Publish попросил рассказать об инициативе организатора и соучредителя Иннокентия Келейникова, профессор Московского Политеха, доцента, кандидата искусствоведения, лауреата отечественных и международных конкурсов книжного и шрифтового дизайна, автора ряда изданий и публикаций по вопросам истории и теории печатно-графического искусства.
На сайте конкурса указано:
Цель конкурса — определить тенденции эволюции книжной формы, сформулировать отличительные признаки современной печатной книги, определить критерии оценки дизайна печатной книги.
Амбициозно. Что-то еще?
Можно проще: выявить и морально поддержать дизайнеров и издательства, которые готовы создавать книгу как уникальный визуально-коммуникационный проект, а не «по правилам».
Цели «сформулировать отличительные признаки современной печатной книги, определить критерии оценки дизайна печатной книги» звучат как научная работа. Она ведется в каком-то виде?
Работа эта ведется в неявном виде. Несколько человек из экспертного совета являются действующими преподавателями: Политех — бывший Полиграфический институт, Школа дизайна ВШЭ, Строгановка. Естественно, идет оценка того, что представляется на конкурс, сравнение с тем, что мы видим на международных конкурсах и выставках — и итоги размышлений на эту тему внедряются в сознание студентов. Конечно, хотелось бы выпускать что-то в виде сборника статей «Вестник «Жар-книги», но пока, к сожалению, такого нет.
Выставка 2023 в Центре Вознесенского |
Кто может участвовать в конкурсе?
Участвовать может любая книга, созданная отечественным дизайнером и изданная в России. Кроме тех, кто вступает в конфликт с законодательством.
Какие-то условия участия?
Никаких специальных условий — участвовать может любой. Большинство из участников — те, кто счёл выбранное им художественное и технологическое исполнение книги современным и оригинальным. Полиграфия не обязана быть сложной — она должна быть уместной и изобретательной. Хотя сложной полиграфии на конкурс попадает много.
Конкурсу почти 10 лет. Удавалось проводить его ежегодно, несмотря на внешние катаклизмы?
Первые три года 2014, 2015 и 2016 проходил ежегодно, в формате фестиваля: с лекционной программой и тематическими выставками. С 2015 был запущен «под-конкурс» «Жар-книга мл.» — студенческие видеопрезентации курсовых и дипломных проектов. Он проходил в 2015, 2016 и 2018. В основном конкурсе в 2017-2018 годах была пауза, он возобновился в 2019, был в 2020, 2021 и последний пока в 2023.
В 2021 мы ввели в качестве эксперимента номинацию «Б» («Макет») — для книг, спроектированных, но не реализованных в тираже. Эта номинация включила в себя в основном студенческие проекты (курсовые и дипломные), но было некоторое количество и «взрослых» проектов, которые по каким-то причинам не удалось довести до тиража.
Выставка 2023 в Центре Вознесенского |
Расскажите, как все начиналось? Кто все организовывал? Почему такое название?
Учредители исключительно частные лица — я, Мила Ершова, моя однокурсница, когда-то коллега, сейчас преподаватель Школы дизайна ВШЭ, Валентина Крылова и Вадим Иванов из издательства РИП-холдинг. Вадим, к сожалению, недавно покинул этот мир, так что нас осталось трое.
Название придумала Мила Ершова — сейчас не упомню почему, но в названии должен был присутствовать огонь.
Я в самом деле инициатор. С 2004 года принимал участие в конкурсе «Искусство книги. Традиции и поиск», организаторы были Университет печати и Ассоциация книгоиздателей, я был в жюри и занимался связями с конкурсом «Красивейшая книга мира» в Лейпциге. Этот конкурс пришёл в упадок и перестал устраивать в первую очередь участников. Была нулевая информация о результатах: если удавалось узнать, кого наградили, то увидеть награждённые книги было негде. У меня к тому времени был опыт общения с немецким конкурсом, я даже был там в жюри в 2006-ом году. И мы решили это поменять: сделали сайт, где показано по несколько разворотов из каждой книги и дана информация о ней, а книги-лауреаты и книги из шорт-листа можно свободно листать на организованной нами выставке.
Лауреаты 2023. Фото Мила Ершова |
Расскажите про выставку: что, где, когда?
В этом, 2023 году выставка проходила с 24 мая по 1 июня в Центре Вознесенского в Москве. Потом она отправилась «путешествовать»: в Казань на книжный фестиваль в парке «Черное озеро» 17-18 июня, в Национальную библиотеку Республики Татарстан на театральную площадку MOÑ, в Альметьевск 5 и 6 августа на летний книжный фестиваль «Смены» в общественном центре «Алмет».
Кто в жюри конкурса? Как определяются лауреаты?
Первые три года у нас в самом деле было жюри: трое действующих книжных дизайнеров, один представитель кураторской/искусствоведческой среды, один гость из-за рубежа — известный западный дизайнер.
После паузы мы решили отказаться от формата «жюри» и перешли в формат «экспертного совета»: выбираем некоторое количество книжных дизайнеров, пару издателей, кого-нибудь из библиотечных работников, обычно из Российской Государственной Библиотеки. Общим числом от 10 до 15 человек, которые отмечают понравившиеся книги, расставляя их по личному «рейтингу». После чего все подсчитывается: около 30 книг, отмеченных максимальным количеством членов совета, попадают в шорт-лист, 10-11 книг из них, набравшие наивысший рейтинг становятся лауреатами, книга с самым высоким рейтингом — Гран-при.
Кто выбирал лучшие книги 2023 года? Кто был в экспертном совете? И как попасть в экспертный совет?
