101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Книги вне времени

  • Ирина Паялина
  • 26 декабря 2022 г.
  • 1585
1 сентября было награждение лауреатов Национального конкурса «Книга года — 2022». Мероприятие состоялось в преддверии 35-й Московской международной книжной ярмарки, которая прошла со 2 по 5 сентября в Гостином дворе.

Сразу два музейных издания, выпущенные редакционно-издательским отделом ГМИИ им. А. С. Пушкина, были отмечены наградами. «Книгой года — 2022» признан альбом «Коллекция Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина» и в номинации «Искусство книгопечатания» — альбом фотографий Михаила Розанова «Волхонка, 12. Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина 110 лет»*.

Оба эти издания отличает очень высокое качество полиграфии. Если брать шире — ко всем альбомам, каталогам выставок, художественным изданиям музеев предъявляются повышенные требования. Именно поэтому печатать высококачественную полиграфию могут ограниченное количество типографий. Основных игроков на этом поле крайне мало, хорошо, если наберётся десяток. И мы говорим не про Москву, к сожалению, а про всю страну.

Разнообразная печатная продукция музеев. Фото: Ирина Паялина
Игра для всей семьи «Коллекционер», ГМИИ им. А. С. Пушкина. Фото: Ирина Паялина

Сразу отметим, что некоторые государственные музеи могут работать в соответствии с Федеральным законом 44** и объявлять аукцион на любые закупки, в том числе на услуги типографий. Мы эту ситуацию не рассматриваем. Сами сотрудники некоторых музеев с содроганием вспоминают времена, когда работать можно было только по тендерам. Сейчас у музеев есть разные варианты, в том числе и возможность выбора подрядчиков.

Издания ГМИИ им. А. С. Пушкина. Источник: сайт музея

Почему типографии не работают активно с музеями? Так ли страшны требования культурных институций, как может показаться?

Как бывший директор по продажам крупной полиграфической компании, отвечающий за ежемесячную загрузку, отмечу, что музеи крайне интересные заказчики. Потому что:

1. Свои издания они готовят заранее. О приходе заказа типография может знать за несколько месяцев.

2. Всё продумано и заранее оговорено. На стадии подготовки макета идёт очень плотное взаимодействие с технологами и производством. Все моменты предварительно оговариваются. Это не значит, что не будет неожиданностей.

3. Заказчик — профессионал. Вы говорите с ним на одном языке, он не требует чуда и волшебства, зная, что есть технология и не каждую «хотелку» можно реализовать.

4. Очень высокая заинтересованность в получении качественного продукта. Редакционный отдел работает над изданием несколько месяцев, а бывает и лет, людям не всё равно. Они отвечают за готовый результат не только перед руководством, но и перед посетителями выставок.

5. Музеи платят. Заказывая сложные и дорогостоящие изделия, они не исчезнут и не отзовут платёж. Всё документально прописано и зафиксировано.

6. Готовой продукцией типография может гордиться и использовать для собственного продвижения. «Мы печатаем альбомы для Третьяковской галереи или Пушкинского музея», — звучит не только гордо, но и вызывает доверие к типографии.

7. Заказов много, и они регулярны. Достаточно заглянуть в соответствующие разделы сайтов музеев и ознакомиться с количеством наименований и средними тиражами. Как правило, это офсетная печать с тиражами от 1000 экземпляров. И помимо каталогов, альбомов и многостраничных художественных изданий, есть также буклеты, плакаты, флаеры, листовки и открытки.

Не каждый музей работает напрямую с типографиями. Иногда это издательства, специализированные агентства или дизайнеры. Но всё вышесказанное относится и к ним.

Каталог выставки Юрий Анненков «Революция за дверью», Музей русского импрессионизма. Фото: предоставлено музеем

Если говорить о требованиях арт-институций, то нельзя сказать, что они чем-то отличаются от желаний любых других клиентов получить качественную продукцию за вменяемые деньги, в оговорённые сроки и без лишней нервотрёпки.

К чему важно готовиться типографиям при работе с заказчиками из сферы искусства:

1. Внимание на документооборот. Всё должно быть прописано, бумаг будет много. В коммерческих предложениях и письмах сразу надо указывать юридическое название типографии, а не «бытовое».

2. Заказчикам нужны цветопробы, отражающие реальную печать на вашем оборудовании. И вы должны быть готовы оперативно их предоставить, переделать при необходимости и снова предоставить.

3. Договора и налаженная работа со всеми возможными и доступными поставщиками материалов. Актуально сейчас как никогда. Возможность выбора и оперативного заказа нужных расходников по согласованию с клиентом.

4. Доступ для представителей музеев непосредственно на производство на печать. Начальник производства, печатники, способные слышать пожелания заказчика и спокойно на них реагировать.

5. Проверенные подрядчики на дополнительные операции, которые не делает сама типография.

6. Курьеры со стороны типографии, которые оперативно привезут, заберут и снова отвезут цветопробы, документы, сигналы, пробы, образцы и т. д.

7. Организованная типографией доставка готовых тиражей. И, возможно, разгрузка силами типографии. Как бы странно это не казалось, но штат музеев не всегда располагает людьми для таких работ.

