101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Энергично и молодёжно

  • Елена Никонорова
  • 22 декабря 2023 г.
  • 715
9 ноября 2023 года в петербургской гостинице «Россия» состоялся семинар для полиграфистов, организованный компаниями «ОктоПринт Сервис», «Европапир» и Koenig & Bauer, которые в этом году отмечают своё 20-летие на российском рынке, и производителями картона и бумаги с ещё более богатой историей — компанией «КАМА» и Сыктывкарским ЛПК.

Семинар был посвящён современным технологиям и тенденциям в полиграфии, обсуждению проблем в отрасли, выборeу материалов для типографий. Последний подобный семинар в Петербурге проходил шесть лет назад, и, конечно, с тех пор в отрасли изменилось вообще всё. Как метко отметили организаторы в приветственной речи: «С нами остались только наша молодость и энергия».

«ОктоПринт Сервис»: полный ассортимент, полный склад, полный сервис

 

Технический директор «ОктоПринт Сервиса» Татьяна Климова рассказала, что их команда только что приехала из Китая, где в Шанхае проходила большая полиграфическая выставка All In Print China 2023. Там они искали новых производителей и в целом съездили продуктивно. Все это время, начиная с весны 2022 года, шёл период перестройки продуктовой линейки, это процесс непростой и длительный, но сейчас он почти завершён: все привычные расходные материалы, попавшие под санкции, продублированы Китаем и Индией.

 

О новой линейке расходников рассказывала Любовь Баюшкина — главный технолог компании с 18-летним стажем. По всей стране услугами «ОктоПринт Сервиса» регулярно пользуются более 1200 типографий, это основные клиенты компании, поэтому и формат подачи материала был ориентирован на конкретные проблемы полиграфистов и варианты их решения. Важно, что «ОктоПринт» не просто занимается поставками расходников, но и предоставляет полноценную технологическую и даже техническую поддержку: в штате компании 8 технологов, трое из которых имеют опыт работы печатниками. Команда также обучает персонал в типографиях.

Основное направление деятельности «ОктоПринт Сервиса» — поставка расходников для офсетной печати. Компания сотрудничает с российскими производителями и поставщиками бумаги и картона, поэтому в своих лабораториях тестирует абсолютно все расходники на актуальных материалах. Если качество не дотягивает до удовлетворительных показателей, команда «ОктоПринта» либо ищет новых производителей, либо договаривается о доработке продукта.

Например, столкнувшись с проблемой истирания красочного слоя, на которую жалуются упаковщики, технологи пришли к выводу, что это происходит из-за повышенной шероховатости картона: тонкий слой краски не перекрывает пики неравномерности мелованного слоя. Договорились с китайской фабрикой, чтобы они доработали свои краски. В итоге через полтора месяца на рынок выйдет улучшенная серия красок под матовую бумагу, что важно, пока без увеличения цены. И как вариант решения этой проблемы нашли турецкий офсетный лак с повышенной стойкостью к истиранию.

Вообще Любовь Баюшкина отметила, что санкции заставили всю команду «ОктоПринт Сервиса» расширить свой кругозор. Раньше не было повода оглянуться по сторонам, а теперь пришлось, и оказалось, что можно найти интересные новые продукты, полностью отвечающие высоким стандартам качества.

Участники семинара очень оживились, когда Любовь рассказала о новом виде упаковки офсетной краски из Китая. Вместо привычных банок китайцы придумали фасовать краску в дой-паки: это даёт возможность полностью использовать продукт, ведь в привычных банках по стенкам остаётся довольно много краски. Первой типографии, которая решиться инсталлировать несложное оборудование под такую упаковку, обещают партию краски в подарок.

 

Об относительно новом для «ОктоПринт Сервиса» направлении расходников для флексопечати рассказал Сергей Свирестелев, директор по развитию продаж. Для развития нового направления, как водится, выбрали самое «удачное» время: пандемия, карантин, СВО. Но трудности закаляют. Последний год прошёл в бесконечных разъездах: Китай, Турция, Индия, Иран — в итоге нашли аналоги для всех расходников.

