая история

Под новогодние праздники и Рождество принято рассказывать истории с хорошим концом — для этого есть даже целый литературный жанр: рождественские рассказы. Порой полиграфисты тоже нуждаются во вдохновляющих историях, тем более если они случились в реальности.



Новый номер

Шоурум Ricoh в Екатеринбурге. DTF-ураган. FAT-дизайн. Печать без промаха. Правильный гибрид. УФ-принтер с ИИ. Защитные технологии в полиграфии. Технология как магия. Выставка перемен. Ставка MEFU — на автоматизацию. Наношансы: выживет ли Landa?



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
Широкий УФ
25%
25 %
Сувенирный УФ
27%
27 %
ДТФ (текстиль)
20%
20 %
УФ ДТФ
20%
20 %
Латекс
7%
7 %
Экосольвент
12%
12 %
На водных чернилах
7%
7 %
Сублимацию
8%
8 %
Для прямой печати по ткани
10%
10 %
ДТГ («футболочный»)
3%
3 %
Проголосовало: 59