8. И самое важное — менеджер и руководитель, ориентированные на заказчика. Готовые к экспериментам, нестандартным решениям, пробам и элементарно, слушающие и слышащие заказчика.

9. Продолжение пункта 8, но хочется подчеркнуть отдельно — отношение менеджеров и руководства к возникающим проблемам, скорость их решения и поведение в процессе. Как в анекдоте — «варежки нашлись, а осадочек остался». Так вот важно, чтобы было без «осадочка». Все знают, что вопросы, сложности и проблемы случаются у всех. Причём как со стороны заказчика, так и со стороны типографии. Вопрос: как они решаются? Причём смотрят не только финальный результат, но и сам процесс.

Список может пугать. Но если рассмотреть каждый пункт по отдельности — ничего сверхъестественного.

Полки с изданиями Музея русского импрессионизма в сувенирном магазине. Фото: Ирина Паялина

Большинство музеев открыты к сотрудничеству и будут рады новым партнёрам и предложениям. Типографиям стоит подумать не только в сторону исключительно печати полиграфической продукции, но и озадачиться вопросом ныне популярной темы — коллаборации или, проще говоря, совместным проектом с музеем. Взаимовыгодная инициатива приветствуется.

Сами институции также следят за рынком: посещают профильные выставки, внимательно присматриваются к продукции коллег и изучают издания в книжных магазинах, где в выходных данных всегда можно посмотреть, кто отпечатал тираж.

Полки сувенирного магазина в AZ-музее. Фото: Ирина Паялина

Чтобы обсудить эту статью, я писала на общедоступные адреса электронной почты и договаривалась о форме общения: с кем-то мы общались по электронной почте, а к кому-то я ездила на встречи. Менеджерам типографий ничего не мешает поступить также.

Если всё вышесказанное вас не пугает, приготовьте образцы, максимально приближённые по тематике к продукции музейного учреждения. Посмотреть их можно как непосредственно в стенах музеях, так и на сайтах. Согласитесь, во всём вышесказанном нет ничего необычного или нового.

Когда я обсуждала эту статью со своим бывшим директором С. В. Рачковым, он сказал: «Не вовремя это как-то сейчас». А редактор Publish Дмитрий Старцев заметил: «Все мы живём в определённом собственном информационном пузыре. И наша задача, как СМИ, этот пузырь разрушать или хотя бы расширить. Материалы, которые, казалось бы, не актуальны сию минуту, на самом деле важны в плане осознания и планирования будущего».

Окончательный выбор «сейчас не вовремя» или «строим уже сегодня планы на будущее» — за вами.

Об авторе: Ирина Паялина, автор Publish и ARTузла, ведёт «Блог о книгах и не только»

Автор статьи и издательство Publish выражают искреннюю благодарность за сотрудничество и помощь в написании статьи редакционно-издательскому отделу Государственной Третьяковской галереи, редакционно-издательскому отделу ГМИИ им. А. С. Пушкина, издательскому отделу фонда V–A–C, полиграфическому бюро Маяк, Музею Востока, Музею русского импрессионизма, Театральному музею им. А. А. Бахрушина, Музею Московского Кремля и музею «Гараж».

* «Книгой года — 2022» признан альбом «Коллекция Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина». Посмотреть его можно по ссылке

В номинации «Искусство книгопечатания» отмечен альбом фотографий Михаила Розанова «Волхонка, 12. Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина 110 лет». Посмотреть можно по ссылке

** Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Офсет — при своих

В Московском политехе 14 марта 2024 года состоялась открытая лекция генерального директора АО «Первая образцовая типография» Игоря Валентиновича Полтавцева «Книжная индустрия в цифровую эпоху. Кадры решают всё!». О том, есть ли перспективы у цифровой печати в книжном производстве, смерти технологий и незаменимых специалистах читайте прямо сейчас.

Требуются! Всё, что нужно знать о кадрах в 2024 году

В советское время таблички «Требуются!» висели при входе практически на любое предприятие. Отсутствием безработицы в стране гордились, а сейчас это настораживает. Кадровый вопрос в последнее время обсуждается на всех уровнях бизнеса и власти — от ипэшника до вице-премьера. Почему так происходит и можно ли избежать кадрового коллапса? Постараемся разобраться.

Скрепка 2024

Выставка «Скрепка» привлекает совершенно разных посетителей и участников. Там можно встретить не только канцелярскую и офисную продукцию (что очевидно по названию), но также продукцию школьного ассортимента, продукцию для внешкольного развития, материалы для хобби и творчества, игры и игрушки, в том числе новогодние, подарки, сувениры и т. д.

Устойчивость — это цель

В ООО «Танзор» с 1 января 2024 года — новый генеральный директор Алексей Анисенин. Алексей работает в компании с 2005 года. Образование и длительный опыт работы в отрасли помогают ему решать задачи, стоящие перед компанией в сложные времена. Как у него это получается — читайте в интервью.

Расходная часть упаковки

Прошедшие два года стали непростым испытанием для различных сегментов полиграфической отрасли. Не является исключением сфера упаковки и поставок расходных материалов для этого рыночного сегмента. Какие изменения произошли в этой области и насколько всё сейчас вернулось в стабильное положение — Publish спросил у экспертов.



Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 27