101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Национальный конкурс «Жар-книга»: «Полиграфия не обязана быть сложной — она должна быть уместной и изобретательной. Главное, чтобы «цепляло»…

  • Ирина Паялина
  • 29 декабря 2023 г.
  • 1282
С 2014 года проходит «Жар-книга» — ежегодный национальный конкурс и фестиваль книг.

Publish попросил рассказать об инициативе организатора и соучредителя Иннокентия Келейникова, профессор Московского Политеха, доцента, кандидата искусствоведения, лауреата отечественных и международных конкурсов книжного и шрифтового дизайна, автора ряда изданий и публикаций по вопросам истории и теории печатно-графического искусства.

 

На сайте конкурса указано:
Цель конкурса — определить тенденции эволюции книжной формы, сформулировать отличительные признаки современной печатной книги, определить критерии оценки дизайна печатной книги.
Амбициозно. Что-то еще?
Можно проще: выявить и морально поддержать дизайнеров и издательства, которые готовы создавать книгу как уникальный визуально-коммуникационный проект, а не «по правилам».

 

Цели «сформулировать отличительные признаки современной печатной книги, определить критерии оценки дизайна печатной книги» звучат как научная работа. Она ведется в каком-то виде?

Работа эта ведется в неявном виде. Несколько человек из экспертного совета являются действующими преподавателями: Политех — бывший Полиграфический институт, Школа дизайна ВШЭ, Строгановка. Естественно, идет оценка того, что представляется на конкурс, сравнение с тем, что мы видим на международных конкурсах и выставках — и итоги размышлений на эту тему внедряются в сознание студентов. Конечно, хотелось бы выпускать что-то в виде сборника статей «Вестник «Жар-книги», но пока, к сожалению, такого нет.

Выставка 2023 в Центре Вознесенского

 

Кто может участвовать в конкурсе?

Участвовать может любая книга, созданная отечественным дизайнером и изданная в России. Кроме тех, кто вступает в конфликт с законодательством.

 

Какие-то условия участия?

Никаких специальных условий — участвовать может любой. Большинство из участников — те, кто счёл выбранное им художественное и технологическое исполнение книги современным и оригинальным. Полиграфия не обязана быть сложной — она должна быть уместной и изобретательной. Хотя сложной полиграфии на конкурс попадает много.

 

Конкурсу почти 10 лет. Удавалось проводить его ежегодно, несмотря на внешние катаклизмы?

Первые три года 2014, 2015 и 2016 проходил ежегодно, в формате фестиваля: с лекционной программой и тематическими выставками. С 2015 был запущен «под-конкурс» «Жар-книга мл.» — студенческие видеопрезентации курсовых и дипломных проектов. Он проходил в 2015, 2016 и 2018. В основном конкурсе в 2017-2018 годах была пауза, он возобновился в 2019, был в 2020, 2021 и последний пока в 2023.

В 2021 мы ввели в качестве эксперимента номинацию «Б» («Макет») — для книг, спроектированных, но не реализованных в тираже. Эта номинация включила в себя в основном студенческие проекты (курсовые и дипломные), но было некоторое количество и «взрослых» проектов, которые по каким-то причинам не удалось довести до тиража.

Выставка 2023 в Центре Вознесенского

 

Расскажите, как все начиналось? Кто все организовывал? Почему такое название?

Учредители исключительно частные лица — я, Мила Ершова, моя однокурсница, когда-то коллега, сейчас преподаватель Школы дизайна ВШЭ, Валентина Крылова и Вадим Иванов из издательства РИП-холдинг. Вадим, к сожалению, недавно покинул этот мир, так что нас осталось трое.

Название придумала Мила Ершова — сейчас не упомню почему, но в названии должен был присутствовать огонь.

Я в самом деле инициатор. С 2004 года принимал участие в конкурсе «Искусство книги. Традиции и поиск», организаторы были Университет печати и Ассоциация книгоиздателей, я был в жюри и занимался связями с конкурсом «Красивейшая книга мира» в Лейпциге. Этот конкурс пришёл в упадок и перестал устраивать в первую очередь участников. Была нулевая информация о результатах: если удавалось узнать, кого наградили, то увидеть награждённые книги было негде. У меня к тому времени был опыт общения с немецким конкурсом, я даже был там в жюри в 2006-ом году. И мы решили это поменять: сделали сайт, где показано по несколько разворотов из каждой книги и дана информация о ней, а книги-лауреаты и книги из шорт-листа можно свободно листать на организованной нами выставке.

