101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Издательство трогательных книг

  • Ирина Паялина
  • 30 марта 2023 г.
  • 1811
Александр Шмаков по образованию инженер-нефтяник и не собирался работать в полиграфии, хотя с детства был в полиграфическом окружении и в молодости в активный сезон помогал в переплётном цехе. Однако жизненная дорога всё равно привела его в семейную типографию.

В мае 2019 года в Санкт-Петербурге на базе семейной типографии «НП-принт» появилось детское издательство «Гудвин». Основатель издательства и одновременно исполнительный директор типографии Александр Шмаков рассказывает о своём пути, про детскую литературу и вопросы, которые следует себе задавать перед изданием книг. Он предпринял несколько попыток организовать издательство. И только в 2019 году обстоятельства сложились благоприятно: к Александру присоединилась бывший редактор издательства «Поляндрия» Анна Шилина, чуть позже привлекли PR-менеджера и менеджера по продажам. Сотрудники уходят и приходят, «Гудвин» уже два года издаёт книги без Анны Шилиной, но в основе коллектива — всего четыре человека плюс многочисленные сотрудники на фрилансе.

Александр Шмаков на стенде издательства

Сейчас в портфеле издательства 35 отпечатанных книг, три — в процессе печати и ещё 4 в работе. Начинали исключительно с переводных книг, однако всё меняется, и сейчас «Гудвин» работает в том числе и с отечественными авторами. На сайте доступна к покупке книга Маши Бурановой «Лягушка, которая хотела стать кошкой». В работе издание про Байкал Ани Федосеевой: история, мифы, легенды, авторские путевые заметки.

В планах издательства больше работать с русскоязычными авторами. Однако, по словам Александра, книги отечественных авторов, подходящие под формат, попадаются гораздо реже. «Свой формат» подразумевает «то, что мило редакторскому сердцу». «Выбирая каждую книгу, надо отвечать себе на вопрос: зачем оно надо? В плане, не только очень-очень понравилось, но и зачем это издавать, для кого и для чего? Вот когда сердечные порывы издать что-нибудь встречаются с разумными честными ответами на эти вопросы, мы берём книгу к себе», — объясняет Александр. Чтобы в финале получить трогательные во всех смыслах книги для мечтателей всех возрастов.

Издательство трогательных книг

На вопрос про выбор названия издательства Александр в одном из интервью сказал: «Гудвин был интересный персонаж — волшебник и обманщик одновременно. И вся детская литература наполнена и тем, и другим: немного магии, немного обмана, а в целом создаётся хорошее настроение, строятся Изумрудные города и как-то хочется с этим жить».

Отличительной выгодной особенностью издательства Александр считает, что «Гудвин» — единственное полноценное независимое детское издательство при типографии. Это гарантирует высокий уровень полиграфического исполнения, который в прямом смысле слова отслеживается на каждом этапе производства, особое внимание к таким деталям, как тактильные ощущения от контакта с книгой, и при этом возможность дать покупателям среднюю цену на рынке.

Получаем в итоге: современную актуальную детскую литературу мирового уровня с полиграфией такого же уровня. Именно так, на взгляд издателя, должны сейчас выглядеть книги, чтобы заинтересовать детей и хоть иногда выигрывать внимание у телевизора, компьютера и смартфона.

Приобрести книги издательства «Гудвин» можно на фирменном сайте, на маркетплейсах Ozon и Wildberries, через совместные закупки активных родителей, у партнёров, в офлайн-магазинах, причём иногда весьма неожиданных. А именно, в Санкт-Петербурге в нескольких магазинах «Азбука вкуса» есть «сказочные» стойки в виде замка с книжками и с воздушным шаром над ним.

Стойка с воздушным шаром в «Азбуке вкуса»

«Гудвин» — частый гость на всевозможных маркетах и hand-madeярмарках, где можно найти любопытные сувениры, авторские изделия, продукцию небольших мастерских, вещи дизайнерских локальных брендов и книги. «Севкабель Порт», «Никольские ряды», «Ленфильм», «Новая Голландия», дворик домика издательства «Самокат», театр «Кот Вильям» — вот небольшой список мест, где можно посмотреть, полистать и купить детскую литературу издательства и интересно провести время в те дни, когда там проводятся мероприятия.

Для типографии наличие собственного издательства позволяет сгладить ярко выраженную сезонную загрузку. Ну и требования к печати и срокам понятны и адекватны.

На вопрос, что самое сложное в работе издателя, Александр отвечает: зарабатывать деньги. Его поддерживает коллега по цеху, Елена Пальцева, директор и учредитель издательства «40 книг». В интервью Publish (№ 2/2023) она вспоминала услышанную когда-то фразу: «Издать книгу не проблема, проблема её потом продать».

Сильно повлияла на продвижение блокировка ныне запрещённой в России сети. Социальная сеть «Вконтакте» не даёт такого же охвата, а «Одноклассники» вообще в этом смысле не работают. Платные посты у больших блогеров и лидеров мнений в целом себя не окупают, работу в этом направлении с начала 2022 года сократили и перешли на бартер.

