101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Азия с нами всерьёз и надолго

  • 15 декабря 2022 г.
  • 1466
Генеральный представитель Avery Dennison и директор по развитию «Артмарк» Дмитрий Поляков — о ситуации с самоклейкой, об азиатских материалах, о текущем положении дел и о том, что будет (предположительно).

 

По словам Дмитрия Полякова, Avery Dennison — один из крупнейших поставщиков самоклеющихся материалов в России — по политическим мотивам была вынуждена покинуть Россию. Сейчас, с введением очередного пакета санкций, которые затронули и самоклейку, уже появились и юридические основания, закрепившие это положение. Именно поэтому никакие европейские материалы напрямую в Россию поставляться не будут ещё долгое время. Случился так называемый «идеальный шторм», когда несколько несвязанных между собой событий наложились друг на друга и многократно усилили воздействие на отрасль: дефицит полипропилена, проблемы с поставками подложки, забастовка на предприятии одного из производителей самоклейки привели к тому, что к февралю 2022 года склады всех поставщиков уже стояли пустые, на рынке был огромный дефицит самоклеющихся материалов и, естественно, все ринулись искать им замену в Азии.

На рынке возникла паника: уже в мае 2022 года были серьёзные опасения, что наступит коллапс — и вот через месяц-два вообще не будет возможности изготавливать этикетку. Но кризис был преодолён, быстрая реакция российских поставщиков позволила насытить рынок стандартными самоклеящимися материалами. Был завезён достаточно большой ассортимент: в типографиях можно найти самые экзотические бренды. Дефицит был преодолён — сейчас склады заполнены. В «Артмарке» не могли себе позволить закупку материалов абы какого качества: пройтись «пылесосом», который собирает в каждом уголке стран Азии и Европы остатки материалов. Вместо этого ставка была сделана на поиск надёжных поставщиков: какие-то были уже известны, но были и совсем новые, хоть для азиатского рынка и очень крупные.

Теперь настало время выбирать компании в Азии, которые и станут ядром поставщиков. Разумеется, ещё некоторое время будет продаваться то, что осталось на складах, а какие-то материалы будут продолжать поставляться, если они будут удовлетворять клиентов по качеству; но часть будет заменена. В «Атмарке» планируют сформировать пул своих поставщиков к Новому году: это будет несколько компаний, у которых будут закупаться материалы и краска. Преимущество будет отдаваться уровню качества материала, качеству сервиса и уровню цен. Идёт работа с выбранными поставщиками по фиксации цен, по получению наиболее оптимальных предложений, а также по организации достаточного уровня сервиса, в том числе по работе с рекламациями и претензиями. Также предполагается, что будут проведены работы по разработке новых материалов, созданию каталогов, технических описаний и проч.

Следующим этапом станет наполнение складов специальными сортами материалов. Но что именно это будет — до конца пока не решено. Сложности работы с китайскими производителями добавляет политика нулевой терпимости к ковиду в Китае: даже съездить и заключить договор или просто посмотреть, что это за производство, подобрать аналоги, найти нужных людей практически невозможно — трудно получить визу. И даже наличие визы не даёт гарантий: местность, в которой находится конкретный завод, может быть внезапно закрыта на очередной карантин. Поэтому сейчас нельзя исключать поставок из других стран — той же Индии — и даже континентов — из Южной Америки. В этом есть смысл, так как ситуация в мире не выглядит стабильной и всегда может понадобиться план.

 

«Артмарк» старается фиксировать цены с китайскими поставщиками, получить более выгодное предложение, что приводит к снижению отпускных цен.

 

Например, «Артмарк» старается фиксировать цены с китайскими поставщиками, получить более выгодное предложение, что приводит к снижению отпускных цен. А в странах СНГ и Европы цены на самоклейку продолжают расти: в октябре было заявлено повышение на бумажные материалы на 12%, на плёночные — на 5%. Европейские производители становятся менее конкурентоспособными, в первую очередь из-за энергетического кризиса, при том, что качество поставляемых в Россию азиатских материалов оказалось гораздо выше ожиданий. Не всё идеально, конечно, проблемы тоже есть, но для них постоянно ищутся решения. Один из таких сложных моментов — это слабое техническое описание азиатских материалов, и это ещё мягко сказано, к этому добавляются трудности перевода. В «Артмарке» собирают информацию по крупицам на конкретные материалы, сейчас техническое описание на русском языке составлено для всех поставляемых видов продукции: в них указаны рекомендации по хранению и применению, отмечены особенности, с которыми уже столкнулись пользователи. И эта работа по уточнению описаний продолжает вестись. Для этого, в том числе, проводятся измерения и тестирование. Например, проверяется стойкость к различным маслам, качество печати, впитываемость влаги — образцы сейчас заложены на хранение в холодильник, и через некоторое время мы сможем оценить максимальную стойкость этикеток. Результаты испытаний дополнят технические описания продуктов.