Экспертный совет выбирают организаторы на свое усмотрение.
Список членов экспертного совета «Жар-книги 2023»:
- Ершова Людмила, дизайнер, преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ;
- Заев Кирилл, дизайнер, преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ;
- Зарецкий Ян, дизайнер, лауреат «Жар-книги 2020»;
- Келейников Иннокентий, дизайнер, преподаватель Московского Политеха;
- Корнеев Евгений, дизайнер, преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ;
- Крылова Валентина, арт-директор издательства «РИП-холдинг»;
- Маевский Кирилл, продюсер, арт-директор Центра современной культуры «Смена»;
- Мещеряков Арсений, руководитель Школы дизайна НИУ ВШЭ;
- Мордвинцев Дмитрий, дизайнер, арт-директор студии «АВСдизайн»;
- Санькова Александра, директор Московского музея дизайна;
- Самылкин Антон, директор московского филиала «Европапир»;
- Степанова Елена, сотрудник РГБ;
- Сурков Юрий, дизайнер, преподаватель Школы дизайна ВШЭ;
- Шелютто Андрей, дизайнер, арт-директор.
Кто-то мог не участвовать из-за личной загрузки, но мы приглашали всех вышеперечисленных.
Расскажите про партнеров.
Стратегическая наша надежда и опора последние несколько лет — компания «Европапир». Но, что важно, практически все, к кому мы обращаемся за помощью, помогают с большим удовольствием.
Сложно сказать, уместно ли использовать слово «партнер», уж как-то слишком официально при нашем неформальном характере, но помогали и помогают многие. Например, Галерея «Промграфика», Библиотека имени Н.А. Некрасова, Зверевский центр современного искусства, Российская государственная библиотека и Центр Вознесенского — предоставляли нам помещения и организационную поддержку для работы жюри и для проведения собственно выставок и фестивалей. Мастерская высокой печати «Демоны печати» неоднократно печатала нам прекрасные дипломы. Типографии «УП ПРИНТ» и «Сити-принт» печатали каталоги конкурса, а Тульский историко-архитектурный музей уже два раза предоставлял свои стены для обзорных выставок «Жар-книги».
Культурные институции, такие как Pro Helvetia, оказывали огромную организационную поддержку в проведении фестивалей в 2015 и 2016 году. Есть риск кого-то забыть и не упомянуть — но даже если кто-то не будет упомянут, он может быть уверен в нашей полной и искренней благодарности!
Есть какие-то категории у конкурса?
Нет, просто выбор экспертного совета. В одном ряду стоят самые разные по типу книги — главное, чтобы «цепляло»…
Наталья Таранова, типография Буки Веди |
Сколько книг присылают на конкурс?
В этом году прислали больше 200 книг, говорю так расплывчато, потому что некоторые из них — серии и довольно длинные, шли под единым номером. Обычно подавали около 150 книг, а после паузы в 2019-ом был всплеск — больше 300 книг. Потом стабилизировалось…
Кто стал лауреатом 2023 года?
Список в алфавитном порядке:
«Баллада о маленьком буксире» Иосиф Бродский, Кася Денисевич.
Дизайнер: Липатов Степан, иллюстратор: Кася Денисевич, издатель «Подписные издания», типография: «Парето-Принт».
Дмитрий Мордвинцев, ABCdesign |
«Евгений Онегин» Александр Пушкин.
Дизайнер: Дмитрий Мордвинцев, иллюстратор: Андрей Костин, издатель: ABCdesign, типография: PNB Print.
«Казахская новая волна» Гульнара Абикеева.
Дизайнер: Кирилл Глущенко, издатель: Центр современной культуры «Целинный», типография: Service Press (Алматы, Казахстан).
«Левиафан. Разбор по косточкам» Андрей Звягинцев, Максим Марков.
Дизайнеры: ABCdesign Светлана Данилюк, Дмитрий Мордвинцев, издатель: Альпина PRO, типография: PNB Print.
«Московский зоопарк работает ежедневно», рекламный плакат 1899–1988.
Дизайнер: Игорь Гурович, издатель: «Московский зоопарк», типография: «Кодекс».
«Привет, Москва!», «Привет, Петербург!» Таня Борисова.
Дизайнер: Таня Борисова, иллюстратор: Таня Борисова, издатель: А+А, типография: PNB Print и «Первая Образцовая типография» филиал «Чеховский Печатный Двор».
«Путешествие в мир дополнительной нереальности» Михаил Лабазов.
Дизайнер: ABCdesign Дмитрий Мордвинцев, издатель: ABCdesign, типография: «Синержи».
Серия «Кустода», составитель Кирилл Маевский.
Дизайнеры: Анна Наумова, Кирилл Благодатских, издатель: «Смена», типография: А-пресс (Казань).
«Старая Ладога. Иллюстрированный путеводитель» Александра Кузнецова, Михаил Нисенбаум.
Дизайнеры: Екатерина Мордвинкина, Александра Кузнецова, иллюстраторы: Ксения Анненко, Маргарита Варакина, Анна Знаменская, Софья Кочеткова, Александра Кузнецова, Артем Кулемин, Полина Кульчицкая, Алена Пасхина, Полина Сергеева, Полина Фролова, издатель: Школа Дизайна НИУ ВШЭ, типография: «Первая Образцовая типография» филиал «Чеховский печатный двор».
Publish от всего сердца поздравляет победителей, гордится качеством книг и благодарит организаторов за конкурс и возможность показать действительно качественную и красивую полиграфию широким массам!
Фото предоставлены Центром Вознесенского