За это время инсталлированы 2 станции для производства водных и сольвентных красок. Это перспективное направление: прирост объёмов за год в 2 раза. Водные краски — это салфетки, пищевая упаковка и гофра, объёмы печати на которой постоянно растут.

Ещё одно бурно развивающееся направление — краски для узкорулонной УФ-печати. Буквально каждую неделю по всей стране ставятся узкорулонные машины, поэтому спрос на расходники постоянно растёт.

Был момент, когда на складе вообще не было УФ-лаков: старые закончились, а новые ещё не начались. Теперь же на складе «ОктоПринт Сервиса» есть всё: глянцевые, матовые, термостойкие, УФ-клей, УФ-адгезив, релиз-лак для многостраничной этикетки, трафаретные лаки, высоковязкие для так называемого эффекта Брайля, причём последний вид теперь дешевле, чем раньше. В Шанхае нашли трафаретные лаки с эффектами, через 3 месяца начнётся их тестирование.

Клиенты требуют «чего-нибудь этакого», поэтому в лабораториях постоянно что-то тестируется. Сейчас на тестировании находятся Led-лак, глянцевый лак под тиснение фольгой и 30-секундный УФ-лак для высокоскоростных машин.

Совершенно новое направление — анилоксовые валы. Производителя валов YUBO нашли в Китае в июле 2023 года и уже поставили 30 анилоксов для лаковых секций. Для офсетных печатных машин тоже нашли валы турецкой марки PELTA. С июля в Россию поставили уже 200 валиков, все работают без нареканий. Валы «ОктоПринт» привозит на заказ: нужно знать марку, серию и год выпуска печатной машины.

Koenig & Bauer: как мы сейчас существуем

Алексей Журавлёв и Вячеслав Пресняков из Koenig & Bauer рассказали о том, как выживает компания, существование которой в России теперь практически парализовано санкциями, ведь поставки печатных машин и запчастей на территорию РФ запрещены. Но завод не ушёл из страны и пытается приспособиться к новым реалиям, хотя, конечно, часть сотрудников в компании больше не работает.

Что осталось: промышленный каннибализм и станки-доноры, китайские магазины запчастей, неновые машины из других стран. Продолжает работу сервисный отдел, причём прогнозы об уменьшении объёма его работы не подтвердились: работы не убавилось. Сейчас в команде 8 сервисных инженеров и 4 офисных сотрудника. Есть небольшой склад запчастей, принимаются заявки на подбор аналоговых запчастей.

На заводе KBA происходят изменения: выпускаются новые серии машин, обновляется дизайн. За рубежом много интересных инсталляций, и российские сотрудники тоже в них участвуют, набираются опыта. Представители KBA надеются, что санкции снимут и в России появится много легальных новых «Рапид».

«Европапир»: новый ассортимент и новые возможности

Российская часть компании «Европапир» сегодня представлена 10 офисами продаж по всей стране со штатом в 200 человек. Кроме России «Европапир» работает в 13 странах Европы.

 

Елена Родионова, менеджер по развитию дизайнерских и специальных бумаг, рассказала о направлении, которое сильнее всего пострадало от санкций. На рынке осталось несколько европейских марок дизайнерских бумаг (Munken, NAUTILUS® от Mondi), но в основном эта ниша теперь заполнена китайскими материалами.

Большая часть коллекций премиальных материалов теперь представлена продукцией китайской фабрики TPG. Команда «Европапира» только что вернулась из Китая, где побывала на производстве своих новых партнёров. Все привыкли, что европейские фабрики дизайнерской бумаги — это небольшие, камерные, почти ручные производства с узкой специализацией, но TPG отличается от привычного европейского формата. Это огромное предприятие, оборудованное 8 бумагоделательными машинами, причём сейчас они планируют расширяться и ставить девятую. Производство полностью автоматизировано, отлажен контроль всех характеристик. За последние 10 лет Китай развернулся в сторону экологии, поэтому сейчас вся продукция сертифицирована, налажен сбор макулатуры, из которой здесь же делают новые коллекции. О размахе китайского производства можно судить по одному факту: из 8 бумагоделательных машин одна круглый год делает только бумагу чёрных оттенков, а вторая — красных, очень востребованных в самом Китае.

