101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Тренды брендинга 2024: что нового и почему?

  • Ольга Зурашвили
  • 9 февраля 2024 г.
  • 346
Тренды — социально-психологическое явление в чистом виде. Они отражают происходящее и очень сильно зависят от контекста, который провоцирует то или иное поведение и потребности большинства людей. Грамотный менеджмент и маркетинг заключаются в правильном считывании этой ситуации и реагировании на неё — так мы получаем возможности.

Анализируя предыдущие четыре года и понимая движение трендов, хочу сразу сказать, что тренды 2024 напрямую отразятся на стиле ведения бизнеса, если речь идёт об успешных стратегиях. Остаться в прежнем вакууме уже не получится — пришло время трансформаций и адаптаций.

Как эксперт вижу такие три направленности трендов нового периода. Первый — инновационные изменения, в которых постоянно нуждается социум, к которым ведут научная мысль и крупные игроки экономики, чтобы быть «эволюционным» обществом.

Второе направление — трансформация человека, его социальных и личных привычек, научение новым паттернам, желание новых продуктов. Это и естественный процесс, и процесс управляемый (!).

Третье — выделю отдельно — трансформация психологическая. Только речь идёт о массах. Это бессознательная рефлексия нашего биологического вида на обстоятельства: так, тревожный фон и нестабильность всегда формируют «защитные» потребности, которые позволяют легче проживать ситуацию. Все эти направления взаимосвязаны.

Особенность периода 2024, на мой взгляд, будет заключаться в широком диапазоне этих тренд-потребностей. От простой реакции держаться вместе (тренды на единомыслие, ритуалы) до нужды в верхнеуровневых ценностях и технологиях. Поговорим детальнее.

Тренды брендинга 2024: что нового и почему?

1. Начнём с высокого

ESG-подход становится мерилом для современной компании и бренда. Забота об окружающей среде (Environment), социальная ответственность (Social) и ответственное корпоративное управление (Governance) — всё это особенно откликается у молодёжи. Демонстрировать это, создавать такой подход, даже «лежать» в эту сторону — необходимость, чтобы получить уважение аудитории будущего. И это будущее начинается сейчас. Этот тренд — не хайп, за ним стоят (особенно в нестабильные времена) глубинные потребности индивида присоединяться к сильному и благородному, так как культура в широком смысле — синоним безопасности и осмысленности.

Риск здесь только один — казаться, а не быть. В эпоху запроса на искренность и настоящесть любые искусственные идеи могут быть легко вычислены и отвергнуты. Как это происходит с гринвошингом (зелёный камуфляж), когда бренды для создания положительного имиджа используют в своих коммуникациях псевдоэкологию. Эта тактика, согласно ресёрч-источникам, уже привела ряд компаний к репутационным потерям (25%) и финансовому ущербу (6%), так как потребитель сегодня потребует доказательств, цифр, реальных дел.

И наоборот, осознанная и корректная работа с экотемой и экопродуктами позволит существенно усилить и выделить бренд. Тем более что смежные тренды на человечность и эмпатию продолжают лидировать и в 2024-м.

Крупный российский бизнес уже давно там. «Авито», «ВкусВилл», «Пятёрочка», банки активно сотрудничают с НКО. Малый бизнес тоже развивает социальный маркетинг: перечисления части от сумм покупки на благотворительность, коллаборация с фондами. Это стимулирует продажи, это добавляет бренду актуальности. И это превращает обычного покупателя в условно «мецената», даёт добавленную ценность не только товару, но и самому потребителю товара.

Тренд на эмпатию именно двусторонний — мы хотим получать её от брендов, и мы хотим иметь возможность проявлять её. Это стабилизирует нас, потребителей, и повышает самооценку. Компании, которые нам в этом помогают, входят в нашу встречную «программу лояльности». Выгодно всем. Стратегически.

