Какие планы? Безусловно, главное событие этой осени, которое случится уже в октябре, – выставка «Реклама–2022». Журнал Publish будет там и проведет конференцию, участниками которой станут эксперты в области текстильной печати. Регистрируйтесь на конференцию «Как полиграфисту начать бизнес в текстильной печати: где деньги в текстильной печати и есть ли они там»!
Текстильный дизайн — невероятно интересный и в то же время сложный процесс украшения ткани, требующий от исполнителя безупречного вкуса и внушительных знаний. Здесь мало сочинить рисунок, надо наделить его смыслом, суметь визуализировать идею и донести до заказчика, учесть и предугадать результат на ткани. Словом, мастерство и волшебство в одном флаконе.
Не просто художник
Всё, что сегодня нас окружает, создано дизайнерами. Дизайнер — это не просто художник, как полагают многие. Например, легендарный Джорджио Армани вовсе не имел художественного образования. Он был студентом медицинского факультета, когда понял, что медицина — не его призвание, ушёл служить в армию, а после попал на работу в знаменитый итальянский универмаг Rinascente, где и началась его блистательная карьера.
Используя фантазию и навыки визуального оформления, хорошо зная психологию потребителя и законы восприятия информации, дизайнер разрабатывает новый продукт. Он должен чётко понимать — что и зачем он придумывает, а главное — кому это будет нужно. По сути, это своего рода исследователь, внимательный следопыт, который с каждым проектом ставит новые горизонты и испытывает этот мир на красоту и прочность.
Модная «цифра»
Сегодня в арсенале дизайнеров огромное количество способов и средств для украшения текстиля. Одно из них — цифровая печать, которая позволяет реализовывать на ткани самые смелые идеи: воспроизводить красивые эффекты, переливы, градиенты, передавать в высоком разрешении детали, запечатывать изделие полностью или частично, использовать в работе практически любые материалы (натуральные, синтетические и смесовые) светлых и тёмных тонов. Она же значительно упростила время «вывода в свет» новых фэшн-коллекций.
История идей
|
Выпускница школы дизайна НИУ ВШЭ Екатерина Титова прошла сложный путь от создания собственного бренда Symbolica. Для того чтобы стать успешным дизайнером, считает Екатерина, нужно найти свой «творческий язык» — проще говоря, сформировать фирменный стиль. В силу профессии дизайнеры чаще всего остаются за кадром, а окружающие видят лишь результат их деятельности. Прекрасно, когда люди считывают фирменные черты и понимают, кто дизайнер коллекции. Ещё важно быть жадным до творчества, интересоваться всем вокруг и понимать, как формировать мир, которым делишься с другими. Должно быть не просто желание что-то создать, а донести свою мысль до других через коллекцию.
Идея — это стержень творчества и начинания, уверена Екатерина. Именно на неё, словно мышцы на скелет, наращиваются технологии, способы и приёмы. Откуда берутся идеи? Из жизни. Именно так родилась её коллекция, посвящённая творчеству Вирджинии Вульф: «Долгое время в голове вертелись образы: северное море, маяки, лунный свет, винтажные фото… Не могла понять, почему меня так тянет в эту историю. В какой-то момент стало ясно, всё это мир английской писательницы-символиста Вирджинии Вульф. Ей и посвятила свою коллекцию», — вспоминает Екатерина.
Затем идее нужно придать очертания, воплотить в жизнь в виде рисунка на страницах скетчбука или арт-объекта. Следом рождаются первые эскизы и принты, которые формируют будущую коллекцию. Начинается производство образцов, организуются презентации и показы. «На этом этапе нужно определиться с тиражами, примерно понимая, что и в каких количествах разойдётся», — подчёркивает дизайнер. Логическое завершение всей этой цепочки — приём заказов. «Мы также можем разработать индивидуальный дизайн для конкретного клиента. И здесь, конечно, будем опираться на пожелания заказчика», — отмечает Екатерина.
