Очень долго всю бумагу импортировали в Россию из Европы и Азии. Первый, кто решил кардинально изменить ситуацию, был, как водится, неугомонный Пётр I. Он запретил в госучреждениях использовать заграничную бумагу и принялся устраивать бумажные фабрики. К концу XVIII века в России работало 60 мануфактур, где делали бумагу методом ручного черпания.
В XIX веке количество заводов увеличивалось, но технологии развивались очень медленно: бумагу делали по старинке, из «тряпья и палок». Только в 80-е годы XIX века у нас появились первые целлюлозные заводы. К тому же в России практически не было своего производства бумагоделательного оборудования: первая отечественная бумагоделательная машина была запущена в 1917 году на Петергофской гранильной фабрике. Первую советскую БДМ, изготовленную в Петрограде в 1932 году, запустили в Краснокамске в 1936 г.
|
Генеральный директор «КАМЫ» Максим Писарев: FBB — это технологически сложный, премиальный продукт. Ввязываться в проект по его производству долго никто не хотел, потому что проще производить целлюлозу или фанеру и не мучиться с капризным полиграфическим рынком, избалованным высоким качеством продукции финнов и шведов.
Бури первой половины XX века подкосили развивающуюся отрасль, тем не менее к 80-м годам советское бумажное производство вышло на 6-е место в мире, но в 90-е годы производительность снова рухнула на 65–70%. С тех пор какого-то прорывного развития в целлюлозно-бумажном комплексе не наблюдалось, хотя предприятия модернизировались, выходили на зарубежные рынки: в основном, с целлюлозой и газетной бумагой. В 2011 году на Камском ЦБК с нуля запустили производство легкомелованной бумаги на основе осинового сырья, а в 2013 Котласский комбинат освоил производство мелованной бумаги. И наконец, в апреле 2021 года на «КАМЕ» была запущена бумагоделательная машина для производства первого за всю историю России мелованного картона класса FBB (folding boxboard — картон для складных коробок) одноимённого названия.
Следом за «КАМОЙ» в июне 2021 года на Добрушской фабрике «Герой труда» запустили производство своего картона FBB — «Добруш». Это поистине исторические события в целлюлозно-бумажной отрасли наших стран. На обоих производствах работает бумагоделательное оборудование австрийской компании Andritz, но из-за разной сырьевой базы рецептуры российского и белорусского картона различаются, поэтому различаются и свойства картона, качество, поведение при печати и послепечатной обработке.
Не понаслышке зная о проблемах, с которыми сталкиваются полиграфисты при работе с «КАМОЙ» и «Добрушем», мы решили провести собственное расследование и прояснить ситуацию.
Форс-мажор на пусконаладочном этапе
Проблемы «Добруша» и «КАМЫ» прежде всего связаны с их юным возрастом. Производства запущены всего полтора года назад, всё это время ведётся планомерная работа над повышением качества продукции. К неприятным болезням роста добавились беспрецедентные санкции, наложенные на РФ и Беларусь после 24 февраля 2022 года.
Оба проекта технологически были заточены под европейских поставщиков. Фабрики оказались в сложной ситуации: спокойная работа по подгонке качества картона резко прервалась. Настало время быстро принимать решения и искать замену сырью, попавшему под санкции. Это конечно сыграло против стабильного повышения качества.
Китайцам понадобилось 10 лет, чтобы вывести свой картон на приличный уровень, при этом у них не было такой экстремальной ситуации с ограничением поставок сырья. По-хорошему, «КАМЕ» и «Добрушу» — ещё бы годик для спокойного завершения пусконаладки. Но не случилось. Реальность превзошла все самые параноидальные прогнозы, так что к сложностям российского и белорусского производителей нужно отнестись с пониманием: у них те же проблемы, что и у всей полиграфической отрасли (разорванные цепочки поставок, неравноценная замена компонентов в рецептуре), наложились на разгар сложнейшего этапа — пусконаладочного.
|
Станислав Саркисьян, директор по развитию «КАМЫ»: «Мы очень быстро вышли на планируемую производственную мощность — по оценке поставщика оборудования, быстрее всех в Европе. При запуске оборудования было много проблем, связанных с тем, что в России это первая линия картона FBB: не было ни квалифицированных технологов, ни рабочих. Всем приходилось учиться на ходу».
