Российские полиграфические предприятия уже два года живут в условиях жёстких ограничений. В обстановке, когда крупнейшие западные поставщики оборудования ушли с отечественного рынка, первоначально образовался вакуум, который, однако, продлился недолго. На смену привычным европейским, японским брендам появились китайские, индийские, турецкие и даже российские марки.
Нельзя сказать, что появление «восточных» брендов стало неожиданностью. Многие российские поставщики оборудования уже давно сотрудничали с компаниями из КНР, однако ещё совсем недавно к китайской продукции отношение было немного предвзятое, общераспространённой была точка зрения, что китайская техника уступает условной западной. В нынешних реалиях, когда предложение оборудования значительно трансформировалось, необходима определённая перестройка взглядов и холодный рациональный расчёт в вопросах применения предлагаемого на рынке оборудования. При этом обоснованно начать с анализа сегодняшнего состояния рынка, а также изменений, которые на нём произошли или, возможно, произойдут в ближайшее время.
Обсуждая трансформацию рынка полиграфического оборудования, уместно отдельно рассмотреть изменения, которые произошли в сегменте широкоформатной печати.
Широкие перспективы
Широкоформатная печать, как, собственно, следует из названия, представляет собой технологический процесс нанесения изображения на различного рода материалы, с одной существенной особенностью: размеры запечатываемого материала велики, для чего требуется применение специальных широкоформатных принтеров или плоттеров.
Широкоформатные принтеры имеют высокое разрешение — до полутора тысяч и более dpi, что требует предельной точности механики позиционирования печатающей головки и высокого качества полиграфического материала — чернил.
Обсуждая тему широкоформатной печати в целом, нельзя не коснуться наиболее перспективного направления ультрафиолетовой (УФ) печати. УФ-технология представляет собой разновидность струйной печати, с применением специальных чернил, которые затвердевают под воздействием ультрафиолетового излучения.
Преимущество заключается в том, что УФ-чернила затвердевают практически мгновенно, исключая риск отмарывания. Как результат, получается высококачественная готовая продукция с чёткими контурами без «раздавливания» точек. Более того, УФ-печать обеспечивает точность цветопередачи и высокую детализацию мелких элементов изображения.
Оборудование и материалы для широкоформатной печати в России в массе своей не производятся, поэтому введение санкций оказалось чувствительным для российских рекламных компаний, специализирующихся на изготовлении элементов наружной рекламы.
Как пережили?
По словам директора «Цифровой типографии Б» (Ставрополь) Владимира Бочкова, принтер G!Digital UV-740D оправдал его ожидания по соотношению цены и качества. На выбор данной модели повлияло наличие расходных материалов на складе поставщика и технической поддержки |
Оглядываясь на прошедшие два года, Сергей Головченко, руководитель отдела продаж G!Digital и Mimaki в ГК «РУССКОМ», констатировал, что преодолеть непростой период российским компаниям помогли навыки, приобретённые в прошлые трудные времена, благодаря которым теперь российский бизнес обладает необходимой смекалкой, позитивным мышлением, опытом быстро приспосабливаться к изменениям внешней среды. Успех остался за теми, кто сумел сохранить уникальную культуру предпринимательства, направленную на качественное взаимодействие с партнёрами и заказчиками.
Солидарную позицию высказал Дмитрий Грацков, директор по маркетингу «Смарт-Т», который поделился своим видением успешного преодоления кризисного периода. Гарантией достаточно безболезненного прохождения его фирмы через «бурные» времена стало то, что в структуре холдинга «Смарт-Т» на протяжении пяти лет успешно функционировала компания «КОВЧЕГ», которая занималась поставкой техники из КНР. На фундаменте наработок «КОВЧЕГА» и благодаря результатам активного поиска был оперативно сформирован оптимальный портфель предложений «Смарт-Т», способный полноценно заменить оборудование ушедших поставщиков.