Нужно отдавать себе отчёт, что китайский рынок — кардинально другой, отличаются и подходы к самоклеющимся материалам и климат, в котором они используются. Материалы эти не лучше и не хуже, их развитие шло по другому пути, и они получились другими. Нужно научиться с этим работать, получая максимальный результат, переформатировать свой подход к материалам — это не так сложно, как могло показаться в самом начале пути. Но все эти проблемы «Артмарк» старается взять на себя, чтобы, покупая материал, потребитель мог избежать огромного количества проблем, о которых он раньше и не знал, когда работал с европейской самоклейкой.

Какое-то время назад клиенты были готовы на всё, лишь бы вернуться к тем материалам, к которым они привыкли за годы работы. Сейчас они готовы использовать азиатские материалы, но хотят, чтобы всё работало так же, как и раньше. Но этого добиться невозможно из-за разницы в материалах. В сложных случаях нужно приглашать наладчика, и этим нужно заниматься, потому что возврата к европейским материалам не произойдёт. Китайская самоклейка с нами теперь надолго, и нужно учиться работать с ней. Это одна из причин, почему в «Артмарке» фокусируются на одном-двух поставщиках каждого типа материала: потому что даже материалы, казалось бы, с одинаковыми свойствами от разных поставщиков имеют очень серьёзные отличия между собой при обработке. Европейские конкурирующие производители делали материалы, близкие по своим характеристикам, и сделать замену одного на другой не составляло труда в большинстве случаев. Но с китайской самоклейкой так не получится: вы меняете поставщика — у вас материал с другими свойствами, с другим клеем, он по-другому работает. В некоторых случаях — замена пройдёт гладко, в других — тираж может пойти на выброс.

Различия есть буквально в каждой детали. Европейская подложка самоклейки делается десятки лет на хорошо отработанном оборудовании, она получается очень гладкая, суперкаландрированная. В Китае столько времени не было на развитие этой технологии: у них работает хорошее оборудование, но по определённым параметрам оно не дотягивает до европейского класса. Подложка на нём получается такой же прочной, но чуть более рыхлой. Но из-за этого увеличивается нанос силикона для достижения схожих характеристик: у европейских материалов он составляет 0,7–0,8 до макс. 1 г/м2; у китайских материалов этот показатель — 5–6 г/м2. При этом степень синхронизации, то есть как этикетка прилипает к подложке, примерно такая же, но из-за того, что силикона больше, она будет по-другому себя вести на оборудовании. По прочностям они очень похожи, практически идентичны. А, например, по оптической плотности — разные. И неоднократно были случаи, когда оптические датчики на машинах «не видят» этикетку, изготовленную на азиатских материалах. Самый оптимальный способ решения этой проблемы — ставить небольшую (3×5 мм) метку на этикетке в углу. Также можно заменить оптические датчики или поменять их настройки чувствительности. С механическими датчиками подобных проблем не возникает. В любом случае, именно так и нарабатывается опыт использования новых материалов и накапливается определённая база знаний, доступная всем клиентам.

 

Азиатские материалы более чувствительные к качеству настройки, поэтому необходима и более высокая квалификация печатников и операторов, могут понадобиться и консультации технологов, и даже разработка нового технологического процесса. Только так можно достичь очень хорошего результата по качеству, как минимум — не хуже, чем при использовании европейских материалов.