Но любые социально значимые идеи важно активно продвигать, так как они направлены на широкие массы, а значит, нашими инструментами станут охватные медиа, офлайн- и онлайн-каналы, качественный маркетинг и брендинг.

Кстати, запрос на человечность будет только расти. Причин достаточно: постоянный стресс, технологизация, внедрение ИИ (искусственного интеллекта), индивидуализм и конкурентность. Этот важный запрос можно реализовать не только в активностях, но и в коммуникации с вашими потребителями. Буквально: в более добром общении, удобной упаковке, неискусственных скриптах и особо заботливом сервисе (а не только промо). На первый план выйдут сопереживание, эмоции и творчество. Так мы «подкрались» к следующему тренду.

2. Играем!

Геймификация сегодня способна достигать конкретных KPI. Например, по данным компании «Теле2», её новогодние онлайн-игры (пользователь управляет санями Санта-Клауса, собирает подарки от партнёров, борется со снеговиками и так далее) позволили привлечь 400 тысяч (!) новых участников программы лояльности.

Игра безбарьерно может знакомить с вашим товаром или услугой, вовлечь, подарить (и закрепить) ценный опыт и достучаться до совершенно новой аудитории. Например, зумеры готовы оценить ачивки в игре гораздо выше, чем «прямое» вознаграждение. Посмотрите решение викторины по трейд-теме от Tinkoff. С нами уже играют и «Лента», и «Пятёрочка» — «ритейл-битва» за потребителя набирает вес. Почти все крупные игроки (какая уместная метафора) повернулись в сторону геймификации, и всё меньше тех, кто просто присматривается к ней.

Игровая механика, что здорово, подходит для любого бизнеса. А главное — она подходит для любого потребителя. С ракурса психологии: для игры нет возраста и статуса — она легко дарит эмоцию, радость угадывания и чувство успеха. Такое важное удовольствие «я молодец» — сегодня очень актуальная опора для каждого.

3. Новое, новое, новое!

Разрешу себе объединить в этом разделе интерес к новым продуктам, новым реальностям и новому опыту. Все эти запросы отражают, казалось бы, разные тренды, но нашу общую потребность и интерес к новизне — источнику дофамина.

Метавселенная будет снова с нами. Она, с одной стороны, про игру, тренд, который мы уже рассмотрели, но с другой — про оказаться в новой реальности, попробовать новые роли, «проявиться». И получить новый опыт взаимодействия с продуктом и брендом.

А дать вашей аудитории интересный опыт — задача сверхактуальная, так как конкурировать при обилии «одинаковых» товаров всё сложнее, а избалованный потребитель сегодня ждёт больше, чем вчера. Отсюда вопрос: как ещё мы можем его удивить? С этого стоит начать январскую бизнес-планёрку в новом году.

Новые каналы продаж и коммуникаций. Это ещё один фокус нашего внимания в 2024-м. Омниканальный потребитель требует подстройки. Например, производителям не избежать новых правил в подаче продукта на e-commerce-полке — там свои бренд-инструменты, паттерны покупки и особенности восприятия. Или открыть для себя новых инфлюенсеров, скорректировть Tone of Voice. Плюс поведение одного и того же потребителя в разных каналах имеет свои особенности, может существенно отличаться, и без изучения и новой сегментации верную стратегию уже не выстроить.

Растительная рыба. Кофе с пробиотиками. Новые сорта жгучего перца (появятся в 2024-м). Не все мировые продуктовые тренды придут к нам в чистом виде, но важно одно — развивать бренд без регулярных новинок становится непросто. Новые вкусы, новый формат упаковки, новый размер или вес, новое что-то… Думаем. Ждут.

Ещё тенденция — не создавать новые продукты, а перепрошивать старые. Помните, как на наших глазах крафтовое пиво, лимонады и их вкусовые коллекции обрели новую жизнь? Дать новый статус привычной категории — это целая коммуникационная ниша и масса выгод. Например, Whole Food утверждает, что такой потенциал в 2024-м есть… у гречневой крупы — «нового» суперфуда для полноценной активной жизни.