Руководитель отдела продаж «Технографики» Александр Татаринов отмечает рост объёмов рынка. Причём вырос как количественный, так и качественный состав заказов. До 2022 года основными заказчиками УФ-оборудования были рекламно-производственные компании. Начиная с середины прошлого года, отмечается резкий всплеск заказов оборудования от производителей конечной узконаправленной продукции. Это различные заводы и компании по производству продуктов народного потребления, высокотехнологичные производства, представители лёгкой и тяжёлой промышленности. Требования к качеству поставляемого оборудования и его комплектациям также увеличились. Причиной этого стала потребность в обновлении парка оборудования у игроков, давно находящихся на рынке и чётко представляющих свои потребности и задачи. Процесс переговоров и подбор оборудования стал куда труднее и кропотливее, но, отталкиваясь от прошлого опыта поставок, так и остался обычной чётко структурированной рутиной.
Операционный директор «Текс-Дизайн» Сергей Белокуров подтверждает, что западные компании спешно покинули рынок, а на их место приходят китайские, индийские и в небольшом количестве турецкие производители и, конечно, уже можно говорить о появлении российских производителей. Если быть точными, то западные станки покупать и получать тоже можно, только с большими рисками и непредсказуемыми сроками поставок. Западные вендоры де-юре из России ушли, как бы совсем пропали, а де-факто перестали быть в том виде, как были раньше. В то же время российские поставщики, конечно, немного изменили свои приоритеты. Молодцы те, считает Сергей, кто перестроился, но, к сожалению, есть и такие компании, которые не смогли стать на новые рельсы: такие или считают убытки из-за потери доли рынка, или разорились.
В гибридном принтере PLATINUM EQ3 HYBRID можно выбирать конфигурацию, максимально подходящую для конкретного производства по типу и количеству печатных головок: Konica Minolta 1024i, Ricoh GEN 5 или Ricoh GEN 6 |
Руководитель отдела продаж «ПРИЗМИКС» Динара Броневицкая соглашается с подобным описанием сегодняшнего положения дел. Все глобально известные и «устоявшиеся» на рынке бренды из России за последние годы ушли, и китайские производители плотно оседают на рынке. В этот период в её компании начали развивать бренд LIYU Platinum, который идеально вписался в их продуктовую линейку. Более того, несмотря на значительные опасения относительно качества и «восточных корней», эти принтеры уже получили высокую оценку клиентов, изначально привыкших работать с премиальными брендами.
Подводя краткие итоги прошедших двух лет, Дмитрий Грацков считает, что экономическая ситуация в России стала триггером дальнейшего развития и расширения продуктовых линеек. Например, «Смарт-Т» стала ещё плотнее заниматься направлением автоматизированного промышленного раскроя (оборудование iECHO) и зашла в сегмент техники для производства этикеток.
Насколько велики изменения?
Время кризиса также является возможностью, которой стараются воспользоваться не только компании со смежных направлений, но и новые игроки. Сергей Головченко считает, что это, безусловно, создаёт дополнительную конкуренцию, которая отлично влияет на рынок, как для заказчиков, имеющих выбор и разнообразные предложения, так и для поставщиков, которым необходимо искать новые инструменты для продвижения продуктов, а также его улучшения.
Александр Татаринов не склонен сильно преувеличивать изменения рынка, крупные поставщики оборудования остались на первых ролях. В повседневной работе, в большинстве случаев, делая мониторинг конкурентных предложений, мы не слышим никаких новых имён, говорит он. Тем не менее отрицать, что за последний год появились новые компании, нельзя. Сейчас они проходят путь, который компания «Технографика» прошла более десяти лет назад, предлагая оборудование начального уровня, «щупая» различные сегменты. В всех смыслах это позитивное движение рынка.