Лауреаты 2023. Фото Мила Ершова

 

Расскажите про выставку: что, где, когда?

В этом, 2023 году выставка проходила с 24 мая по 1 июня в Центре Вознесенского в Москве. Потом она отправилась «путешествовать»: в Казань на книжный фестиваль в парке «Черное озеро» 17-18 июня, в Национальную библиотеку Республики Татарстан на театральную площадку MOÑ, в Альметьевск 5 и 6 августа на летний книжный фестиваль «Смены» в общественном центре «Алмет».

 

Кто в жюри конкурса? Как определяются лауреаты?

Первые три года у нас в самом деле было жюри: трое действующих книжных дизайнеров, один представитель кураторской/искусствоведческой среды, один гость из-за рубежа — известный западный дизайнер.

После паузы мы решили отказаться от формата «жюри» и перешли в формат «экспертного совета»: выбираем некоторое количество книжных дизайнеров, пару издателей, кого-нибудь из библиотечных работников, обычно из Российской Государственной Библиотеки. Общим числом от 10 до 15 человек, которые отмечают понравившиеся книги, расставляя их по личному «рейтингу». После чего все подсчитывается: около 30 книг, отмеченных максимальным количеством членов совета, попадают в шорт-лист, 10-11 книг из них, набравшие наивысший рейтинг становятся лауреатами, книга с самым высоким рейтингом — Гран-при.

 

Кто выбирал лучшие книги 2023 года? Кто был в экспертном совете? И как попасть в экспертный совет?

Экспертный совет выбирают организаторы на свое усмотрение.

Список членов экспертного совета «Жар-книги 2023»:

  • Ершова Людмила, дизайнер, преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ;
  • Заев Кирилл, дизайнер, преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ;
  • Зарецкий Ян, дизайнер, лауреат «Жар-книги 2020»;
  • Келейников Иннокентий, дизайнер, преподаватель Московского Политеха;
  • Корнеев Евгений, дизайнер, преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ;
  • Крылова Валентина, арт-директор издательства «РИП-холдинг»;
  • Маевский Кирилл, продюсер, арт-директор Центра современной культуры «Смена»;
  • Мещеряков Арсений, руководитель Школы дизайна НИУ ВШЭ;
  • Мордвинцев Дмитрий, дизайнер, арт-директор студии «АВСдизайн»;
  • Санькова Александра, директор Московского музея дизайна;
  • Самылкин Антон, директор московского филиала «Европапир»;
  • Степанова Елена, сотрудник РГБ;
  • Сурков Юрий, дизайнер, преподаватель Школы дизайна ВШЭ;
  • Шелютто Андрей, дизайнер, арт-директор.

Кто-то мог не участвовать из-за личной загрузки, но мы приглашали всех вышеперечисленных.

 

Расскажите про партнеров.

Стратегическая наша надежда и опора последние несколько лет — компания «Европапир». Но, что важно, практически все, к кому мы обращаемся за помощью, помогают с большим удовольствием.

Сложно сказать, уместно ли использовать слово «партнер», уж как-то слишком официально при нашем неформальном характере, но помогали и помогают многие. Например, Галерея «Промграфика», Библиотека имени Н.А. Некрасова, Зверевский центр современного искусства, Российская государственная библиотека и Центр Вознесенского — предоставляли нам помещения и организационную поддержку для работы жюри и для проведения собственно выставок и фестивалей. Мастерская высокой печати «Демоны печати» неоднократно печатала нам прекрасные дипломы. Типографии «УП ПРИНТ» и «Сити-принт» печатали каталоги конкурса, а Тульский историко-архитектурный музей уже два раза предоставлял свои стены для обзорных выставок «Жар-книги».

Культурные институции, такие как Pro Helvetia, оказывали огромную организационную поддержку в проведении фестивалей в 2015 и 2016 году. Есть риск кого-то забыть и не упомянуть — но даже если кто-то не будет упомянут, он может быть уверен в нашей полной и искренней благодарности!

 

Есть какие-то категории у конкурса?

Нет, просто выбор экспертного совета. В одном ряду стоят самые разные по типу книги — главное, чтобы «цепляло»…

Наталья Таранова, типография Буки Веди

 

Сколько книг присылают на конкурс?

В этом году прислали больше 200 книг, говорю так расплывчато, потому что некоторые из них — серии и довольно длинные, шли под единым номером. Обычно подавали около 150 книг, а после паузы в 2019-ом был всплеск — больше 300 книг. Потом стабилизировалось…

 

Кто стал лауреатом 2023 года?

