Генеральный директор ГК «Смарт-Т» Андрей Макачёв рассказал о работе компании в условиях глобальной трансформации российского рынка упаковки. «Смарт-Т» была образована в 2002 году, и за более чем 21 год была построена широкая сеть филиалов по России, также открыты офисы в Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане и Беларуси. Общая численность работников более 250 человек, и в каждом филиале есть группа сервисных инженеров, склад расходных материалов, запчастей. В 2023 году произошёл значительный рост штата компании — на 40 человек за счёт увеличения числа сервисных инженеров. Основные направления деятельности сейчас — это поставки оборудования для цифровой печати, в том числе для полиграфии упаковки.
Андрей отметил, что исход западных брендов с российского рынка, в том числе Mimaki, мог привести к краху компании, однако работа второй компании группы под удачным названием «Ковчег» с 2018 года была направлена на развитие поставок китайской техники. И за это время были налажены связи с производителями оборудования премиум-класса, выстроена логистика, был обеспечен сервис. Китайская техника оказалась производительнее западных аналогов, экономичнее и по расходным материалам, и по обслуживанию, и по запчастям, и, зачастую, и надёжней. За счёт нового оборудования демозал «Смарт-Т» расширился до 900 кв. м, в нём представлено более 50 единиц различной техники — принтеры, раскройщики самых разных классов, плоттеры, где на постоянной основе работают шесть инженеров и три технолога.
Редактор Wizart Polygraphic Татьяна Кусова поделилась своим представлением о нейросетях, гибкой занятости и прогнозах на 2024 года. Wizart Polygraphic — студия запуска тиражей этикетки, которая помогает брендам, типографиям делать это быстро и легко. Для этого компания разрабатывает новые технологии, варианты печати, обучает специалистов в типографиях по узким профильным темам, работает как технологическая поддержка. Благодаря этому накоплен огромный опыт по созданию продуктов в сфере упаковочных решений. Тренды полиграфии в этикетке могут быть как скоротечными, так и более основательными. Как пример: ещё 20 лет назад говорили, что флексопечать дышит на ладан, что её обязательно заменит «цифра», тем не менее этот тренд на противостояние до сих пор сохраняется и это держит в тонусе обе. Другой тренд — экологичная упаковка и этикетка, и это очень сложная многокомпонентная история как для клиентов, так и для производителей материалов. Появившиеся нейросети сейчас рассматриваются как эпатаж и провокация, но вполне может быть, что они станут основным источником по генерации идей для дизайнеров. Подробнее о трендах Татьяна рассказывает в статье «Не всё то тренд, о чём в начале года пишут» в Publish № 1/2, 2024 г.
Директор департамента ламинаторов и офисной техники ГК «РУССКОМ» Ирина Джатиева представила один из реализованных в их компании проектов в сегменте гофрокартонной упаковки со струйной печатью, а подробнее об этом рассказал директор типографии «РАКУРС» Никита Беглаков, который имеет опыт работы в отрасли более 25 лет. Он решил занять нишу малотиражной гофроупаковки, пока ещё не до конца обеспеченную оборудованием в нашей стране, и в связи с трудностями с западной техникой внимание его было обращено на китайский рынок полиграфического оборудования. У них, считает Никита, самые перспективные малотиражные машины — это однопроходные принтеры и УФ-печать, которые сейчас могут заменить западное оборудования во всём, потому что достигли хороших показателей в качестве и скорости. По внешнему виду и конструкции оборудование G!Digital похоже на бренды от западных или японских фирм. К этому прилагается беспроблемная технология запуска и работы на машинах, что важно, когда начинаешь осваивать новую нишу. Маленький тираж упаковки будет интересен и для поставщиков маркетплейсов, поэтому оптимальным было выбрать именно небольшой принтер.
