101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Масло на колбасе

  • Елена Никонорова
  • 7 апреля 2023 г.
  • 3489
23 марта 2023 года в Александровском лицее на Петроградской стороне в Санкт-Петербурге прошла ежегодная встреча Клуба директоров петербургских цифровых типографий.

Надо сказать, что на встрече были замечены не только «цифровики» и не только петербуржцы. Были представители офсетных типографий, поставщики расходников и оборудования, много московских коллег. Формат живой встречи полиграфистов и почти неформального обсуждения бурной жизни типографий явно востребован. Выставки выставками, но их, во-первых, по пальцам пересчитать, а, во-вторых, собраться вместе, чтобы обсудить острые вопросы и пообщаться лично, по крайней мере, в Петербурге полиграфистам практически негде. По сути, только форум Print Park да собрание Клуба цифровых директоров. Не густо.

Открыл собрание председатель клуба Александр Иванов, главный локомотив и организатор этих ежегодных встреч. Он напомнил, в какой растерянности пребывали участники клуба на предыдущей встрече в апреле 2022 года, и сообщил, что сейчас настроения изменились: судя по светским беседам в кулуарах, мнения о ситуации в отрасли разные, но в основном позитивные. Спойлер: если вы не директор цифровой типографии, как я, например, то вы даже представить не можете тот феноменальный уровень позитива, которым одарили нас спикеры-полиграфисты. Как сказал кто-то из участников, «пессимисты в этой отрасли вымерли ещё в пандемию». Похоже, так оно и есть.

Выступления спикеров было поделено на три тематических части:

  1. Сначала нас радовали поставщики сырья.
  2. Потом заряжали оптимизмом поставщики цифрового оборудования и расходников.
  3. Последние жизнеутверждающие аккорды исполняли директора типографий, вгоняя всех присутствующих в состояние эйфории и головокружения от успехов.

В финале предполагался баттл, но он получился несколько вялым по причине всеобщей усталости и не слишком резонансной темы, которую задал последний спикер. Но обо всём по порядку.

Масло на колбасе

Часть 1. Бумага была, есть и будет?

Владимир Данилов и Елена Родионова, «Европапир»

Глобальный дефицит на рынке бумаги и картона для полиграфии уходит, но в отдельных группах материалов тема ещё остра. Не первый раз в докладах поставщиков бумаги всплывает новейший термин «европозамещение». Это определение более честное в сравнении с расхожим термином «импортозамещение». Хотя российские производители не сидят на месте. Например, «Монди» пытается запустить новые продукты, тестирует их и смотрит по реакции потребителей, что оставить. Но у наших ЦБК качество продукции напрямую зависит от поставок химии и расходников из-за рубежа.

Одна из самых болезненных проблем поставщиков на этапе «европозамещения» — логистика — потихоньку налаживается. Недавно в «Европапире» партия азиатской бумаги доехала за рекордные 40 дней. Это прорыв, но в среднем срок поставок из Азии 3 месяца, плюс месяц непосредственно на производство партии. У самих заказов тоже есть специфика: приходится осторожничать, т. к. никто не может предсказать, какой будет спрос. Поэтому поставщик заказывает новые материалы по чуть-чуть и смотрит на реакцию рынка. Отсюда растут ноги проблемы типографий: сегодня материал есть, и мы на нём печатаем, но через месяц его уже нигде не найдёшь, и приходится искать аналоги.

Позитивный прогноз в нише азиатских поставок омрачается возвратом таможенных пошлин с апреля. Это приведёт к очередному удорожанию импорта в среднем на 5 %.

Ещё одна проблема — уход иностранных акционеров с российских производств бумаги и картона. Этот процесс идёт, хотя и очень медленно. Например, гигантам «Монди» и «Илиму» пока уйти не получилось, но процесс запущен и неизбежен. Почему это плохо? Во-первых, иностранцы приносили в Россию культуру производства и технологии, во-вторых, на этих предприятиях слишком высокие производственные мощности, а ёмкость российского рынка небольшая.

В целом, в 2022 году в «Европапире» тоннаж поставок сохранился, но ассортимент поменялся кардинально. Компания открыла и новое для себя направление: аксессуары для промышленной упаковки, которые паровозиком везутся вместе с бумагой и картоном. Это коробки, скотч, ленты, термоусадка — всё для упаковки готовой продукции.