 

Общий посыл для работы с азиатскими материалами: с ними надо обращаться более аккуратно, соблюдать все условия транспортировки, хранения, акклиматизации. Перегрев может отрицательно сказаться на свойствах самоклейки. Например, при автомобильной доставке небольших рулонах в случае жаркой погоды перевозку иногда осуществляют в тёмное время суток, чтобы избежать нагрева кузова автомобиля. Температура внутри стального кузова может достигать 70 °C под прямыми солнечными лучами. Переохлаждение, как правило, для них не несёт никаких проблем. Акклиматизация — крайне важна, особенно в зимний период. В зависимости от размера рулона и разницы температур срок хранения в рабочем цехе до начала обработки — резки, печати — должен быть от нескольких часов до суток.

Это обязательно делать и при этикетировании, чтобы клей успел восстановить свои свойства. Из опыта известно, что до половины всех проблем на этом этапе можно решить соблюдением режима хранения и акклиматизации. Если материал поступает со склада с температурой воздуха 25 °C в цех, в котором всего 4 °C, у этикетки заворачивает края, нормальной работы не будет. Бывает достаточно оставить рулон на сутки в цеху в условиях, в которых происходит этикетирование, и материал набирает влажность, температуру, края этикетки разглаживаются — проблемы уходят. Стоит ещё раз повторить, что как минимум половина всех проблем при этикетировании решается акклиматизацией. Вторая половина — выбором правильного материала. И здесь самый лучший совет, который можно дать: тестируйте, тестируйте и ещё раз тестируйте материал перед запуском в тираж.

При печати на азиатской самоклейке прежние правила тоже больше не действуют: печатнику нельзя полагаться на свой предыдущий опыт работы с европейскими материалами. Нужно действительно подумать, что он делает: правильно подобрать скотч; настроить печатную машину; возможно, внести какие-то изменения в настройки натяжения полотна на печатной машине или ещё что-то поменять. Азиатские материалы более чувствительные к качеству настройки, поэтому необходима и более высокая квалификация печатников и операторов, могут понадобиться и консультации технологов, и даже разработка нового технологического процесса. Только так можно достичь очень хорошего результата по качеству, как минимум — не хуже, чем при использовании европейских материалов.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Опыт коллаборации «РоСК» и «ППФ»

Типографию «РоСК» и компанию «ППФ» объединяют давние партнёрские отношения. За спиной годы сотрудничества и интересных, сложных проектов. «РоСК» — офсетная типография, специализирующаяся на полном цикле производства картонной упаковки: от разработки дизайн-проекта до сложных видов финишной отделки. «ППФ» — компания, специализирующаяся на производстве готовых решений и разработке новых технологий тиснения. В арсенале «ППФ» широкий ассортимент фольги для отделки полиграфической продукции, инструмент для тиснения, а также оснастка для приладки. Планы организовать творческую коллаборацию зрели давно, и наконец у нас всё сложилось.

Флексо-счёт

Считаем себестоимость во флексографской печати — как?

Пути листового офсета

Отечественная полиграфия воодушевляюще успешно переносит санкционное давление. Казавшимся незаменимыми расходникам всё же нашлись замены на азиатском рынке. По реально незаменимым запчастям проложены каналы поставок. Целиком построенные ещё недавно на западных решениях цифровая печать и флексография с неожиданной лёгкостью перешли на китайские и, местами, индийские аналоги. Но есть листовой офсет — пожалуй, единственный крупный сегмент полиграфии, где решение пока не найдено. О возможных вариантах и поговорим.

Очень тонкая грань

Что такое печатное искусство, тиражная графика, printmaking?

Сто дней до drupa

Во время написания этой статьи до drupa 2024 оставалось чуть больше ста дней. Сразу после пандемии COVID-19 было много разговоров том, что традиционный формат выставок себя изживает и от него будут постепенно отказываться. Многие задавались вопросом, не ознаменует ли пандемия конец торговых ярмарок, на которых компаниям всё труднее оправдывать расходы, а посетителям — находить время для их посещения. Однако прошлогодний успех европейской Labelexpo, Printing United в США и специализированных выставок в Китае показал, что «пациент» скорее жив, чем мёртв.



Новый номер

Выставка UPAKEXPO. Флексо-счет. CYAN-огонёк 2023. Медиа о дизайне. Тренды брендинга 2024. «РоСК» и «ППФ». Год нарастания конкуренции. Текстильные профессионалы. Очень тонкая грань. Инновации в ламинации. PUBLISH EURASIA: «Квинта Принт», QAZPACK 2023.



Имеет ли смысл сегодня заходить в сектор упаковки "с нуля"?
    Проголосовало: 44