Материал с сюрпризом
Боли производителей картона, оказавшихся между Сциллой и Харибдой, понятны. С одной стороны, на ходу приходится адаптировать технологии под новые условия выживания и удерживать производительность, с другой — разбираться с претензиями полиграфистов, которые хотят от новорождённого картона качества на уровне европейских или хотя бы китайских марок.
Но и типографии лавируют в том же Мессинском проливе: с одной стороны — заказчики упаковки, не желающие снижать требования к качеству и делающие вид «а что случилось?», с другой — производители картона и дилеры, которые говорят «берите, что дают, и скажите спасибо, что вообще что-то есть». Так и живут в остром недовольстве друг другом. Поэтому есть желание как-то помирить все стороны конфликта: по факту, мы все сейчас в одной лодке и заинтересованы в конструктивном взаимодействии.
Мы попросили сотрудников типографий рассказать об их опыте работы с картоном «КАМА» и «Добруш». В опросе участвовали технологи, печатники и начальники производств — все те люди, которые принимают удар на себя.
Из опрошенных 100% имели дело с картоном «КАМА» и 83% работали на «Добруше». Печатники — народ простой, в выражениях не стесняется, а на похвалу традиционно скуп. В основном, отзывы получились негативными и местами даже нецензурными. Но, надо отдать должное, большинство старалось выдать конструктивную критику.
КДМ-9 «КАМА» (картоноделательная машина) |
Станислав Саркисьян: «Мы столкнулись с вызовом, с которым ЦБП не сталкивалась с развала Советского Союза. И это потребовало от нас очень большого напряжения. Это полное дублирование всех поставщиков, если не «троирование».
«КАМА»
Может сложиться впечатление, что «КАМА» в целом имеет больше нареканий, чем «Добруш», связано это, скорее всего, с тем фактом, что российский картон продаётся в гораздо больших объёмах, чем белорусский, — это видно и по результатам опроса: некоторые типографии даже не работали с ним. Но начнём с достоинств, которые полиграфисты отметили:
- Доступность: картон всегда в наличии у поставщиков.
- Визуально более ровный и белый слой мелованной стороны, хотя несколько респондентов сталкивались с партиями, где мелованный слой был неравномерным и имел выщербины.
- От партии к партии качество картона улучшается.
Проблемы:
- Нестабильное поведение мелованного слоя, отслаивание мелованного слоя от основы, слабая проклейка мелованного слоя. Это, пожалуй, главная претензия к «КАМЕ» у полиграфического сообщества.
- Вторая по популярности проблема связана со скрученностью листов картона. В отзывах часто звучат описательные характеристики: «горбатый», «скрученный», «плоскостная деформация листов».
- Нестандартная обратная намотка мелованным слоем внутрь.
- Повышенная жёсткость картона.
- Пыльность и сорность картона, когда в массе попадается много инородных вкраплений.
«Добруш»
Достоинства:
- Гибкость, пластичность, картон не трещит на биговках при вырубке.
- Стабильность и предсказуемость характеристик.
- Доступность.
В целом, белорусский FBB картон не слишком капризен в процессе постпечатной обработки, а мелованный слой на печати ведёт себя более-менее стабильно. Но и «Добруш» не без греха. У этого картона есть свои проблемы:
- Неоднородность картона по толщине.
- Отсутствие в ассортименте картона плотностью выше 300 г/м2.
- Ярко выраженная структура картона, похожая на апельсиновую корку, и неравномерный мелованный слой. Это провоцирует неравномерность заливки при печати плашек и «облачный» растр.
- Печатники сталкиваются с выщипами на плашках.
- Недостаточная белизна мелованного слоя.
Решения на местах
«Не было бы „КАМЫ“, сидели бы дома»
Из комментариев в Группе печатников «Вконтакте»
Нельзя сказать, что «КАМА» и «Добруш» вызывают тихое умиление у сотрудников типографий. Оба бренда заставляют технологов и печатников более тщательно готовить материал к печати и на ходу «шаманить», в зависимости от особенностей партии картона. Здесь всё, как в песне Долиной про погоду в доме: «Какой прогноз, дожди или туманно, не ждёт ли нас нечаянно беда. Тебя, как извержение вулкана, я предсказать не в силах никогда».