Яркая Елена Родионова рассказывала о не менее ярких китайских дизайнерских бумагах. Весь год «Европапир» искал в Китае подходящую «дизайнерку», соответствующую тем критериям качества, к которым привыкли россияне, избалованные европейской бумагой. В Китае куча производителей, которые все, как один, называют себя премиальными и вообще большими умельцами. По факту это позиционирование оказывается лукавством и преувеличением. Но ищущий да обрящет, нашёл и «Европапир». Производитель TPG, мало того, что делает нормальную бумагу премиального класса, держит цвет от партии к партии, так ещё и давно сотрудничает с Европой, поэтому имеет все нужные экологические сертификаты. В общем, «Европапир» и TPG нашли друг друга и договорились сделать 13 коллекций дизайнерской бумаги. Сейчас в России на складах есть уже 5. В ближайшее время в фирменных магазинах «Формула бумаги» пройдут презентации, где бумагу из новых коллекций можно будет пощупать, понюхать и увидеть во всей красе.

Анастасия Левченко, ISBC

Компания ISBC занимается производством смарт-карт, но не только. Возможно, вы, как и я, пропустили материал об «умной бумаге» с RFID-метками, который был опубликован в Publish здесь.

Лично я услышала об этом чуде впервые. Если кратко, в бумагу закатываются тоненькие чипы, куда можно зашить любую информацию: ссылку на сайт, рандомайзер случайных фраз и чисел, интерактивы и всё, что можно считать смартфоном. На стандартный лист формата А3 можно сделать разные раскладки этих чипов, в зависимости от габаритов изделия. Стандартный лист на 2 RFID-метки стоит порядка 320 рублей, минимальная партия 100 листов, печатать можно не только цифрой, но и офсетом.

Интересная штука для маркетологов, ведь это готовый инструмент для такого модного сейчас интерактива с потребителем: можно использовать для умных ценников, открыток, бирок для одежды, игр.

Часть 2. Оборудование и расходные материалы

Михаил Лихоманов, «Риал СТФ»

Компания «Риал СТФ» занимается продажей и сервисным обслуживанием печатающей оргтехники. У них за этот год тоже изменилось многое: вендоры поголовно ушли или сильно сократились, поэтому часть их функций пришлось взять на себя сервисным центрам. Пошёл параллельный импорт через Беларусь, Казахстан, Грузию, Турцию, Арабские Эмираты и Китай, изменились каналы поставок, сами поставщики, финансовые и таможенные схемы. Все эти пертурбации привели к росту цен в 2–3 раза.

С начала осени ситуация стабилизировалась и стало полегче. Главное — решилась основная проблема с расходниками: рынок наполнился тонерами и барабанами, как оригинальными, так и совместимыми. Поставки оборудования тоже ожили, но всё оно теперь разномастное, а это влечёт много проблем.

Михаил советует при покупке оргтехники обращать внимание на сервис поставщика. Вендоры ушли, нужно заранее понимать, кто будет ремонтировать и обслуживать оборудование. Эксперименты с заменой оригинальных расходников на совместимые показали разные результаты: что-то прошло удачно, а что-то нет. В любом случае, срок поставок запчастей 3–5 месяцев, никакого изобилия на складах нет, поэтому лучше регулярно проводить диагностику и заказывать оригинальные запчасти заранее, создавать у себя стратегический запас.

Вадим Хольнов, «Джест»

Компания «Джест» занимается продажей и обслуживанием цифровой техники с пробегом. Главная больная тема прошлого года — дефицит запчастей к оборудованию. Это трудная, специфичная тема, и ей немногие хотят заниматься, поэтому и возникает дефицит. Компания «Джест» старается держать минимальный ассортимент новых запчастей у себя на складах, плюс у них всегда есть машины в разборе, с которых можно снять какие-то б/у детали.

Новое направление, которое компания освоила в прошлом году, поставки новой техники под заказ. Возят из Турции, Европы и Китая. Средний срок поставки 60 дней.

Несмотря на ситуацию турбулентности «Джест» предоставляет сервисное обслуживание техники, которую поставляет, и даёт на неё гарантии.

Большая проблема в огромном количестве «совместимки», которая хлынула на российский рынок. Если для офисной техники это не критично, то для полиграфии смерти подобно. В первую очередь, это касается тонеров. Не нужно брать совместимые тонеры в полиграфии, эта сиюминутная экономия не стоит рисков, которые возникают в перспективе.

Максим Метленко, «Аккорд Пост»

«Аккорд Пост» — крупная московская цифровая типография, специализирующаяся в основном на струйной рулонной печати. Неожиданно для себя им пришлось открывать новое направление бизнеса, которое спровоцировал постфевральский кризис 2022 года. До февраля они планировали обновлять парк оборудования, но вместо этого пришлось, как и всем, вместо обновления судорожно искать запчасти и расходники.