Ещё один канал продвижения и продаж — книжные ярмарки и выставки. Значимы для издательства питерский «Книжный Салон на Дворцовой», Московская международная книжная ярмарка (ММКЯ) и Международная ярмарка интеллектуальной литературы non/fictio№. Два последних мероприятия в Москве, и, к сожалению, ни разу за все время участия издательства затраты не окупились. Участие для издательств платное плюс приезд из Санкт-Петербурга, вход для посетителей тоже платный, а это снижает поток людей. С точки зрения продаж — не выгодная история, исключительно работа на имидж.

А вот последний питерский «Книжный Салон на Дворцовой» был бесплатный как для издательств, так и для посетителей. «Гудвин» поставил оптовые цены на книги, и в результате продали за четыре дня почти столько, как до этого за месяц. Таких мероприятий нужно как можно больше, считает Александр.

Каких-либо субсидий от государственных структур «Гудвин» не получает. Самая большая помощь — содержание библиотек. Рано говорить, что книги издательства есть в каждой библиотеке, но работа в этом направлении ведётся. Некоторые учреждения, например, ЦДС Маяковского или «домашняя» библиотека Петроградской стороны, книги «Гудвина» любят. Книги с небольшим браком и сверхтиражные экземпляры издательство передаёт фонду «Библиотеки Севера», которые формирует книжные фонды отдалённых районов Карелии. В сами библиотеки издательство попадает через оптовую компанию «Мирома книга», занимающуюся комплектованием фондов библиотек.

Мастер-класс по рисованию волшебных существ

«Гудвин» участвует в мастер-классах и проводит мероприятия для детей. В начале февраля 2023 года совместно с театром «Кот Вильям» из СанктПетербурга исследовали и рисовали разных сказочных существ. А в январе аналогичное мероприятие было в одном из магазинов «Азбука Вкуса». Активности были в поддержку книги Алисии Казановой с иллюстрациями Фернандо Фальконе «Мистическая энциклопедия крошечных существ».

Говоря о книгах «Гудвина» хочется упомянуть издание «Малыш Ти-Рекс и невероятные объятия» Джонатана Статцмана с иллюстрациями Джей Флек. Не только потому, что это один из любимых героев Александра Шмакова, но и потому, что можно купить не только книгу, но и вязаную игрушку ручной работы — голубого динозаврика.

К моему сожалению, в нашей стране практика сопровождать выходы книг большим количеством дополнительной сувенирной продукции не приживается. Издательство «Гудвин», как и многие другие. предлагают к книгам открытки, закладки и раскраски. А вот реальная игрушка — главный герой — большая редкость. Александр объяснил это недовольством покупателей, когда книжный магазин превращается в сувенирную лавку, и дети начинают просить у родителей не книги, а клянчить игрушки.

Вязаные игрушки издательство заказывало у питерской мастерицы, с которой познакомились на одной из творческих «барахолок». Помимо голубого динозаврика Ти-рекса, есть ещё лисёнок с зелёным шарфиком к книге Ходы Котб с иллюстрациями Сьюзи Мейсон «Я любила тебя всегда», котик к «Очень срочному делу!» Квентина Гребано и зайка к «Тайному миру Аделаиды» Элизы Хёрст. Прекрасная, на мой взгляд, идея!

Издательство трогательных книг

В последнее время многие издательства всё больше стараются добавить в книги интерактива: штрих-коды, которые ведут на подкасты, на видеоролики на YouTube или на страницы издательств с дополнительными материалами. Задача — увеличить «полезность» книги. Александр относиться к этому неоднозначно, хотя иногда себя ловит на подобных мыслях. С другой стороны, он считает, что бумажная книга должна заинтересовать сама собой. «Если для того, чтобы раскрыть её надо взять в руки телефон, то тут чуть-чуть что-то не сходится. Всё-таки хочется, чтобы бумажная книга оставалась книгой», — добавляет издатель.

В планах «Гудвина» — по-прежнему издавать хорошие книги, уже есть несколько «очень крутых» проектов на этот год, в личных у Александра — перечитать цикл Макса Фрая «Лабиринты Эхо».

На вопрос, что больше всего приносит удовольствие в работе, Александр отвечает: «Радость детей. Бывают такие восторженные маленькие читатели и благодарные за это родители, что на эмоциональном уровне это стирает весь негатив. Я думаю, что наше дело правое: мы пытаемся развивать детей и дарить им радость».

Петербургская типография «НП-принт» работает на полиграфическом рынке почти 25 лет. Специализируется на производстве художественных книг по искусству в мягком и твёрдом переплёте, печатает широкий ассортимент рекламной и книжно-журнальной полиграфии.

Фото предоставлены издательством «Гудвин»

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
7 белых этикеток: обзор прямиком с полок

Новая порция находок от команды арт-технологов Wizart Polygraphic — такие разные винные этикетки. Материал, дизайн и технологии — разбираем, что получается удачно, а что можно и доработать.

«Честный день»

Презентация первой ЦПМ Ricoh Pro C9500, установленной в России



Новый номер

Тема номера: Текстильная печать: итоги, тренды, планы. Женский взгляд на цвет. GO!Digital WJ-640S. ARK-JET UV 2942. DRUPA 2024. О людях-барометрах и кадровых проблемах. Пути листового офсета. «Притяжение» будет. Широкоформатная печать. ПРОДЭКСПО 2024.



Как сегодня привлекать и удерживать персонал?
    Проголосовало: 105