В печатной мастерской Свято-Троицкой Сергиевой Лавры запущен планшетный УФ-принтер Sprinter TC-CF2513. Там печатают картины, фрески, иконы для храмов и дома, художественные фотографии на холсте, дереве, пластике и керамике |
Дмитрий Грацков считает, что уместно говорить не столько о трансформации рынка, сколько об его расширении. В качестве примера, говоря о «Смарт-Т», он сообщил о выводе на рынок солидной линейки сублимационных, сольвентных и УФ-принтеров от крупнейших китайских производителей GongZheng, ARK-JET и Sprinter, благодаря чему можно удовлетворить любые потребности клиентов на полиграфическом, рекламном и текстильном рынке. Традиционно предлагаются ламинаторы MEFU — одни из лучших в Китае, режущие плоттеры iECHO, VULCAN и ARK-CUT, лазерные станки PHOTONIM; сейчас предложение термопрессов TitanJet (Корея) дополнено качественным, надёжным и недорогим китайским каландром HOTA.
Активно развивается направление производства этикеток, для чего в ассортимент были включены станки для механической и лазерной высечки как iECHO, так и нового поставщика — компании Darui. Также предлагается машина под брендом Darui для продольной резки этикеток и тонерный принтер для печати этой продукции. «Смарт-Т» осваивает рынок ЦПМ и уже предлагает в продажу корейскую машину Dilli NEO PICASSO PLUS.
В целом сегодня клиентам предлагаются самые широкие возможности выбора в зависимости от объёмов их производства и финансовых возможностей.
Сергей Белокуров говорит, что на отечественный рынок поставляется достаточно широкий спектр оборудования. Поставщики стремятся отработать ситуацию по максимуму, даже те компании, которые совсем недавно избегали поставок китайского оборудования и негативно высказывались о нём, теперь активно работают с партнёрами из КНР, мотивируя свой выбор проведённой работой по выбору надёжных, проверенных поставщиков.
Как дела с чернилами?
Дмитрий Грацков рассказал, что с переходом на продажи принтеров из Китая перед поставщиками стояла задача выбора качественных чернил для каждого печатного направления — сольвента, УФ, сублимации, прямой пигментной печати. Как и в случае оборудования, был скрупулёзно исследован рынок предложений и по итогам собственных испытаний отобрана широкая линейка качественных безопасных чернил, которую «Смарт-Т» предлагает под брендом Artix: сольвентные чернила Artix Pro и разные серии сублимационных чернил Artix Sb и УФ-чернил Artix LH, LUS, LF.
Примерно похожую ситуацию обрисовал Сергей Головченко, пояснив, что ситуация с чернилами требовала большого внимания, т. к. чернила — это ежедневная основа работы оборудования. ГК «РУССКОМ» работала параллельно в нескольких направлениях: создание стабильного стока оригинальных расходников в РФ и тестирование в своём демонстрационном зале альтернативных расходников на различных машинах. Это дало отличный результат: удалось не только предложить чернила по адекватным ценам в наличии, но и создать полноценную замену, мало чем уступающую оригиналу, но более финансово выгодную.
Александр Татаринов считает, что если не принимать во внимание предложения купить чернила по цене «в три раза дешевле, чем у вас», то все качественные чернила давно находятся на рынке. Продавцы всем известны, уровень цен тоже. На главную роль вышла возможность поставки этих чернил, сроки и доступность на складе продавца. «Технографика» давно наладила процесс поставки УФ-чернил FujiFilm и поддерживает большой складской запас, таким образом были не только удержаны покупатели, но и удалось пополнить клиентскую базу новыми контрагентами.
Сергей Белокуров предупреждает, что почти все чернила на рынке — это продукция производителей из западных стран. При переходе на чернила китайских производителей могут быть нюансы.
Динара Броневицкая описывает ситуацию с чернилами как стабильную: у LIYU есть свои чернила Platinum очень высокого качества, которое полностью удовлетворяет клиентов.
Так ли много стало китайского оборудования?
Дмитрий Грацков предельно реалистичен в своём мнении, говоря, что в нынешних обстоятельствах выбор китайских поставщиков для российских компаний различных отраслей стал практически безальтернативен, поэтому можно предположить, что промышленная продукция китайских производителей сегодня на российском рынке явно преобладает.