Александр Савин из «Нисса Дистрибуция» раскрыл видение своей компании на оборудование для изготовления упаковки. «Нисса Дистрибуция» работает на рынке более 25 лет и поставляет оборудование для цифровой печати — для типографий, редакционно-издательских отделов. Упаковка и выборочная лакировка — новое направление для неё. Для современного заказчика приоритетным становятся тактильные и визуальные ощущения, поэтому и оборудование подбирается в соответствии с этими запросами. Новое решение в форматах В2 и В3 — оборудование для печати с выборочной лакировкой с разрешением 600 dpi, которое оснащено модулем коронарного заряда бумаги, модулем непосредственно фольгирования, и всё это находится в одной технологической линии. Существует и отдельное модульное решение для ламинации, фольгирования. Вырубка готовой продукции, которая раньше осуществлялась с помощью тигельных прессов, сейчас заменяется планшетными раскройщиками. «Нисса Дистрибуция» получила эксклюзивные права на поставку оборудования китайского бренда AOL, который входит в топ-3 китайских производителей этого сегмента. Формат машин — от 600×400 до 1600×1200 мм. Скорость работы позволяет изготавливать короткие и штучные тиражи прямо при заказчике. Машины могут работать и с самоклейкой, и с картоном толщиной от 2 до 6 мм.
Широкоформатные плоттеры AOL ориентированы на сегмент цифровой печати, они работают с материалом толщиной 18–20 мм в базовой комплектации, и есть возможность увеличить это значение до 150 мм. Станок укомплектован быстросъёмными промышленными инструментами. На все машины предоставляется гарантия на три года.
Конструктор-разработчик упаковки типографии «РоСК» Елена Никонорова рассказала о примере коллаборации в области эксклюзивной защищённой упаковки. Петербургская офсетная типографию «РоСК» 30 лет занимается производством картонной упаковки. Елена считает, что тенденция такова, что стандартными, привычными способами упаковку уже не защитить. Представленный на конференции продукт — это плод коллаборации с PPF, давними партнёрами — поставщиками материалов для разных видов тиснения фольгой. Для примера были использованы деревянные пазлы с драконом. Чтобы показать заказчикам, как можно защитить их упаковку, было сделано три дизайна дракона: зелёный дракон на зелёном фоне, на чёрном фоне и цветной дракончик. Лазерная гравировка с наноэффектами при тиснении фольгой создали голографический эффект с глубиной и переливами. Под разным углом зрения они играют по-разному (матовым, блестящим, «бензиновыми» разводами). И никто с первого раза не понимает способ нанесения изображения, принимая это за странный лак, а на самом деле — это фольга для горячего тиснения. Более подробно о создании этой уникальной упаковки читайте в Publish № 1/2, 2024 г.
Начальник отдела стратегического развития «НПО «КРИПТЕН» Елена Попова поделилась информацией о голографических элементах, которые находят применение в сфере производства упаковки. «Криптен» работает с 1997 года и выпускает 4 млн кв. метров голографической продукции в год. С помощью оптических защищённых технологий можно защитить продукцию от подделки, увеличить продажи в магазинах. Голограмма до сих пор является самым надёжным элементом защиты продукции от подделки и контрафакта, но при этом она стала трансформироваться с учётом требований современного массмаркета. «Криптен» ежегодно выделяет более 30% прибыли на различные научные исследования, результатом которых является 21 патент и 9 товарных знаков. Ведётся разработка плёнок для ламинирования, холодного и горячего тиснения, для картонов, по фольге горячего тиснения. А выборочную металлизацию ПЭТ, которая интересна типографиям, занимающимся гибкой упаковкой, в России делает только «Криптен».
От компании «Дубль В» выступил дуэт — директор дивизиона индустриальной полиграфии Нина Лепихова и ведущий менеджер департамента «Фольга» Виктория Мисонжник. Они по очереди делились опытом: какие материалы нужны для того, что ваш товар заметили на полке. За два года в «Дубль В» было проведено много экспериментов и исследований рынка картона от разных производителей. Остановились на отечественном производителе картона для упаковки — картоне «Кама». Он и китайский бренд Bravo закрывают основную потребность клиентов в картоне для упаковки. Помимо этого есть двухсторонний мелованный картон для высококачественной премиум-упаковки класса люкс. Пластиковая упаковка и картонная с пластиковым окошком также сейчас привлекательна для покупателя.