Тем не менее, за год знакомства с новыми марками картона полиграфисты выработали кое-какие приёмы. Мы попросили участников опроса поделиться опытом решения проблем на местах.
Алексей Анисимов, директор производства типографии «РоСК», Санкт-Петербург: На «КАМЕ» чётко подбираем высоту биговальных ножей относительно толщины запечатываемого материала, т. к. замечено, особенно после УФ-лакирования, растрескивание биговок на упаковке. По печати: производим печать сильно разведённой размягчителем краской для снижения липкости печатного элемента, плюс снижаем давление натиска.
Технолог, Санкт-Петербург: Желтизну «Добруша» компенсируем корректировкой цветопередачи.
Алексей Петрухин, печатник, Самара: На «КАМЕ» первой секцией собираем мусор с листов. На «Добруше» добавляем давление в печатных секциях.
Менеджер типографии, Санкт-Петербург: В основном стараемся покупать «Добруш», если приходится покупать «КАМУ», то стараемся печатать на ней заказы с небольшим заполнением листа — без плашек.
Листовая офсетная типография, Санкт-Петербург: «КАМУ» выдерживаем в цеху (порядка суток) для того, чтобы картон набрал влаги до 50%. На «Добруше» увеличиваем натиск при печати.
Руководитель направления упаковки, Санкт-Петербург: На «Добруше» корректируем вязкость краски, используем краску серии «Интенсив».
Многие пишут, что каждый раз подбирают марку картона под конкретный заказ: для одних тиражей хорош «Добруш», для других — «КАМА». Индивидуальный подход — наше всё.
Производство белёной химико-термомеханической массы |
Станислав Саркисьян: «Многие клиенты не хотят меняться и ставят нам в вину, что мы не полностью равны поставщикам, которые были раньше. Но мы изначально не были равны, а сейчас это в принципе невозможно воспроизвести, потому что у нас теперь абсолютно разная сырьевая база».
Обратная связь
Конечно, все полиграфисты мечтают об идеальном картоне, которого нет в природе. Но и производители, оказывается, мечтают примерно о том же. В беседах с представителями «Добруша» и «КАМЫ» выяснилось, что для них очень важна обратная связь. У них есть лаборатории и службы качества, но нет своих типографий, где бы они могли протестировать партии материала в реальных условиях. А из типографий отклик приходит в виде рекламаций, но со значительной временной задержкой.
Мы собрали пожелания полиграфистов производителям картона. Главный месседж слишком размыт — улучшать качество картона. Но были и более конкретные пожелания:
- Обратить внимание на укрепление мелованного слоя к основе.
- Научиться производить картон по графику, озвучивать сроки поставок.
- Для «КАМЫ» — решить проблему с обратной намоткой.
- Для «Добруша» — добиться стабильности толщины картона и улучшить показатели белизны.
- Добиться стабильных характеристик материала от партии к партии.
- Рассмотреть возможность поставки картона на рынок полуформатными листами, это существенно облегчит жизнь типографиям с печатным оборудованием B2 формата.
- Организовать технологическую поддержку типографий.
Ответы на сложные вопросы
Не менее важна обратная связь и полиграфистам. Знают ли об их болях производители? Можно ли достучаться до небес? Надо отметить, обе компании охотно согласились на сложный разговор о качестве своей продукции. И кажется, у нас для вас хорошие новости.
Технологи компании «Кама Картон» поделились с нами рекомендациями для предотвращения расслаивания:
1. Любым доступным способом обеспечить температуру картона перед печатью не менее 17 °C.
2. Увеличить температуру (термостатирование) красочного аппарата до 28 °C.
3. Снизить натиск в печатном аппарате относительно толщины картона на 0,03 мм.
4. Разбавить краску. Добавить к массе краски печатное масло Druсkoel в количестве 2–3% + Reduxpaste 4800 2–3% (итого 4–6%).
5. Обеспечить минимально возможную подачу увлажняющего раствора.
6. Данные рекомендации существенно отклоняются от традиционных параметров печати, поэтому требуется производить усиленный контроль качества на предмет образования других дефектов.
