|
Гуляя в эти новогодние праздники с женой по питерскому музею Фаберже, я обратил внимание на изящно украшенные мастерами барометры. Я, признаюсь, был немного озадачен своей темнотой, поскольку запамятовал об их назначении, поэтому тут же полез в поиск Яндекса за ответом. Оказалось, что массово барометры стали использоваться при Петре I, и постепенно они из точных приборов для предсказания погоды превратились в элементы интерьерного декора, а сейчас необходимость в них и вовсе отпала: роль барометров исполняют микроскопические метеостанции, использующие вместо воды и ртути термисторы и резисторы, также прекрасно улавливающие перепады атмосферного давления.
Интересно видеть, как точный прибор с течением времени утрачивает свою актуальность, но законы физики при этом совсем не изменяются. Барометры прекрасно показывают атмосферное давление и сейчас, мало того — их выпуск не прекращён, и они до сих пор продаются.
В промышленности принято действовать по регламенту, но часто мнение опытного человека может подменить собой десятки страниц отборной полезной писанины. Опыт имеет решающее значение — сенсорика и годы работы сильнее любого прибора, отсюда и тяга к рукотворным чудесам: то тут, то там слышны реальные истории о людях, которые, смешивая краску, подбирают оттенок цвета на глаз без спектрофотометра и программы и так же успешно (благодаря высокой тактильной чувствительности) подсчитывают количество нитей в сантиметре ткани. Эти «силачи» готовы взвалить на себя непосильную ношу и закрыть дыры в несовершенных технологических процессах, на что радостно идут собственники и местные управленцы: зарплатный фонд таких кудесников при пересчёте на год составляет в денежных знаках гораздо меньше стоимости покупки и внедрения программного и аппаратного обеспечения, а в случае их болезни или ухода из жизни их участок на производстве просто устраняют, дабы не дать упасть гордо реющему производственному знамени. Что является экономией средств фирмы, но никак не фактором её развития.
Компьютер для подбора и контроля цветовых рецептур Colorant Mixture Computer (COMIC) фирмы Davidson and Hemmendinger, 1961 год |
В своё время США довольно быстро осознали экономическую важность спектрофотометра уже в тот момент, когда он ещё не был всемогущим: его измерения на первых порах были очень хлопотным делом, тем более что вычисления совершались на аналоговых приборах типа COMIC, которые появились в начале 60-х годов прошлого века и даже близко не были способны на те функции, что сегодня способен сделать процессор умных часов.
Сейчас, к примеру, в Италии программа для расчёта красочных рецептур плюс спектрофотометр для измерения цвета помогают текстильным производствам экономить до двух-трёх тысяч евро ежемесячно за счёт быстрого подбора цвета. Подбор цвета без инструментальной поддержки в текстильной промышленности — процесс итеративный. И каждая итерация ведёт к небольшим денежным потерям: если краска не подошла, то её можно или замешать с другими, чтобы получить некое подобие чёрного цвета, или просто вылить в канализацию, попрощавшись с вложенными в красители и химию деньгами.
Теряя время и деньги, многие предприятия стоят на страже сохранения своих традиций, находясь одной ногой в начале XIX века, а вторую — не знают куда деть: боясь то ли попасть в век XXI, то ли оступиться и упасть навзничь, лёжа в пыли и собирая укоризненные взгляды окружающих. А ведь не стоит бояться применять современные технологии на погрязших в традиционализме участках, ибо момент безвозвратной потери доли рынка может наступить незаметно, гораздо незаметнее замены барометров на цифровые метеостанции.
|
Об авторе: Андрей Демьяненко, исследователь цвета.