Список в алфавитном порядке:

«Баллада о маленьком буксире» Иосиф Бродский, Кася Денисевич.

Дизайнер: Липатов Степан, иллюстратор: Кася Денисевич, издатель «Подписные издания», типография: «Парето-Принт».

 

Дмитрий Мордвинцев, ABCdesign

«Евгений Онегин» Александр Пушкин.

Дизайнер: Дмитрий Мордвинцев, иллюстратор: Андрей Костин, издатель: ABCdesign, типография: PNB Print.

 

«Казахская новая волна» Гульнара Абикеева.

Дизайнер: Кирилл Глущенко, издатель: Центр современной культуры «Целинный», типография: Service Press (Алматы, Казахстан).

 

«Левиафан. Разбор по косточкам» Андрей Звягинцев, Максим Марков.

Дизайнеры: ABCdesign Светлана Данилюк, Дмитрий Мордвинцев, издатель: Альпина PRO, типография: PNB Print.

 

«Московский зоопарк работает ежедневно», рекламный плакат 1899–1988.

Дизайнер: Игорь Гурович, издатель: «Московский зоопарк», типография: «Кодекс».

 

«Привет, Москва!», «Привет, Петербург!» Таня Борисова.

Дизайнер: Таня Борисова, иллюстратор: Таня Борисова, издатель: А+А, типография: PNB Print и «Первая Образцовая типография» филиал «Чеховский Печатный Двор».

 

«Путешествие в мир дополнительной нереальности» Михаил Лабазов.

Дизайнер: ABCdesign Дмитрий Мордвинцев, издатель: ABCdesign, типография: «Синержи».

 

Серия «Кустода», составитель Кирилл Маевский.

Дизайнеры: Анна Наумова, Кирилл Благодатских, издатель: «Смена», типография: А-пресс (Казань).

 

«Старая Ладога. Иллюстрированный путеводитель» Александра Кузнецова, Михаил Нисенбаум.

Дизайнеры: Екатерина Мордвинкина, Александра Кузнецова, иллюстраторы: Ксения Анненко, Маргарита Варакина, Анна Знаменская, Софья Кочеткова, Александра Кузнецова, Артем Кулемин, Полина Кульчицкая, Алена Пасхина, Полина Сергеева, Полина Фролова, издатель: Школа Дизайна НИУ ВШЭ, типография: «Первая Образцовая типография» филиал «Чеховский печатный двор».

 

Publish от всего сердца поздравляет победителей, гордится качеством книг и благодарит организаторов за конкурс и возможность показать действительно качественную и красивую полиграфию широким массам!

Фото предоставлены Центром Вознесенского

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Брошюровщик Ausjetech MFB: вариантов отделки много

Автоматический брошюровщик Ausjetech MFB представляет из себя модульное решение для изготовления буклетов в составе автоматического податчика листов с двумя лотками DCF33, проволокошвейного модуля SF33 и триммера для обрезки передней кромки T33, интегрированных в единую линию. Машина нацелена на сегмент средних и крупных типографий.

Найти и освоить: как устроена исследовательская лаборатория

Владислав Левицкий, более 20 лет проработавший в качестве руководителя исследовательской лаборатории «Танзор» (ныне он — консультант компании по научно-техническому развитию производства), поделился своими мыслями о том, как лаборатория может помочь продажам, какие тренды в материалах сейчас набирают силу, какие узкие места присутствуют и в каком направлении можно расти и развиваться.

VIPColor VP660: настольный, этикеточный, удобный

Одной из наиболее востребованных моделей в поставляемой линейке устройств VIPColor является этикеточный струйный принтер VP660, который помогает оптимизировать рабочие процессы при изготовлении этикеток, устраняет потребность в складских запасах и сокращает количество отходов.

Цифровые перспективы России

Я работаю в компании, занимающейся цифровизацией бизнесов и внедрением ПО, но я не ставлю своей задачей убедить владельца типографии полностью перейти на цифровую печать. Моя работа начинается с попытки понять, чего хочет добиться потенциальный клиент и какой объём финансовых средств он готов инвестировать в это. Важное значение имеет именно психологическая готовность собственника типографии к внедрению инноваций.

Sprinter TC-F2132

Отличный выбор для производителей наружной рекламы, элементов выставочного оформления, постеров, афиш, POS-материалов, упаковки, а также для компаний, занимающихся витражной графикой.



Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 38