7. Требуется максимально возможный нагрев краски.
8. Замена резины на более грубую по шероховатости.
«КАМА»
Мы пытались получить комментарии от официальных дилеров, но в результате представители «КАМЫ» предложили нашему главному редактору самому приехать в Краснокамск и увидеть всё своими глазами. Частично ответы были даны на встрече с директором и технологами комбината. В Краснокамске Дмитрий Старцев беседовал с генеральным директором «КАМЫ» Максимом Писаревым.
Сначала речь шла о главной проблеме мелованного картона «КАМА» — нестабильном поведении мелованного слоя. На эту болезнь «КАМЫ» жаловались абсолютно все.
На предприятии эта проблема по-крупному была зафиксирована один раз, сейчас причина произошедшего достоверно известна, и глобально проблема решена. С 9 февраля 2022 года по конец марта на линии производства картона был выведен из работы клеевой пресс, который влияет на качество проклейки слоёв картона. Этот эпизод с нарушением технологии аукается компании до сих пор, ведь объём выпущенной за 1,5 месяца продукции — порядка 20 тысяч тонн. «КАМА» принимала бракованные партии назад, делала огромные дисконты тем, кто соглашался перерабатывать картон, произведённый с нарушениями технологии, до сих пор остатки той злополучной партии всплывают то тут, то там по стране.
Сейчас в лабораториях постоянно мониторят качество склейки слоёв, а в конце октября лаборанты должны пройти обучение для работы на новом оборудовании, анализирующем прочность приклеивания непосредственно мелованного слоя. Само весьма дорогостоящее оборудование уже установлено в лаборатории.
Ещё одна претензия — скрученный картон и его плохая размотка без выпрямителя листа. Многие недоумевают из-за обратной намотки картона — мелованным слоем внутрь рулона. Зафиксированы случаи, когда листовой картон на паллете тоже приходит мелованным слоем вниз.
Вопрос с обратной намоткой уже решён: на приёмке рулонов установлена траверса, благодаря которой картон перематывается мелованным слоем наружу. Проблема скрученности листов картона возникала из-за того, что для намотки рулонов использовались гильзы диаметром 152 мм. При размотке ближайшие к гильзе листы оказывались сильно деформированными. Сейчас производство переходит на гильзы диаметром 305 мм. Это должно улучшить ситуацию.
Есть жалобы и на пыльность и сорность картона, тёмные точки по всему листу с оборота листа.
Сорность «КАМЫ» — это результат недоработанной системы окорки. Все эти инородные вкрапления ни что иное, как частицы коры, которая недостаточно тщательно убирается с сырья. В компании знают о проблеме и находятся в процессе поисков решения для усовершенствования системы окорки. В лаборатории на производстве регулярно проводится тестирование на сорность на нескольких этапах варки картона. Существующая норма — не больше 300 вкраплений на квадратный метр, причём у соринок есть свой калибратор. Тесты проводятся каждые 4 часа. С пылью тоже идёт борьба: в августе 2022 года на складах залили беспылевые полы — это должно снизить проблему.
Есть претензия к жёсткости и ломкости картона, который растрескивается при биговании и очень капризен при вырубке.
При изготовлении картона «КАМА» используется осиновая древесина. Именно она провоцирует жёсткость и треск на сгибах. Изначально в рецептуру беленой химико-термомеханической древесной массы входили берёза и осина в равных долях. Берёза придаёт картону пухлость, но у неё другие свойства и «варить» её нужно дольше осины, а на производственной линии «КАМЫ» только один рафинёр (аппарат для размола и очистки грубой древесной массы). В итоге, из-за повышенного расхода химии и энергии пришлось отказаться от берёзы, но в перспективе развития производства все же есть план вернуть в рецептуру картона берёзовую древесину, что сделает картон менее жёстким.
На вопрос по поставкам полуформатных листов картона Максим Писарев пояснил, что это окажет влияние на скорость производства и себестоимость продукции, но они готовы рассмотреть этот вопрос, если потребность типографий в таком формате действительно велика. Мы провели опрос в наших соцсетях, его результаты представлены на графике.