Веганскими продуктами уже не удивишь. А как вам батончики для занятий спортом в менопаузу? Пожалуйста! Новые продукты — это ещё и отклик производителей на появление (или умелое формирование) новых и более персонализированных потребностей, которые раньше были «в тени». Бренд, который разглядит новые потребности, получит конкурентное преимущество, место в инфополе и благодарную аудиторию.

***

При этом для российских производителей сейчас создана отличная платформа: 89% россиян доверяют отечественным брендам, считают их более натуральными (69%), с качественными ингредиентами (58%) — именно так улучшились мнения за последний год. Также меня как бренд-аналитика очень вдохновили высокие показатели гордости локальными брендами — почти все города-миллионники: Екатеринбург, Новосибирск, Казань, Краснодар, Самара, Нижний Новгород, Красноярск — 80 процентов и выше!*

А значит? А значит, пришло время радовать потребителя всем тем, что для него важно, поддерживать его в значимых ценностях и вдохновлять! Успешно строить бизнес в новой реальности возможно при одном условии — знать о ней как можно больше.

 

Об авторе: Ольга Зурашвили, бренд-аналитик и совладелец Агентства исследований и стратегии Zurashvili Branding, автор научной работы «Теория ментального кода россиян: как её применять для достижения бизнес-целей»

* По данным исследования Национального рекламного альянса «Потребительские настроения: лояльность к российским брендам», сентябрь 2023 г.

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Опыт коллаборации «РоСК» и «ППФ»

Типографию «РоСК» и компанию «ППФ» объединяют давние партнёрские отношения. За спиной годы сотрудничества и интересных, сложных проектов. «РоСК» — офсетная типография, специализирующаяся на полном цикле производства картонной упаковки: от разработки дизайн-проекта до сложных видов финишной отделки. «ППФ» — компания, специализирующаяся на производстве готовых решений и разработке новых технологий тиснения. В арсенале «ППФ» широкий ассортимент фольги для отделки полиграфической продукции, инструмент для тиснения, а также оснастка для приладки. Планы организовать творческую коллаборацию зрели давно, и наконец у нас всё сложилось.

Флексо-счёт

Считаем себестоимость во флексографской печати — как?

Пути листового офсета

Отечественная полиграфия воодушевляюще успешно переносит санкционное давление. Казавшимся незаменимыми расходникам всё же нашлись замены на азиатском рынке. По реально незаменимым запчастям проложены каналы поставок. Целиком построенные ещё недавно на западных решениях цифровая печать и флексография с неожиданной лёгкостью перешли на китайские и, местами, индийские аналоги. Но есть листовой офсет — пожалуй, единственный крупный сегмент полиграфии, где решение пока не найдено. О возможных вариантах и поговорим.

Очень тонкая грань

Что такое печатное искусство, тиражная графика, printmaking?

Сто дней до drupa

Во время написания этой статьи до drupa 2024 оставалось чуть больше ста дней. Сразу после пандемии COVID-19 было много разговоров том, что традиционный формат выставок себя изживает и от него будут постепенно отказываться. Многие задавались вопросом, не ознаменует ли пандемия конец торговых ярмарок, на которых компаниям всё труднее оправдывать расходы, а посетителям — находить время для их посещения. Однако прошлогодний успех европейской Labelexpo, Printing United в США и специализированных выставок в Китае показал, что «пациент» скорее жив, чем мёртв.



Новый номер

Выставка UPAKEXPO. Флексо-счет. CYAN-огонёк 2023. Медиа о дизайне. Тренды брендинга 2024. «РоСК» и «ППФ». Год нарастания конкуренции. Текстильные профессионалы. Очень тонкая грань. Инновации в ламинации. PUBLISH EURASIA: «Квинта Принт», QAZPACK 2023.



Имеет ли смысл сегодня заходить в сектор упаковки "с нуля"?
    Проголосовало: 43