Компания TPG на рынке уже 30 лет, её хорошо знают в мире. Среди постоянных клиентов известные бренды: ИКЕА, Tiffany, Swarovski, Gucci, Disney, Louis Vuitton. На фабрике есть большой демозал с упаковкой из материалов, производящихся TPG. Ассортимент, который представляет «Европапир» — лишь малая часть предлагаемого фабрикой, но в планах его постепенно расширять. На данный момент складская программа состоит из 14 коллекций. Елена Родионова рассказала об особенностях всех новых коллекций, представленных в обновлённом ассортименте «Европапира».

 

Второй спикер от «Европапира» — Павел Боков, руководитель направления мелованных и специальных бумаг, рассказал нам о новинках и трансформациях в нише рулонных и листовых материалов для больших печатных машин.

В свете приостановки производства илимской мелованной бумаги «Омела» в плотностях 105–115 г/м2 Павел посоветовал обратить внимание на расширение линейки плотностей легкомелованной бумаги компании «КАМА»: плотности от 80 до 130 г/м 2 могут спасти положение.

Из новинок среди немелованных бумаг «Европапир» продвигает новый продукт Сыктывкарского ЛПК KomiStory — книжная бумага натурального оттенка с уникальными характеристиками в 3 вариантах плотностей: 50–55–60 г/м2.

В области самоклейки с нами остались братья-словенцы: листовая продукция компании Muflon — складская позиция «Европапира». Добавился новый производитель из Китая Davos. В поисках новых производителей команде Павла Бокова пришлось рассмотреть множество вариантов, которые откровенно недотягивали до приемлемого качества. В принципе, качество — вопрос философский, всё зависит от того, что за продукт и какие у него задачи, но есть такое качество, которое не нужно ни за какие деньги. Летом было много дешёвых предложений, но остановились на Davos. У них же теперь берут самокопирку, т. к. индонезийский производитель ушёл.

Самым запоминающимся моментом доклада Павла стала презентация одной из новинок компании Muflon — съёмных обоев, не повреждающих поверхность, на которую они наклеиваются. Такая самоклейка может быть востребована в разных ситуациях: как временная доска на конференциях и семинарах, в качестве ситуативной навигации и проч. Главное — протереть стену от пыли. Весь остальной монтаж занимает несколько секунд.

СЛПК: новое — хорошо забытое старое

 

Екатерина Подобед, менеджер по развитию бизнеса Сыктывкарского ЛПК, начала свой доклад с интриги. Нас ждал сюрприз, о котором на тот момент ещё никто не знал. Приятно оказаться среди первых. Сыктывкарский лесопромышленный комплекс больше не принадлежит компании Mondi. Сделка прошла более месяца назад. Мы стали первыми зрителями, которым презентовали новый логотип компании, наполненный несколькими уровнями смыслов: здесь считываются и два бумажных полотна, и чистый лист бумаги, и картонная упаковка, и устремлённость вверх и вперёд. Новое название компании — ОАО «СЛПК». Это предприятие имеет 4 бумагоделательные машины, производит целлюлозу для собственных нужд и на продажу, имеет свои леса и лесозаготовки. СЛПК производит разные типы бумаг: офсетные, офисные, газетные и типографские; занимается изготовлением топ-лайнеров для гофры и картона-основы для упаковки молочной продукции, имеет крупнейший частный лесопитомник на северо-западе.

2022 год перевернул всё с ног на голову, на Сыктывкарский ЛПК всё это повлияло как негативно, так и позитивно. Одно можно сказать наверняка: изменившаяся ситуация заставила команду комплекса действовать быстро и продуктивно. Главным стимулом к движению вперёд стало то, что нельзя просто взять и остановить крупный комбинат, где работают 4,5 тысячи человек, поэтому пришлось перестраиваться на ходу.

Минпромторг выдал заявку на производство картона-основы для упаковки молочной продукции. Теперь большинство молочной упаковки в магазинах изготавливается на базе сыктывкарского продукта.

