С какими сложностями могут столкнуться дизайнеры и заказчики при заказе сувенирной продукции? С точки зрения макета и уже утверждённого дизайна. Что важно помнить дизайнеру, который создаёт логотипы и макеты для сувенирки?
Первое: есть способы нанесения, где логотип/изображение в макете должно быть в один цвет, без градиентов и полутонов. Например, гравировка, тампопечать, шёлкография (часто). Поэтому я всегда говорю, что при разработке логотипов не забывайте делать версию в один цвет со 100% заливкой, без градиентов. Думаю, на курсах по дизайну об этом обязательно информируют. Так вы избавите клиента от лишней головной боли и себя от ненужной траты времени на корректировку и переделку макета.
Второе: есть момент, о котором часто дизайнеры даже не подозревают, пока не столкнутся с воплощением идеи в реальность с печатью макета или с нанесением логотипа на сувенирную продукцию. Пока не столкнутся с технологическими ограничениями оборудования и технологий. Это требование к минимальной толщине линий. В смысле? Какое требование? Какие ограничения? На мониторе-то всё чётко видно.
Только вот при непосредственном нанесении на поверхность мы имеем дело с оборудованием/материалами/краской, у которых есть свои характеристики и ограничения. И не любую тонкую линию мы можем воспроизвести без искажений/погрешностей. У каждой технологии есть требование к минимальной толщине линий — это показатель, который говорит, какой минимальной толщины линию мы можем воспроизвести этим способом печати/технологией без существенных, видимых глазу искажений. Да-да, не всё, что так красиво на мониторе, так же волшебно выглядит на печати.
Конечно, в моей типографии и в моём опыте это происходит не на каждом заказе, но достаточно часто. Особенность сувенирки ещё в том, что небольшие предметы — ручки, флешки, хлястики зонтиков — имеют небольшую зону нанесения. Да, вместить в эти небольшие границы запечатываемого поля, а значит, часто — уменьшить. И если у нас есть и так уже тонкие линии и дескриптор*, выполненный любимым многими дизайнерами шрифтом с супертонкими линиями… При уменьшении логотипа этот дескриптор превращается в совсем тоненькую полоску толщиной 0,05 мм, который практически ни одной технологией нанесения выполнить невозможно. Даже в обычной цифровой печати такие линии вызывают вопросы, что уж говорить про технологии отделки и брендирования продукции. Во многих способах нанесения ограничения по минимальной толщине линии — от 0,15–0,2 мм, а то и больше.
Вроде мелочь? Ну что такого? Но приходится либо этот дескриптор делать толще, а это всегда визуально начинает бросаться в глаза или добавление обводки делает шрифт нечитаемым. Либо нужно попрощаться с этим дескриптором при нанесении лого на сувениры… Любой вариант — это видоизменение логотипа, переутверждение макета, трата времени на объяснения и правки…
То же самое с мелкими элементами в логотипах… Для веб-пространства — пожалуйста. Но для полиграфии и сувенирки: помните этот момент, пожалуйста, чтоб потом ваша задумка не оказалась в корзине компьютера… а ваши нервы — на пределе из-за очередной траты времени, которую можно было бы избежать.
Ещё момент — есть способы нанесения, в которых используются краски CMYK, а есть те, в которых печать смесевыми красками (Pantone). И тогда логотип, исполненный разными способами печати, имеет немного другой оттенок. И хорошо, если немного. Но надо понимать, что в разных способах печати используются разные материалы, разные краски и результат не может быть идеально одинаковым, как на мокапе на мониторе компьютера. И да, типография по умолчанию не должна следить за тем, что CMYK «попадал» в нужный вам «пантон» и наоборот. Важно: выбирать номер цвета Pantone не по монитору, а по бумажному вееру.
Четвёртый пункт не про макет, но про частую ситуацию. Типографии не любят делать нанесения на ваших сувенирах, то есть на продукции, которую приносит заказчик. Вредные какие эти типографии: сложно им, что ли? Не сложно, но неизвестно, как будут взаимодействовать материалы типографии с поверхностью Ваших сувениров. И вместо обычного рабочего процесса с заказом в типографии получат трату времени, нервов и переживаний в духе «ну-зачем-мы-согласились» и «думали-вдруг-получится». Особенно часто это бывает с новичками в полиграфическом деле, когда ещё хватаются за все заказы подряд — знаю на своём опыте. Зато потом сразу научаются легко говорить «нет» при любых сомнениях. И работать уже с проверенными сувенирами, которые обкатаны и понятны. Потому что в типографиях тоже хотят работать быстро и с качественным результатом, и есть свой ассортимент сувенирной продукции, с которым работают. Чтоб результат был предсказуемым, понятным и качественным.
И не последнее по значению: помним про сроки, особенно в начале новогоднего сезона. Заказываем сезонную полиграфию/сувениры заранее, пока классный ассортимент сувенирки не разобрали самые шустрые, пока ещё производства дают адекватные сроки исполнения и цены.
Как дизайнерам грамотно работать с сувениркой, чтоб избегать «подводных камней» в готовой продукции, раздражающей траты времени на переделки, недовольства заказчиков, разочарования в своей же работе?
Не устану повторять: нужно каждый раз изучать технические требования к макетам при разных способах нанесения. Желательно ещё до создания макета, чтоб знать, какими «инструментами» можете оперировать: CMYK/Pantone, возможен ли градиент/полутона, какова минимальная толщина линии — хотя бы этот набор. Задавать вопросы: а где вообще на сувенирке можно нанести лого и какой размер возможного запечатываемого поля. Да, в принципе заказчик «как-то там конечно разберётся» в типографии. Но, по моему мнению и опыту, дизайнеры, которые всё это продумывают и компетентно подходят к своей работе, учитывая все профессиональные моменты (в которых клиент, конечно же, не разбирается), и дизайнеры, которые пренебрегают этим, — это совсем разный уровень специалистов.
|
Об авторе: Анастасия Ивченко, владелица типографии «Кредо Принт», автор курса по допечатной подготовке макетов «Грамотный дизайнер»
* Дескриптор — подпись, которая добавляется к логотипу, чтобы обозначить, чем занимается компания