Тем не менее необходимость в новом оборудовании никуда не делась, и в компании начали искать варианты. Подходящий нашли в китайской компании Founder Electronics.

Итогом общения с китайским производителем стала закупка нескольких ЦПМ бренда Founder, которая потянула за собой организацию собственной сервисной службы. Специалистов в команду набрали у ушедших с рынка вендоров, и теперь компания «Аккорд Пост» не только готова к самостоятельному обслуживанию своих новых машин, но и планирует после обкатки и накопления опыта поставлять цифровые печатные машины Founder в Россию и предоставлять покупателям сервисное обслуживание. Так типография сама становится вендором.

Михаил Кувшинов, «Нисса Центрум»

Михаил Кувшинов славится своими нетривиальными выступлениями и категоричными заявлениями. Слушать его всегда интересно. Этот доклад не стал исключением.

2022 год мы прожили под знаком рынка продавца, когда продавец диктовал условия. Удивляет несоответствие прогнозов, которые давали мрачные полиграфисты весной 2022 года, и реальности, в которой мы оказались сейчас. Для многих этот год неожиданно стал лучшим в истории, но рынок продавца недолговечен, скоро это волшебное время закончится, и мы перейдём к нормальному рынку. Кое-что уже вернулось в норму, а что-то потихоньку возвращается.

Несмотря ни на что, цифра продолжает своё наступление на аналоговые способы печати. В среднесрочной перспективе 3–5 лет эта тенденция сохранится, в основном, за счёт струйной печати. «Струя» становится мейнстримом, как бы нелепо это не звучало по-русски. В прогнозах нужно учитывать новые реалии. Мы встали в кильватер китайской промышленности, а Китай всё же не Греция, там есть не всё, поэтому развиваться у нас будут те технологии цифровой печати, которые в фаворе у китайцев. Например, у них растёт рынок рулонных машин, значит, он будет расти и у нас. Уже сегодня в России резко выросло количество инсталляций рулонных ЦПМ. Причём качество печати на новых китайских ЦПМ неотличимо от английских. В этом можно будет убедиться на ближайшей выставке, куда «Нисса центрум» привезёт образец оборудования.

Наиболее перспективными направлениями для цифровых типографий становятся гофра, этикетка и книга. Чуть хуже дела у коробок, гибкой упаковки и акцидентной печати — здесь пока рулят офсет и флекса. Бесперспективными для цифры Михаил назвал газеты и журналы.

Часть 3. Полиграфия: итоги 2022 года и риски 2023

Максим Румянцев, «Циферблат»

Максим Румянцев — звезда петербургской полиграфии, которого с недавних пор все называют не иначе как рантье или молодым писателем. Рантье — потому что продал свою известную, как минимум, на весь город типографию «Любавич», а писатель — потому что написал отличную книгу о своём пути в бизнесе «Кто играет в кости со вселенной». Интересен его взгляд человека, находящегося «над битвой», он сам отметил это: «Когда находишься сверху, совсем другой вид».

Год назад была растерянность, когда толпой уходили бренды, все думали, а вдруг ещё вернутся, но теперь стало понятно, что не вернутся. Но кроме этого стало понятно, что заказчик скушал всё: снижение качества и повышение цен. В итоге этот год оказался шикарным. Единственная расплата за такое счастье — всё время, как на вулкане, и снизу постоянно подгорает.

Но среди этого великолепия всё же есть две долгоиграющие проблемы. Они, как лягушки на медленном огне, постепенно подогреваются и пока едва ощущаются, но рано или поздно сварятся окончательно, и мы прочувствуем это на себе.

  1. Рынок труда. Эта лягушка варится уже давно. Старая гвардия уходит, этот процесс в полный рост пошёл во время пандемии. Молодёжь же в отрасль не идёт, потому что немодно.
  2. Оборудование. Несмотря на то, что есть и параллельное, и перпендикулярное, оборудование изнашивается, а заменять его проблематично. Рано или поздно машины будут сдыхать. Офсет сейчас чувствует себя лучше, потому что это более старая технология, а чем старше система, тем она стабильнее.

Общий прогноз от Максима Румянцева: сильные будут укрепляться, а слабые ослабляться.

Анри Мелуа, «Четыре цвета»

Ещё один харизматичный спикер, от которого не приходится ждать даже намёков на пессимизм.

Этот год был «зашибись себе год» — если не лучший, то один из трёх лучших за всю историю наблюдений Анри. Главная проблема — масло приходилось мазать прямо на колбасу. В этом году даже государство отвернуло внимательный взгляд от мелких контор: никаких проверок, один раз только пришли налоговики и то только чтобы горячо поблагодарить за работу.