Если говорить об оборудовании и расходниках, которые по качеству и надёжности не уступают западным аналогам, то в таком внедрении «китайцев» на отечественный рынок нет ничего плохого — практика уже показала, что китайская техника как бюджетного, так и среднего ценового сегмента оказалась на высоте и пользуется сейчас большим спросом у российских производственников.
Сергей Головченко согласен, что сегодня тяжело переоценить «широту» захода китайской продукции по направлению цифровой печати, что показала, например, последняя выставка «Реклама-2023». Очень быстро произошла смена эпох, не все производства успевают перенастроить свои технологические процессы под новые реалии, но такова природа вещей — на всё необходимо время.
В Docan H3000 — модели 2024 года — каретка расположена по широкой стороне стола 3,2 м, что даёт ощутимый прирост по скорости печати. А замена ремённого привода каретки на линейный магнитный двигатель позволила упростить конструкцию и повысить надёжность машины |
Александр Татаринов не считает процесс появления китайского оборудования чем-то новым, сформировавшимся за последние два года. Рынок всегда был заполнен различными китайскими производителями. К примеру, «Технографика» построила свой бизнес на таких гигантах, как Docan и Jwei, при этом не стоит забывать и про более бюджетное оборудование марок LIST, Techno-Jet или Woodpecker. Западные бренды почти всегда находились на догоняющих ролях по количеству и составу предложений. Известные китайские марки давно поделены между старыми игроками. Конкуренты, которые занимались поставками японских и европейских станков, перешли на продажи оборудования из КНР. Основным маркером нахождения китайских брендов в России была прошедшая выставка «Реклама-2023» и июньская выставка в Шанхае. Встречные потоки гостей из обеих стран как минимум не уступают лучшим годам до пандемии COVID-19.
А разница-то есть?
Дмитрий Грацков в своих оценках предлагает руководствоваться принципом разделения продукции по уровню качества. Если говорить о качественном китайском оборудовании, то оно сегодня по уровню сборки, надёжности комплектующих, точности и функциональности не только не уступает западным и японским аналогам, но по некоторым позициям даже их превосходит.
Всем давно известно, что в КНР, при поддержке государства, активно ведутся разработки как в области механики и электроники, так и программного обеспечения (в чём они однозначно преуспели). Разработчики опираются на самые продвинутые мировые технологии и внедряют в свои станки наиболее современные и эффективные решения. Это позволяет им обеспечить своему оборудованию высокую производительность и максимальную точность. Все китайские компании, с которыми работает компания «Смарт-Т», имеют десятки и даже сотни патентов на изобретения, которые регистрируются не только в самом Китае, но и в западных странах.
Но разница всё-таки есть. Китайская техника, несомненно, выгодно отличается от западной/японской своей ценой. В Китае уровень оплаты труда отличается от стран-конкурентов и на предприятиях повсеместно внедряются системы эффективного управления производством. В итоге это позволяет предлагать продукцию достойного качества с существенным ценовым преимуществом.
Динара Броневицкая осторожно отмечает, что качество китайской продукции, безусловно, другое: оно стало значительно лучше, чем 5–10 лет назад. Но важно понимать, что отличия между разными производителями могут быть кардинальными, поэтому основным критерием для каждого поставщика остаётся запрос клиента — что ищем: низкие цены или суперкачество и производительность. Сейчас в Китае есть решения для каждого запроса, и это очень ценно. Что касается сравнения с «топовыми» мировыми марками, то говорить о замене одних брендов на другие в полном объёме преждевременно.
Из числа бросающихся в глаза различий Сергей Белокуров выделяет низкий уровень автоматизации процессов, меньшее количество датчиков, сенсоров, а электроника и ПО уступают западным образцам. Чаще всего станки менее производительные, чем некоторые европейские. Однако ситуация постоянно развивается, продолжает Сергей, не нужно оглядываться назад и «с тоской вспоминать старые времена», необходимо смотреть и думать, что будет впереди, проводить регулярный мониторинг рынка, на основе результатов которого принимать решение, оборудование какого китайского производителя позволит оптимальным образом решить задачи вашего бизнеса.