Самоклеющаяся этикетка есть не только для ролевой печати, но и для листовой офсетной печати, и постоянными поставщиками как бумаги, так и плёнки являются бренды FEDRIGONI и RITRAMA. Компания проводит тщательную селекцию, очень чётко отслеживает качество материалов, и многие типографии уже попробовали эти материалы и работают с ними.
Постоянный поставщик «Дубль В» — Exxon производит краски для любого вида печати (офсетной, флексо), для прямой печати по пластиковой таре. Эти краски отличаются низким уровнем запаха, что очень важно для пищевой упаковки. В компании есть станция по смешению красок и есть возможность смешать краску нужного цвета или Pantone с металлизированной краской.
Из расходных материалов всегда необходимы плёнки для ламинации: есть и прозрачные глянцевые и матовые, «цифровые» плёнки, непрозрачные, металлизированные (серебро, золото, белая, жемчужная). Большой популярностью пользуются водные лаки с огромным выбором эффектов, включая термостойкие и химостойкие с эффектом софта. В последнее время всё больше требуется фольга для горячего тиснения, дифракционная фольга, фольга для холодного тиснения (как для узкорулонного флексооборудования, так и для офсетных машин), фольга для цифрового нанесения.
В дополнение к основным материалам «Дубль В» предлагает целый ряд клеёв: различные дисперсии и термоклей, желатиновый клей, латексный, турклей. Виктория рассказала о новинке — клеевых стержнях (специальном расплаве на основе дисперсии).
Генеральный директор Svetofor Display Светлана Ерохина рассказала про производство кашированной упаковки сложных форм. «Светофор» уже 10 лет занимается производством препаков — рекламных стоек из картона. Эти стойки, образуя дополнительные места продажи товаров в супермаркетах, облегчают возможность новому производителю попасть на полки. Товар переупаковывают в большие коробки с полками и поставляют в торговые сети. И когда вы видите такие отдельно стоящие стойки, это на самом деле большая коробка, в которой товар приехал в магазин. Есть промоупаковка b2с — непосредственно для физического лица, и есть упаковка для бизнеса. Для бизнеса самым важным в такой упаковке является снижение расходов по всем статьям: 1) отсутствие расходов на мерчандайзинг; 2) снижение расходов по транспортировке и хранению товара; 3) сезонные и акционные товары легко ставятся и убираются. Светлана подчеркнула, что товары производятся в заводской упаковке, а переупаковываются в такие стойки уже непосредственно у поставщиков, которые и заказывают промоупаковку в типографиях. Чтобы выпускать промоупаковку, нужны достаточно большие машины — офсетной и цифровой печати, линии автоматической склейки и гибкая система управления производством, потому что количество деталей у одного изделия очень большое. А так как это работает ещё и как краткосрочная реклама, то никаких материалов в конструкции кроме гофрокартона не допускается. Тиражы до 300 штук, считает Светлана, рентабельно делать в «цифре», но не в каждой типографии есть необходимое оборудование, чтобы производить кашировку, высечку самого толстого 5-слойного картона, который нужен, чтобы выдерживать необходимый вес товара. В целом кашировнная упаковка — одно из перспективных направлений упаковки будущего.
Владелец сервиса «Делаем дело» Денис Ходанович предложил обсудить расчёт себестоимости и цены во флексопечати. На примере типографии, владеющей двумя единицами флексографского оборудования и одним станком продольного раскроя и перемотки материала, он на глазах у аудитории подсчитал примерную себестоимость узкорулонной продукции. Подробнее об этом Publish писал в № 1/2 за 2024 год в статье «Флексо-счёт».
Видеозаписи выступлений и материалы спикеров смотрите по ссылке.