Лишь две вещи немного омрачают радость Анри Мелуа:

  1. Кадровый голод. Мозгов и так было немного, а сейчас уже и с мозжечком проблемы. Персонал сложно привлечь даже деньгами. Хотя есть определённая надежда на искусственный интеллект, который заменит многих: дизайнеров, операторов, а с осени и менеджеров. Правда, ИИ легко заменит тупых и средних. Умных не сможет, но тут смотри пункт первый — умных-то всё равно нет.
  2. Охамели тонерные производители, а вендоры оказались шарашкиными конторами, которые легко меняют контракты.

Прогноз на будущее от Анри такой: за 2 года весь этот огромный корабль развернёт. Уже сейчас формируется устойчивый платёжеспособный спрос, можно чуть уменьшить цены и существенно поднять спрос.

Производители сегодня часто меняют продуктовые линейки, заказывают печать небольших тиражей, а это всё цифра. В общем, надо покупать машины и грести деньги лопатой.

Вячеслав Полев, «Процвет»

Вячеслав полностью поддержал предыдущих ораторов, сообщил, что по прибыльности этот год был лучшим в истории его типографии, но всё-таки обозначил серьёзную проблему, которая существует в Петербурге и мешает производствам развиваться.

В Петербурге нет помещений для малых производств. Более того, нет даже приличных помещений под офисы. Единственное место в округе, где Вячеслав нашёл идеальное место для переезда — Иван-город, но персонал туда не поедет да и заказчики не оценят.

Вторая проблема — поставки расходников под малое оборудование. Прозвучал в общем-то риторический вопрос: почему те, кто раньше возил тонеры, сейчас не могут это делать, а простые ребята с Авито, которые возили телефоны из Абакана и никакого отношения к полиграфическим расходникам не имели, сейчас спокойно привозят тонеры. Внятного ответа никто из присутствующих дать так и не смог.

Павел Капель, ИРМ-1

Оптимистичные итоги встречи подвёл владелец московской типографии ИРМ-1 Павель Капель. Его бизнес тоже побил рекорды по прибыли за 10 лет. Результаты этого полиграфического года можно увидеть по довольным лицам присутствующих. Легче всего переносят кризисы оптимисты, а главное — не надо поддаваться панике. Выкрутились сейчас, выкрутимся и дальше.

Главный вопрос Павла, который плавно перешёл в общую дискуссию, зачем здесь собрались все эти сильные, позитивные ребята? Не стоит ли полиграфистам подумать над тем, что есть вещи, которые легче сделать совместно, объединившись. Опыт объединения уже был в Москве, но там слишком быстро всё затухло. Павел предложил начинать с маленьких шажков, объединяя усилия в решении мелких насущных задач, например, с совместных закупок расходников.

Это предложение вызвало споры у присутствующих. Одни считают, что «коммунальная бодяга» работать не будет, другие приводят в пример опыт Германии, где подобное объединение полиграфистов работает и даёт преференции участникам клуба. Идея совместных закупок, с одной стороны, облегчает жизнь, с другой — провоцирует дополнительные риски: маленькую партию привезти легко, а большую в карман не спрячешь.

В общем, вопрос был поставлен диалектический, и консенсус достигнут не был. Хотя, судя по количеству участников мероприятия, формат встреч и живого обсуждения острых проблем в кругу полиграфистов востребован. Всего на встрече присутствовали 108 человек, из которых 82 — это директора и владельцы петербургских и московских типографий.

Елена Никонорова, типография «РоСК»

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Устойчивость — это цель

В ООО «Танзор» с 1 января 2024 года — новый генеральный директор Алексей Анисенин. Алексей работает в компании с 2005 года. Образование и длительный опыт работы в отрасли помогают ему решать задачи, стоящие перед компанией в сложные времена. Как у него это получается — читайте в интервью.

Расходная часть упаковки

Прошедшие два года стали непростым испытанием для различных сегментов полиграфической отрасли. Не является исключением сфера упаковки и поставок расходных материалов для этого рыночного сегмента. Какие изменения произошли в этой области и насколько всё сейчас вернулось в стабильное положение — Publish спросил у экспертов.

Рентабельный УФ-ДТФ

В 2023 году начала поставки актуальных решений для UV DTF-печати «Алларт Сервис», предлагающая на эксклюзивной основе оборудование китайского бренда Oric

Больше порядка

Ежедневники выпускают специализированные компании, книжные издательства, блогеры и даже музеи.

Что не так с кадрами?

Сетования и даже больше — жалобы на кадровый дефицит в полиграфии — стали уже общим местом.



Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 11