Какие планы? Безусловно, главное событие этой осени, которое случится уже в октябре, – выставка «Реклама–2022». Журнал Publish будет там и проведет конференцию, участниками которой станут эксперты в области текстильной печати. Регистрируйтесь на конференцию «Как полиграфисту начать бизнес в текстильной печати: где деньги в текстильной печати и есть ли они там»!
Бескрайние дали
Как индустрии выжить в суровых реалиях? Есть ли хоть какие-то перспективы у цифровой и аналоговой печати в России? По мнению руководителя типографии «Вишнёвый пирог» Евгения Тимощенко, использование технологий, зависящих от поставок из недружественных стран, — сегодня большой риск, и попытка сделать ставку на применение «цифры» кажется опасной. Хуже всего дела обстоят в коммерческом сегменте и рекламной полиграфии: перспективы здесь как для офсетных, так и для цифровых типографий более чем печальные.
Кроме того, мир очень быстро цифровизировался. Как подчеркнул Влад Кузнецов, независимый эксперт, из многих ресторанов исчезли бумажные меню, теперь делать заказ нужно с помощью приложений или QR-кодов. Вместе с меню канули в Лету массовые заказы на визитки, листовки, проспекты, буклеты.
С коллегами согласился и директор по развитию компании «Нисса Центрум» Михаил Кувшинов. По его мнению, коммерческая печать «дышала на ладан» ещё за много лет до пандемии. Поэтому, если речь идёт о развитии бизнеса в этом сегменте, здесь нужно либо искать специальную нишу, либо обладать высоким уровнем оптимизма, неважно будь то офсет или «цифра». Другое дело, чтобы загрузить офсетную машину, требуется гораздо больший поток заказов. Поэтому дольше продержатся именно маленькие цифровые типографии и копи-центры.
По словам Кувшинова, «цифра» оказалась гораздо проще и как бизнес-объект. Количество расходных материалов, необходимых для запуска цифровой машины, значительно меньше, чем для офсетной. Кроме того, цифровая печать в гораздо меньшей степени зависит от оператора. С другой стороны — материалы в офсете практически все заменимы, чего не скажешь о «цифре». Этот факт тоже надо учитывать.
Говоря о перспективах в целом, Михаил предположил, что всё будет неплохо, если какую-то долю ресурсов, необходимых для работы, получится заместить тем, что производится в дружественных странах. Именно так происходит в сфере производства упаковки и этикетки, где удар был наименьшим, поскольку китайские технологии уже широко представлены в этом сегменте.
С ним солидарен и Кузнецов: «Рынок этикетки и упаковки в России будет развиваться, правда, уже не такими активными темпами, как до пандемии. Но перспектива здесь есть, и не призрачная. Цифровая печать в этом сегменте найдёт своё применение. А вот в коммерческом — вряд ли».
Все трое экспертов сошлись во мнении, что будет расти только то, что соответствует запросам. Определённый сегмент, в том числе и цифрового рынка, имеет свои перспективы. «Всё что может стать цифровым, будет цифровым, и печать — не исключение. Но не будет ли «цифра» абсолютной, не уйдёт ли материальный носитель полностью — большой вопрос», — резюмировал Кувшинов.
Финансовая сторона медали
А как изменится бизнес-ландшафт предприятий в связи со сложной ситуацией в отрасли? За последние 5–7 лет было открыто очень немного крупных производств, напомнил Кувшинов. Это скорее исключение. По его прогнозам, на сто существующих предприятий закроется десять, а родится одно.
«Вовсе не обязательно, что спад на рынке будет провоцировать закрытие предприятий, — возразил Тимощенко. — Сегодня появляется большое количество компаний-зомби, которые могут существовать достаточно долго. Их жизненный цикл зависит от энтузиазма руководителей. Но то, что сегодня не стоит ждать открытия каких-то больших предприятий, я согласен. Инвестировать в полиграфию, в широком смысле этого слова, не стоит. Здесь огромное количество рисков: падающий спрос плюс полная зависимость от импорта материалов и оборудования, специалистов на рынке».
В более выгодном положении сейчас, по мнению Кувшинова, окажутся гибкие предприятия. Крупным гибкость сохранять сложнее. Но есть и приятные исключения. «Как пример, могу привести „Санкт-Петербургскую Образцовую типографию”, которая начинала с одной-двух печатных машин, а выросла в крупное комплексное производство мирового уровня. Вот это огромное, но очень гибкое предприятие», — подчеркнул Михаил. В «цифре» это тем более возможно, как нам показывает пример «Фотоэксперта».
Поддерживают мнение коллеги и собеседники, считая, что в выигрыше окажутся предприятия, которые смогут предложить новый продукт, хороший сервис и решения, умеющие брать на себя задачи заказчика. Кроме того, перспективу имеют «запасливые» компании, планирующие работу на долгий горизонт.
В поисках новых ниш
Главная рекомендация в нынешней ситуации, по мнению Тимощенко, — искать новые, очень чёткие и узкие ниши и диверсифицировать производство. Он считает, что сегодня каждой компании важно понимать, кто является её целевой аудиторией. По его мнению, если раньше платёжеспособный спрос был сразу в трёх сегментах — и в госсекторе, и среди коммерческих компаний, и у частных лиц, — то теперь всё изменилось. Во время пандемии упал спрос в коммерческом сегменте, а сейчас он значительно сокращается в частном. Самым большим заказчиком могут стать госструктуры.
В нулевых годах, когда на рынке было представлено множество устройств и решений, стали нужны небольшие тиражи и заказы «здесь и сейчас», началась активная эра цифровой печати, напомнил Кузнецов. Прошло 10 лет, и цифровая печать вошла в производство этикетки и упаковки. А сейчас наступает эра печати на текстиле. Новые ниши, стратегии и диверсификация — это то, что действительно может помочь в преодолении трудностей. Но главных рекомендаций всего две: надо делать то, что хорошо умеешь, и то, что никто ещё не делает.
Как писал Жюль Верн, процитированный Кувшиновым: «Гораздо благоразумнее рассчитывать на худший исход», чтобы потом не разочаровываться, добавил Михаил. Осенью многие ожидали полного и абсолютного краха отрасли, но система оказалась намного живучее, а ситуация — позитивнее. Так что самые неблагоприятные весенние прогнозы пока не оправдались. Дальнейшие ожидания, связанные с развитием индустрии печати, к сожалению, снова пессимистические. Но надо надеяться, что прогнозы окажутся хуже самой ситуации,
Подвёл Запад — ждём помощи с Востока?
Насколько потеря проверенных вендоров критична? В сегменте этикетки китайские производители оборудования смогут заменить ушедших европейских вендоров на 90%, заверил Кувшинов. Да, возможно, они не позволят применять некие специфические приёмы, такие как печать серебряной краской или замешивание собственного пантона, но это и не является самым необходимым. А во всём остальном удалось добиться полного замещения.
Что касается гибкой упаковки, то здесь ситуация ровно противоположная: на китайском рынке замены практически нет. В картонной упаковке (за исключением гофры) дела обстоят ещё хуже: в этом сегменте и вовсе нет никакого решения.
«Выход есть в случае струйных технологий, которые в Китае развиты очень хорошо, — дополнил собеседника Тимощенко. — Но тонерных машин от них ждать точно не стоит». То, что необходимо для работы, но невозможно сделать самим, компании будут добывать разными хитрыми путями. Однако большую часть всё равно придётся закупать в Китае или производить самим, главное — чтобы на это был спрос.
Посмотреть запись можно здесь.