«Добруш»
|
На вопросы по картону «Добруш» нам ответила Ирина Полудкина, менеджер по качеству и технической поддержке клиентов из представительства Добрушской бумажной фабрики «Герой труда» ОАО «УКХ „Белорусские обои”» в РФ ООО «ЦБК-Трейдинг».
Какая линейка толщин у мелованного картона «Добруш»? Есть нарекания на неоднородность картона по толщине. Как контролируется толщина картона в партии?
На российский рынок попадает три вида Добрушского картона:
- Мелованный картон GC2 Standard плотностью от 190 до 290 г/м2. В планах расширять линейку плотностей картона до 330 г/м2.
- Немелованный картон-основа CupBord пониженной впитываемости для бумажных стаканчиков и подложек для пищевых продуктов. Производится в двух плотностях 200 и 230 г/м2. В планах освоить плотность 250 г/м2.
- Немелованный картон и картон для плоских слоёв плотностью от 110 до 310 г/м2.
Мелованный картон и стаканчиковая основа прошли испытания и получили экспертное заключение на прямой контакт с пищей. Это важно для производителей пищевой упаковки.
Контроль толщины производится в три этапа:
- автоматический датчик непрерывно снимает показания толщины картона на сетке;
- операторы отслеживают показания автоматики;
- в финале на участке ОТК проводится дополнительная проверка всех основных характеристик картона на контрольных образцах из готовых тамбуров. Если какие-то характеристики не соответствуют ТУ, весь картон с этого тамбура переводится в категорию пониженного качества (стартовый).
Проблема с неравномерностью толщины в партиях может быть связана с тем, что сейчас картон производится с толщиной на 10–15% больше, чем закладывалось в старых ТУ. Запланированное на июнь–июль 2022 года внесение изменений в технические условия было отложено, так как пришлось экстренно решать вопросы с химией, попавшей под санкции. Сейчас, когда тестирование новой химии закончено, а толщина картона стабилизировалась, фабрика готовит изменения в ТУ.
У «Добруша» ярко выраженная структура, мелованный слой неоднороден. Из-за этого при печати возникает эффект «облачного растра», а на цветных плашках краска ложится неравномерно. Как вы полагаете, какие причины у этой проблемы и как её можно решить?
Эта проблема может быть вызвана несколькими факторами:
- особенностями оборудования и расходников для печати на стороне типографии;
- проблемами с качеством мелованного слоя картона на стороне производителя.
Санкции поставили все российские и белорусские ЦБП в сложное положение. Компоненты мелованного слоя, клей для проклейки, отбеливатели, другая химия — всё оказалось недоступно, ведь основные производители химии для целлюлозно-бумажных производств — это западные компании. Пришлось искать другие схемы поставок и производителей из России, Китая, Турции, стран Юго-Восточной Азии, Индии. Тестирование новых компонентов не могло не отразиться на качестве мелованного слоя.
Сейчас подбор альтернативных поставщиков и химикатов для приготовления меловальной пасты практически завершён, отработаны рецептуры. На картоне текущих выработок шероховатость по Паркеру снижена до 1,6–1,8 мкм. И мы ждём от наших клиентов и партнёров обратную связь по качеству мелованного слоя. Для получения более ровной поверхности и дальнейшего снижения шероховатости планируется тестирование новых шаберных ножей для мелования с улучшенными свойствами. Ножи находятся в стадии изготовления и должны поступить на предприятие в конце сентября.
Заказчики типографий, рассматривая картон «Добруш» для своей упаковки, отмечают его недостаточную белизну — картон «желтит». Планируете ли вы работать над белизной мелованного слоя?
Недостаточная белизна связана с качеством отбеливателя и с трудностями его поставок в Беларусь. Сейчас белизна «Добруша» по ТУ 85%, а фактически держится на уровне 87–89%. Мы продолжаем работу по повышению белизны.
Для специалистов препресса типографий в спецификации картона, размещённой на сайте «ЦБК-Трейдинг», указаны координаты белой точки в цветовом пространстве L*a*b*: 93.7 / –0.38 / 6.4 (рекомендуемый профиль цветоделения ISOcoated_v2_300_eci).
Одна из самых распространённых проблем с картоном — его пыльность и сорность. Как вы с этим боретесь?