Когда ушли европейские бренды, возникла необходимость систематизации линейки продуктов и создания локальных брендов. Так появился зонтичный бренд Komi, собравший под крылом нового логотипа-птицы основные позиции ассортимента СЛПК.

Екатерина подробно рассказала и про новую книжную бумагу KomiStory, уже зарекомендовавшую себя на рынке. Этот продукт занимает нишу бумаги для качественных книг с большим количеством текста, на которой печатают книги с иллюстрациями, такие как учебники и детские книги, и газетной, использующейся для дешёвых «одноразовых» изданий.

Впервые книжную бумагу произвели год назад, сейчас она уже стабильно выпускается каждый месяц. БДМ-15, на которой производится бумага марки KomiStory, обеспечивает ей высокую и стабильную пухлость порядка 2,6 см 3/г. Стабильность пухлости равна стабильности толщины, что важно для производства качественных книг, т. к. от этого зависит точный расчёт корешка. По толщине бумага KomiStory плотностью 50 г/м2 соответствует 100-граммовому офсету.

Эта бумага имеет стабильный натуральный кремовый оттенок, причём цвет тоже стабильный и не гуляет. KomiStory имеет феноменальный спрос на экспорт. Если у нас любят печатать книги на белоснежной бумаге, то в Азии и Европе уже давно тренд на натуральный оттенок слоновой кости. Но и российские клиенты оценили новую книжную бумагу: её активно использует издательство «Эксмо», все крупные полиграфические комбинаты, постепенно подтягиваются мелкие типографии, проводится тестирование на цифре. Пока KomiStory поставляется в ролях, «Европапир» будет её флатовать при необходимости, тем более что с листа на ней уже печатают.

«Европапир»: картона хватит на всех

 

Самая интересная часть семинара (на мой профдеформированный взгляд конструктора упаковки) была посвящена картону. Вячеслав Брагин, руководитель направления «Упаковка» в «Европапире», с огоньком рассказал нам, что изменилось в его епархии. Правда, до картона дожили не все участники семинара, зато остались самые заинтересованные и активные. Мы взаимодействовали со спикером, поднимали руки, отвечали на вопросы, делились своим опытом. Европейские марки картона покинули Россию, Китай укрепился, но нам всем страшно повезло, что ровно перед началом небезызвестных событий и последовавших санкций «КАМА» запустила производство российского FBB-картона.

Европейских поставщиков упаковочного картона было порядка 10, китайских брендов на самом деле не так много, доминирует здесь производитель APP, «КАМА» у нас одна, поэтому после исхода Европы ассортимент картона у всех крупных поставщиков стал примерно одинаковым. Выигрывает тот, кто успевает завезти партию материала по низкому курсу.

Немного поговорили про макулатурный картон. Старая добрая «Нева» осталась, есть турецкий Kartonsan, «КАМА» предлагает новый продукт на стыке макулатурного и целлюлозного — картон Kama Project, благодаря его появлению многие производители перешли с макулатурного на целлюлозный картон, т. к. качество у него лучше, а цена одного порядка.

СЛПК тоже делает специальный картон для упаковки: KomiPack — для молочных пачек, KomiFresh — под стаканчики, KomiBase — под пищевые лотки.

«КАМА» с 2021 года начала выдавать промышленные партии картона и только наращивает обороты. Сейчас стало понятно, что картона хватит на всех. За время кризиса многие перешли с GC1 на GC2 да там и остались, в «Европапире» считают, что надо их переводить обратно.

Вячеслав Брагин коротко задел и вопрос с этикеточной бумагой, т. к. она тоже относится к нише упаковочных материалов. Этикеточные бумаги в Россию завозятся «интересными» путями. «Европапир» же сосредоточился на том, что можно ввезти легально. И это наши старые знакомые — китайский производитель APP.