Александр Татаринов согласен с дифференцированным подходом в оценке китайского оборудования. Основываясь на многолетнем опыте «Технографики», которая предлагает на рынке бренды Docan и Jwei, таким образом как бы противопоставляет китайских и западных производителей в своих поставках. Низший (начальный) и средний сегмент оборудования не только догнал, но и перегнал японские и европейские аналоги. Технологические новшества, комплектующие, культура производства, техническая поддержка зачастую даже удивляют своим качеством.
Вместе с тем программные решения до сих пор остаются «сырыми». При несомненной выросшей надёжности и удобстве использования, всё равно остались некоторые непонятные российскому пользователю решения (дизайн ПО, способ управления, обилие настроек и т. д.). Подобного рода недоработки слегка тормозят переход клиентов, привыкших к западным технологиям.
Более глубоко предлагает взглянуть на данный вопрос Сергей Головченко. В наше время уже нерационально давать оценки по шкале «хуже» или «лучше». Необходимо понять, что это ДРУГОЕ оборудование со своими достоинствами и недостатками, как и любая вещь. К счастью, идеала не существует, иначе весь мир использовал бы один и тот же принтер, создав монополию и уничтожив целый бизнес-пласт. Китайское производство серьёзно выросло качественно за последние 15 лет, а в РФ существует много производств, давно использующих китайские аналоги, объективных критериев сравнения очень мало.
Насколько замена равноценна в комплексе?
Сергей Белокуров категоричен в своём мнении: равноценной замену западного оборудования на китайское назвать никак нельзя по многим параметрам. Но это компромисс, который был и будет всегда. Кроме того, цена китайской продукции «приятнее», чем у условных западных производителей.
С ним не согласен Александр Татаринов, утверждая по опыту компании «Технографика», что китайское оборудование способно равноценно заменить западные аналоги.
Дмитрий Грацков уверен, что лучшие образцы, несомненно, являются равноценной заменой. Оборудование китайских поставщиков, таких как GongZheng, Sprinter, iECHO, VULCAN, успешно продаётся не только в России, но и странах Западной Европы и в США, и их экспансия в экономически развитых странах с каждым годом только наращивается.
Сергей Головченко придерживается взвешенного подхода. Китайские производители и их продукты имеют ряд неоспоримых плюсов, но имеют и недостатки. За небольшой период сотрудничества и поставок китайских продуктов ГК «РУССКОМ», используя опыт прошлых лет и компетенции своих сотрудников, провела значительную работу, что позволило развить положительные стороны китайской продукции, а также сгладить недостатки. В итоге появилась возможность поставок оборудования, не имеющих аналогов. Техника будет совершенствоваться и далее, благодаря опыту российских компаний и специалистов, при тесном взаимодействии и отлаженной высококачественной обратной связи с китайскими партнёрами.
Что с УФ-печатью?
Дмитрий Грацков считает, что запрос на экологически чистые технологии сохраняется повсеместно, поэтому, если говорить о печати, высокая востребованность УФ-принтеров, как планшетных, так и рулонных, и далее будет демонстрировать положительную динамику. За короткий срок УФ-технология сделала колоссальный рывок вперёд, и в будущем, скорее всего, её совершенствование продолжится, а доступность оборудования вырастет.
В свою очередь, текстильная сублимационная печать сейчас находится в подлинном расцвете. Технология уже годами отработана, качество многих недорогих альтернативных чернил сегодня заслуживает самой высокой оценки.
В полиграфии, рекламе, сувенирном и упаковочном производстве растёт спрос на производительные планшетные режущие плоттеры. Это оборудование позволяет практически полностью автоматизировать резку и вспомогательные процессы (биговку, черчение) и обеспечить оперативность производства стандартной и уникальной продукции высокого качества.
