Интерес к столь деятельному человеку, который, живя под Москвой, уже дважды организовал в Питере теннисные турниры среди полиграфистов, посещал все очные заседания Клуба и имеет свои взгляды не только в полиграфии, но и в обычной жизни, заставил меня не полениться и доехать до подмосковных Люберец. Доехать, чтобы воочию посмотреть: что там такое и почему?
Одноэтажное здание в 1100 квадратных метров, без вывески, внешне скорее похожее на бывшую конюшню, чем на типографию, открыло свои двери. Директор и владелец встречает лично и вежливо спрашивает, что хотелось бы увидеть в первую очередь. Как всегда, идём сначала по цехам.
Напряжённые лица препрессников и менеджеров, цифровая печать с корейской женщиной Ниной, которая, по словам Капеля, «трудится день и ночь», печатный участок с тремя офсетными машинами, постпечатка с трудягами. Всего 45 сотрудников. Обслуживает типография не только свой регион — заказ можно сделать из любого места нашей страны и получить в точках выдачи Boxberry.
Оборудование не новое, но ухоженное. Видно, что хозяин рачительный, и я с удивлением нашёл там и старенький Ромайор, и ротатор, и даже некий полиграфический антиквариат. Это уже культура, и это мне импонирует. В наши непростые времена санкций технологическое будущее страны может принять самые (не)затейливые очертания.
Пока мы осматриваем логически выстроенные производственные участки, Павел Адольфович успевает заняться фехтованием на линейках с активной дамой-менеджером, сделать замечание, пошутить и побалагурить. Это не формальные отношения, это ценности, которые вырабатываются десятилетиями. Относиться к людям как к людям, а не как к производственным единицам, — особый дар руководителя…
Постоянных клиентов, размещающих минимум один заказ в год, в «ИРМ-1» насчитывает около 15 000. Более 70 000 клиентов пользовались услугами типографии за время её существования с начала 90-х годов прошлого века. Устойчивости бизнеса способствует тот факт, что земля и здание находятся в собственности и, в отличие от многих конкурентов, тут не опасаются, что завтра на месте производства будут строить жилой дом.
Ещё до искусственного пандемического локдауна 2020 года Павел Адольфович начал создавать систему онлайн-заказа полиграфических услуг (printing.ru), хорошо понимая, что вручную обрабатывать мелкие заказы (визитки, флаеры, календари) весьма накладно. Было потрачено несколько лет, и не впустую. Когда в пандемию начался производственный спад во всей отрасли, «Принтинг» позволил типографии выжить, и сегодня эта система обеспечивает 30% оборота «ИРМ-1».
Мы удобно располагаемся в кабинете хозяина. К нам присоединяется один из активнейших помощников Капеля — Арсений Девдариани. Кофе, печенье, неторопливая беседа, просмотр показателей оборота на мониторе по сравнению с другими годами.
Спрашиваю Павла Адольфовича:
— Так в чём секрет успеха?
— В людях. За всё время существования типографии не было сокращено ни одного сотрудника. У нас это не столько производство, сколько одна большая семья…
— Но ведь люди приходят и уходят?
— Конечно, но костяк остаётся. Есть такое понятие «старая гвардия». Именно они задают тональность всему коллективу!
— Такие, как Арсений?
— Арсений у нас относительно новый человек. Он сражается со мной и не позволяет уснуть во благости…
Именно первое лицо, ежечасно и ежедневно управляющее процессом, определяет вектор развития. В «ИРМ-1» с вектором всё в порядке, и именно тут понимаешь справедливость пословицы «Дьявол кроется в мелочах!». Особенно, когда видишь, как Павел Адольфович на экране разбирает ошибки в оформлении интерфейса сайтов конкурентов. Казалось бы, что в этом странного, что у кого-то нет опции выбора размера трио-календаря? Однако и этот нюанс уже учтён!
Эту типографию нельзя назвать успешной, эта типография стабильна, и в этом её преимущество. Всё движется планомерно и по восходящей. Повидав множество новейших производств, возникших быстро и также быстро закончивших своё существование, хочу заметить, что любая бизнес-идея будет загублена, если её будет реализовывать человек без души. В «ИРМ-1» не зарабатывают деньги, там все вовлечены в процесс, который эти деньги приносит!
Об авторе: Александр Иванов, д-р техн. наук, председатель «Клуба директоров цифровых типографий»