С нашей стороны причины пыления могут быть связаны с качеством проклейки и каландрирования картона. Но проблема может быть вызвана и не зависящими от нас факторами: повышенной липкостью и вязкостью краски, качеством настройки печатного оборудования (приладкой красочных и увлажняющих валиков и их темперированием).
Показатель энергии связи (стойкость к расслаиванию) в «Добруше» сейчас не менее 100 Дж/м2, хотя по ТУ должен быть не менее 50 Дж/м2. Технологи фабрики продолжают работать над стабильностью этого показателя.
Сорность картона зависит от качества очистки целлюлозы и древесной массы от посторонних включений и частиц коры. Главный источник тёмных соринок на картоне — берёза. Технологи фабрики подобрали рецептуру с оптимальным количеством берёзы, это позволяет держать сорность на минимальном значении. Ещё один фактор — чистота на КДМ. Здесь у «Добруша» всё в порядке.
Дополнительная мера для решения проблемы сорности: мы увеличиваем толщину мелованного слоя на лицевой стороне картона, чтобы закрыть мелкие частицы коры, а оборотную сторону покрываем тонким слоем мелованного праймера.
В нашем опросе несколько человек отметили скрученность картона, когда листы загибаются, и их тяжело зарядить в печатную машину. Почему возникает эта проблема и как её решить?
На Добрушской бумажной фабрике используется классическая технология намотки мелованным слоем вверх, поэтому скручиваемость листов обычно возникает из-за проблем с уровнем влажности и температурой картона на стороне типографий. Те производства, где установлены системы климат-контроля, не сталкиваются с проблемой скручиваемости, т.к. перед печатью картон проходит акклиматизацию.
Абсолютная влажность картона должна быть не менее 5%, на заводе эту норму выдерживают, но понимают, что далеко не все типографии могут позволить себе установку систем климатического контроля. Чтобы с «Добрушем» могли работать все, мы поставили цель довести абсолютную влажность до 8%.
В типографиях упоминают о проблемах, возникающих при ламинировании «Добруша»: плёнка ложится неравномерно, при ламинировании оборота появляются пузыри. Как вы полагаете, почему так происходит?
Скорее всего, проблема возникала из-за высокой шероховатости картона. До июня-июля показатель шероховатости на лицевой стороне был порядка 2,3–2,5 мкм, сейчас показатель удалось снизить до 1,6–1,8 мкм на лице и 2,5–3 мкм на обороте.
КДМ-1 Добрушской бумажной фабрики «Герой труда» |
Вместо послесловия
В заключение поделюсь своими мыслями, которые возникли по ходу сбора материала для этой статьи. Всю дорогу у меня было ощущение, что участники производственной цепочки «производители — дилеры — типографии — заказчики упаковки» крутятся на своих орбитах, практически не пересекаясь в пространстве.
На профильных конференциях производители картона читают доклады о качестве своей продукции, а полиграфисты только саркастически хмыкают, но молчат. Дилеры считают, что неблагодарные типографии не понимают всю серьёзность ситуации и придираются к качеству картона, вместо того, чтобы радоваться его наличию, а типографии, меж тем, с ужасом наблюдают, как на уже отпечатанном тираже мелованный слой вдруг идёт пузырями, и пытаются достучаться до «слепо-глухо-немых» заказчиков, которые не желают ни менять дизайн, ни свои притязания к качеству упаковки. Тут вспоминаются строчки Зинаиды Гиппиус: «А самое страшное, невыносимое, — это что никто не любит друг друга».
Любит-не любит, но с пониманием ценности чужого труда определённо есть проблемы. Надеюсь, что эта статья поможет нам лучше услышать друг друга и понять, какая огромная работа идёт на каждой стороне баррикады. Да и баррикад-то никаких нет, на самом деле. Мы все в одной связке и, в конечном счёте, все хотим делать качественный продукт, которым можно гордиться.
Редакция благодарит всех, кто помогал со сбором материалов для этой статьи: Павла Баринова, администратора «Группы печатников ВКонтакте», петербургский филиал компании «Берег», компанию «Европапир», представителей компании «КАМА» и Добрушской бумажной фабрики «Герой труда».