С 15 по 17 декабря 2023 года в Москве в историческом здании Первой Образцовой типографии на Пятницкой улице проходила первая ярмарка современного искусства Catalog. Среди участников — Лаборатория печатного искусства ПиранезиLAB, открытая семь лет назад Алексеем Веселовским на территории центра творческих индустрий «Фабрика». Мы встретились с Алексеем на Catalog и поговорили о печатном искусстве и тиражной графике.
Алексей Веселовский на стенде ПиранезиLAB на ярмарке Catalog |
Миссия ПиранезиLAB — формирование платформы для расширения представлений о возможностях и разнообразии печатного искусства — воплотилась в образовательной траектории, направленной на взаимодействие с молодыми авторами, и издательской деятельности, в рамках которой осуществлялся полный цикл создания авторского тиражного искусства.
Для ярмарки Catalog Алексеем была подготовлена короткая инструкция. В ней говорится: «Тиражная графика — особый объект коллекционирования. Она производится в ограниченном количестве разными техниками печати, каждый экземпляр нумеруется и подписывается автором. Лимитированная графика — это не копирование оригинала. Оригиналом является весь тираж отпечатков, задуманный художником как тиражное произведение. Один лист из тиража может храниться в музее, другой — принадлежать коллекционеру, издателю или самому автору, и все они являются владельцами одного тиражного произведения».
Однако важно понимать, что существует несколько понятий, между которыми происходит путаница. В Америке принято название printmaking — процесс создания произведения искусства путём печати, обычно на бумаге, но также на ткани, дереве, металле и других поверхностях. Традиционно printmaking охватывает процесс создания отпечатков с использованием ручной техники обработки, а не фотографическое воспроизведение визуального произведения искусства, которое будет напечатано с помощью принтера. Однако существуют некоторые пересечения…
В русскоязычной практике прижился перевод «тиражная графика», что не совсем корректно. Появилось слово «графика», точного определения которого многие не знают. Если смотреть историю, то само это понятие претерпевает ряд изменений. Согласно Википедии: «Графика — вид изобразительного искусства, в котором основными изобразительными средствами (графическими) являются свойства изобразительной поверхности (чаще белого листа бумаги) и тональные отношения линий, штрихов и пятен. Составной частью графики является рисунок».
Короткая инструкция по тиражной графике, подготовленная для ярмарки Catalog |
Произведения печатного искусства. Александра Сухарева. Без названия. 2023. Сухая игла, офорт. 56×76 см |
До конца XIX века понятия графики, живописи и рисунка были жёстко разделены. Под графикой понимали только печатные техники: гравюру по дереву и металлу, литографию, монотипию. Под рисунком — «работу от руки», причём лишь в качестве подготовительного материала (эскизы, наброски), но не в качестве самостоятельной разновидности изобразительного искусства. В России в начале ХХ века термина «графика» вообще ещё не существовало.*
Сейчас же понятие «графика» включает в себя два принципиально важных отличия: рисовальная, или уникальная, графика и печатная, или тиражная, графика. Также в последнее время к понятию «графика» относят широкий спектр работ, выполненных акварелью, карандашами, гуашью, тушью, гелевыми ручками. Плюс существует книжная, журнальная, газетная, прикладная и промышленная, плакат и компьютерная графика.
При всем вышесказанном, корректнее будет обсуждать не тиражную графику, а печатное искусство. Это произведения художников, отпечатанные разными способами, включая офсет, цифровую печать, 3D, шёлкографию, офорт, литографию, широкоформатную печать и др. Но! Если это делает художник, осознаёт как художественный процесс и этот процесс институционально (галереями, музеями, фондами) одобряется и поддерживается.
Понятие «тиражная графика» более запутанное из-за того, что под ним многие понимают совершенно разные процессы, а развитие цифровых технологий добавляет больше споров. Кроме того, когда сам художник руками создаёт серию копий, авторские повторения работ на бумаге, он делает тираж. И это тоже можно назвать тиражной графикой. А в англоязычной среде, из которой к нам приходят многие определения, есть ещё более широкое понятие — Graphic arts.
Стенд ПиранезиLAB на ярмарке blazar2023 |
Знак ПиранезиLAB, номер произведения и общее количество экземпляров в тираже |
Алексей Веселовский на вопрос, чем он занимается, отвечает — печатным искусством. Искусством, созданным при помощи разных технологий печати. У последнего понятия есть четыре признака: в печати всегда существует матрица, опосредованная форма, с которой производится печать, сам процесс переноса, поверхность, на которую идёт перенос, и исходное изображение. При всём этом важную роль играет не только художник, но и печатник-специалист, помогающий автору в реализации задуманного.
Для многих печатное искусство является более доступным способом приобрести в личную коллекцию работу художника. А если просто взять и распечатать понравившееся произведение? Алексей отвечает, что это будет репродукция. Произведение печатного искусства отличается тем, что автор его задумал или верифицировал как произведение печатного искусства. Художник видоизменяет идею, выбирает материалы поверхности, способ печати, форму матрицы — все вопросы решает автор. И в результате получается новое произведение, сделанное при помощи печати и подписанное художником. И второй момент — институциональное согласие, подтверждение, что это произведение искусства.
На вопрос, как быть с открытками или принтами, которые художники продают на ярмарках вместе с основными работами, Алексей говорит, что, с одной стороны, к ним можно относиться как к мерчу, но, с другой стороны, можно вкладываться как в произведение искусства. Это очень тонкая грань, которая никак не регулируется. В этом прелесть искусства: вы можете сейчас купить принт с подписью автора, а через много лет он окажется редким и раритетным. Или нет.
Постоянно делаются попытки нормирования и приведения этого направления к единому знаменателю. Есть организации и ассоциации, которые этим занимаются, пытаются что-то упорядочить. Однако поле искусства, его границы постоянно расширяются и изменяются, как, например, приклеенный скотчем к стене банан итальянского художника Маурицио Каттелана, представленный на биеннале в Майами в 2019 году и проданный там за $120 000.
Лаборатория печатного искусства ПиранезиLAB на рынке уже восьмой год. В последние годы отношение к печатному искусству меняется в сторону большего доверия, появился круг постоянных друзей-клиентов, больше внимания и интереса со стороны коллег. Это интересный медиум для художника, маркетинговый инструмент и более доступный вид искусства для коллекционирования. Произведения печатного искусства, созданные в ПиранезиLAB, находятся в коллекциях Третьяковской галереи, ГМИИ им. Пушкина, музея AZ, в «Гараже», в Новосибирском государственном музее. А в целом, произведения печатного искусства есть в коллекциях всех мировых музеев.
Не меньшего внимания заслуживает тема сохранности произведений искусства, в том числе правильное хранение и экспонирование печатного искусства. Но это отдельная большая тема.
Как разобраться тем, кто хотел бы купить произведение, но не ориентируется во всех приведённых нюансах? Алексей отвечает, что самое простое — покупать в проверенных местах, в первую очередь в галереях.
Мы попытались разобраться в тонкой грани между печатным искусством и тиражной графикой, а есть ещё авторская тиражная фотография, рынок которой в последние годы также набирает обороты. И это отдельная большая тема.
Об авторе: Ирина Паялина, журналист, редактор сайта о современном искусстве ARTУзел