Сергей Головченко говорит, что каждая компания преследует свои цели, действует в русле своего целевого направления. Востребованность ведёт к качественной замене ушедших брендов, поэтому ГК «РУССКОМ» расширила свой товарный портфель от стандартных решений до любого типа продукта, включая УФ-планшеты любых форматов, UV DTF, DTG и сверхширокоформатные сольвентные и УФ-машины до 5 м шириной. Перспективы УФ-машин достаточно оптимистичные, данная техника плотно обосновалась во всех отраслях цифровой пьезоэлектрической печати, а это большой задел на дальнейшее развитие.
Александр Татаринов отмечает, что активно идёт обновление устаревшего парка оборудования. Большинство компаний, к счастью, понимает, что время — это деньги, и рассматривает возможность приобретения высокопроизводительных принтеров. Потихоньку зарождается спрос на автоматизацию процесса печати.
В «Технографике» задумались об этом уже несколько лет назад, т. к. сейчас узким местом на производстве становится обслуживающий персонал. Скорости печати в 100+ квадратных метров в час вызывают больше вопросов (например, «сколько рук нам нужно» для обеспечения непрерывности рабочего процесса), чем восхищения. Поэтому в ближайшее время будет появляться всё больше решений в части автоматизации и сокращения участия человека в работе оборудования.
Широко развивается технология UV DTF-нанесения, например, принтеры линейки Techno-Jet, способные создавать изображения на тех носителях, которые невозможно запечатать прямым способом нанесения. Пока что компании-поставщики не полностью изучили такой вид печати, и зачастую у покупателя после общения с несколькими менеджерами создаётся «каша в голове». Данный сегмент является перспективным, и «Технографика» предлагает своим клиентам детальный бизнес-план по интеграции нового оборудования в их производственные цепочки.
Сергей Белокуров отмечает постепенно растущую востребованность в рулонных принтерах. Многие клиенты вновь заговорили, что «сольвент запретят и УФ является спасением в этом случае». При этом необходимо понимать, что ничего принципиального нового в самой технологии в ближайшее время не появится.
Позитивным моментом является наличие в России отечественных производителей УФ-принтеров: Bigprinter (Москва), SkyTech (Красноярск), Iqdemy (Новосибирск). Все три компании производят ультрафиолетовые принтеры, кто-то планшетные, кто-то рулонные, кто-то гибридные. Но этим компаниям, даже после того как ушли западные игроки, приходится нелегко. Конкуренция с китайскими производителями, которые поставляют продукцию на весь мир, огромная. Безусловно, с «китайцами» сложно соревноваться в цене. Хотя у каждого производителя есть какие-то «варёные плюшечки», которые их отличают от китайских аналогов. Но основное, наверное, преимущество российских производителей состоит в наличии лучшего сервиса по сравнению с китайскими аналогами.
Что же в итоге?
Краткий обзор мнений показал, что рынок оборудования и расходных материалов для широкоформатной печати в целом адаптировался после введения антироссийских санкций. Наблюдавшийся первоначально некий «вакуум» быстро заполнили китайские поставщики. Из российских компаний в наиболее выигрышном положении оказались те, у кого уже давно были наработаны прочные деловые связи с китайскими партнёрами. В целом большинство отечественных поставщиков сумело приспособиться к изменившейся геополитической ситуации и продолжить работу в новых условиях.
По-прежнему не существует единого мнения, насколько всеобъемлюще китайское оборудование может заменить европейское или японское. То же самое относится к расходным материалам. Участники обсуждения едины в одном: качество китайского оборудования непрерывно улучшается, при этом цены китайских производителей значительно ниже, чем у западных.
Центральным аргументом в пользу китайского оборудования является фактическая безальтернативность производственных источников, которая подкрепляется низкими ценами.
Участники опроса в целом оптимистично оценили текущую ситуацию, выразив уверенность в стабильной и бесперебойной поставке оборудования и материалов для широкоформатной печати.