От образа до файла
Процесс создания дизайна начинается с идеи. Идея возникает не на пустом месте, это образ, оставивший свой след в памяти. Здесь работает такой навык, как «насмотренность» и правило трёх «з»: запоминаю, записываю, зарисовываю. Не важно, где вы находитесь, на выставке или в метро — везде есть интересные сюжеты. Их просто нужно уметь найти и зафиксировать. Так формируется архив визуального контента.
А дальше? Идею нужно воплотить на бумаге, и, прежде чем рисунок попадёт на ткань, его необходимо отрисовать-оцифровать. Этим занимаются графические дизайнеры, они же готовят файлы для печати с учётом всех характеристик ткани, печатного оборудования и способа печати. Стандартная подготовка макета к печати, как правило, включает обработку изображения, составление фотоколлажа, раскладку на лекала, чистку макета и перевод в нужный формат.
Технические требования к файлам могут отличаться, но в целом они схожи: формат TIFF, EPS, AI; разрешение 150–300 dpi; масштаб 1:1. В векторных файлах шрифты должны быть преобразованы в кривые, контуры и обводки — сконвертированы в объекты, все эффекты, градиенты и заливки — растрированы, а маски — удалены, иначе искажений на печати не избежать. При подготовке файлов также учитываются данные по усадке материала. Нюансов мыного, но это тема для отдельной статьи.
На многих печатных производствах сегодня предусмотрены услуги по дизайну и подготовке файлов к печати на тканях: специально обученные люди помогут довести до ума готовый макет или предложат разработать новый, покреативят над стилем и сюжетом.
Нюансы печати
Работа с тканью — отдельная история. Выбор материала, по её мнению, скорее вспомогательный этап пути, а вот принты — первостепенный. «Декору ткани я посвящаю много времени. Это важная часть подготовки коллекции. Печатаем часто и на разных материалах — шёлке, хлопке, а также винтажных тканях, причём иногда в очень сжатые сроки. Цифровая печать здесь сильно выручает», — рассказывает Екатерина. По качеству печати в большинстве случаев опыт положительный. Но есть нюансы. Например, дизайнер выбрал ткань, подготовил принт и точно понимает, как рисунок должен выглядеть на ткани, а на производстве не соглашаются печатать на этом материале. Почему отказываются печатать на ткани заказчика? Вероятно, потому что пугаются «нового» для них материала, ведь это риск поломки принтера или непредсказуемого поведения ткани на печати. Но если выбор тканей у производства ограничен и есть много вопросов к качеству предлагаемого ассортимента, то дизайнеру приходится искать другой вариант, где будут готовы печатать на его ткани.
Кроме основных игроков рынка цифровой текстильной печати, есть небольшие уютные производства, которые порой справляются с задачей не хуже. «Недавно мне нужно было напечатать большое количество принтов „день в день“. Крупные компании заявили срок больше недели. Я обзвонила все фирмы подряд из поисковой выдачи — штук двадцать. И маленькая неизвестная компания, которую и найти-то сложно, приятно меня удивила. Мне напечатали всё, что необходимо, в срок и ничуть не хуже, чем в предыдущие разы. А главное — вышло в два раза дешевле», — делится Екатерина.
Принты-фавориты
Что касается моды, то по актуальным тенденциям дизайна и декора сразу понятно: будущее наступило! В моде цифровые и виртуальные мотивы, словно компьютерная игра или внеземная история, но при этом поданная очень изящно и утончённо. Это может касаться как надписи на футболке, так и цветочного принта. В мотивах превалируют монопринты: когда одна большая и абстрактная картинка изгибается вокруг изделия. Целиком запечатанная ткань встречается реже.
Сфера текстильного дизайна переживает небывалый подъём. И цифровая печать этому тоже способствует. Мир плавно перешёл от традиционной к цифровой печати, качество которой ничуть не хуже, а возможности порой даже шире. В России мы можем наблюдать развитие этой отрасли прямо сейчас.