«КАМА»: мы хотим быть ближе к вам

 

Ольга Соболева приняла эстафету у Вячеслава Брагина и подробно рассказала про картонные новинки «КАМЫ». Сейчас запущен флагманский проект предприятия — премиальный FBB-картон Kama Pharma. От остальных продуктов компании он отличается высоким уровнем белизны 95%, стабильно ровной поверхностью листа, отсутствием облачности, однородной структурой картона, высоким печатным глянцем. Представители «КАМЫ» подкупили нас искренним желанием совершенствовать продукцию своего бренда, учитывая пожелания полиграфистов. Ольга Соболева рефреном повторяла по ходу своего выступления: «Нам нужна обратная связь! Дайте нам обратную связь! Мы хотим сделать вам хорошо, поэтому говорите нам, что улучшить». И мы, оставшиеся в зале полиграфисты-упаковщики, как могли, давали обратную связь.

В нашей типографии «РоСК» мы проводили небольшую тестовую печать на Pharma, подложив пару сотен листов к тиражному картону. Никаких нареканий новая марка не вызвала. Цвет картона отличается от привычных марок «КАМЫ» в сторону голубовато-белого, растровые изображения получаются однородными, без облачности, плашки смесевых цветов ложатся отлично, и главное, на биговках готовой упаковки ничего не трещит и не рвётся, хотя специально мы ничего не подстраивали под тестовый картон. Что приятно удивило — оборотный слой сильно отличается от «фирменного» оборота «КАМЫ» с вкраплениями «ёлок и палок», значит, картон можно брать для самосборных коробочек, где качество оборота критично. Думаю, на нем даже можно нормально печатать, что подтвердила Ольга. Pharma менее пухлая и рыхлая, чем привычные Strong и Bright.

Отдельно Ольга остановилась на картоне Kama Project, с которым многие из присутствующих уже успели поработать. Этот продукт призван заменить макулатурный картон, он рассчитан на упаковку без особых изысков. Kama Project берут также вместо более дорогих марок, когда нужно сэкономить без потери в качестве. Команда «КАМЫ» продолжит совершенствовать этот продукт, с декабря он будет производиться по новому техстандарту: увеличили пухлость на 6%, выровняли продольную жёсткость, снизили шероховатость до 2 мкм.

Остальные марки картона «КАМА» тоже постепенно вырастают в качестве, потому что на картоноделательной машине проводится модернизация, технология совершенствуется, стабилизируется ситуация с расходниками.

В конце этого супернасыщенного дня полиграфисты переместились в паб Finnegan’s, где продолжили общение в неформальной обстановке.

Об авторе: Елена Никонорова, конструктор-разработчик упаковки типографии «РоСК», Санкт-Петербург

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Офсет — при своих

В Московском политехе 14 марта 2024 года состоялась открытая лекция генерального директора АО «Первая образцовая типография» Игоря Валентиновича Полтавцева «Книжная индустрия в цифровую эпоху. Кадры решают всё!». О том, есть ли перспективы у цифровой печати в книжном производстве, смерти технологий и незаменимых специалистах читайте прямо сейчас.

Требуются! Всё, что нужно знать о кадрах в 2024 году

В советское время таблички «Требуются!» висели при входе практически на любое предприятие. Отсутствием безработицы в стране гордились, а сейчас это настораживает. Кадровый вопрос в последнее время обсуждается на всех уровнях бизнеса и власти — от ипэшника до вице-премьера. Почему так происходит и можно ли избежать кадрового коллапса? Постараемся разобраться.

Скрепка 2024

Выставка «Скрепка» привлекает совершенно разных посетителей и участников. Там можно встретить не только канцелярскую и офисную продукцию (что очевидно по названию), но также продукцию школьного ассортимента, продукцию для внешкольного развития, материалы для хобби и творчества, игры и игрушки, в том числе новогодние, подарки, сувениры и т. д.

Устойчивость — это цель

В ООО «Танзор» с 1 января 2024 года — новый генеральный директор Алексей Анисенин. Алексей работает в компании с 2005 года. Образование и длительный опыт работы в отрасли помогают ему решать задачи, стоящие перед компанией в сложные времена. Как у него это получается — читайте в интервью.

Расходная часть упаковки

Прошедшие два года стали непростым испытанием для различных сегментов полиграфической отрасли. Не является исключением сфера упаковки и поставок расходных материалов для этого рыночного сегмента. Какие изменения произошли в этой области и насколько всё сейчас вернулось в стабильное положение — Publish спросил у экспертов.



Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 30