Это те самые ребята, которые порвали все шаблоны на питерском ПМЭФ со своей рекламой «РБК — это про □ИЗ□Е□». Это те ребята, которые делают такой крутой мерч, что, ей-Богу, хочется скупить весь ассортимент, потому что невозможно выбрать что-то одно и остановиться. Их футболки и дождевики носят знаменитости, а о качестве продукции и сервиса написаны километры хвалебных од в отзывах. Да и часто ли вы видите компанию с рейтингом в 5 баллов в Яндексе? В общем, это тот случай, когда сам себе немного завидуешь, что ты так запросто можешь поговорить со звёздами и немного узнать про их кухню.
«Руки» — Данил Яровой |
Мы беседовали с Данилом Яровым — руководителем производства компании. Как образно выразился Данил, если Кирилл Караваев — голова, то он — руки. История компании Kirill Karavaev началась в 2012 году. Это была небольшая фирма DESIGN MINISTRY с мини-производством мерча и сувениров. В 2020 году Кирилл Караваев — основатель и идейный вдохновитель бизнеса — решил запустить проект «для себя». Это был паблик под названием SlovoDna в известной соцсети, ныне не приветствующейся на территории РФ. За четыре года шуточки Кирилла так понравились аудитории, что сейчас у проекта миллион подписчиков, а искромётные словарные статьи из паблика разлетаются по всей сети.
Данил, насколько я понимаю, структура вашей компании не типична для обычной сувенирной типографии. Как у вас всё устроено?
Мы называем себя печатной студией, почти как пирожковая. У нас есть магазин в центре Москвы, куда может прийти любой желающий и купить готовую вещь с нашими принтами. Но шоу-рум не в состоянии уместить весь имеющийся мерч, ведь у нас более 6 тысяч уникальных принтов, поэтому при магазине работает маленькое производство. Покупатель, не найдя нужной вещи с понравившимся принтом на вешалке, может получить её буквально через 15 минут. Помимо магазина, на Смоленке располагается офис с call-центром и более крупным производством. Здесь работают с интернет-заказами, оптовиками, корпоративными клиентами. Отсюда обрабатываются все заявки по миру, по России и по Москве. Отсюда же координируются креативщики, которые придумывают новые мемы, принты и мерч для клиентов.
«Голова» — Кирилл Караваев |
А с какого оборудования начиналось ваше производство?
Изначально у нас был один принтер для прямой печати по текстилю и два маленьких настольных американских плоттера для фигурной резки термотрансферной плёнки. Довольно долго на этом оборудовании мы справлялись со всем объёмом заказов.
Потом мы начали развивать направление печати по цветным и чёрным тканям, поэтому пришлось укомплектовать производство еще одним принтером для прямой печати. Дальше все обновления оборудования вертелись вокруг нашей любви к печати бархатными и объёмными плёнками, поэтому и акцент был на плоттерах. Но с ростом популярности бренда такого набора оборудования стало не хватать, мы не справлялись с нарастающими объёмами заказов, поэтому решили приобрести DTF-принтер, чтобы ускорить процессы. Тем не менее мы активно продолжаем работать с плёнками, потому что это незаменимая технология для срочной печати, от которой мы не планируем отказываться в своём магазине. Во главе угла — удобство наших клиентов, которые зашли в магазин, выбрали принт и в течение 15 минут получили готовую вещь.
Сейчас на скоростном участке в магазине у нас стоит один плоттер для плёнок, который обслуживает один человек. На основном производстве стоит принтер прямой печати, DTF-принтер и три плоттера. Весь штат сотрудников производства — это 6 человек, которые справляются с заказами на обоих участках.
А когда вы купили DTF-принтер?
В ноябре 2023 года. Мы знали, что нас ждёт на Новый год, поэтому подсуетились. На одних плоттерах мы бы уже точно не справились с тем количеством заказов, которое на нас свалилось. Как мы и предполагали, DTF-принтер нас просто спас, так что покупкой мы очень довольны. Принтер мы покупали у ГК «РУССКОМ». Это новая для России марка Prestige R2 от китайского производителя.
При поиске оборудования у нас были специфические требования. Если большинству типографий нужно закинуть на машину один файл и отпечатать 1000 экземпляров, то у нас всё наоборот — обычно нам надо закинуть на печать 1000 разных принтов по несколько экземпляров, поэтому тут очень важно удобное ПО.
В общем-то, ГК «РУССКОМ» неслучайно попал в наш запрос. Мы давно с ними работаем, знаем их как поставщика плёнок, у них мы закупаем большими партиями очень популярную среди наших заказчиков бархатистую плёнку «флок» корейского производства. А тут получилось, как в поговорке «на ловца и зверь бежит». Когда мы искали подходящую марку DTF-принтера, ГК «РУССКОМ» неожиданно предложил новую модель, которую они впервые завезли в Россию. Нам дали возможность 15 дней протестировать программу, в результате экспериментов нас всё устроило, и мы сразу же договорились о поставке. В итоге мы имеем первый в России принтер этой марки.
Установка оборудования проходила в два этапа: в первый день приехал мастер от поставщика и контролировал запуск, на второй день происходило обучение персонала. Мастер ГК «РУССКОМ» объяснял, как обслуживать принтер и как с ним работать.
В процессе эксплуатации есть ли какие-то нарекания, сложности?
Нет, ничего такого нет. В принципе, если ты знаешь, как обращаться с подобной техникой, то особых сложностей здесь не будет. Единственные затруднения, которые всегда возникают с печатной техникой, это момент, когда она загрязняется. Но обучение тому, как что чистить, как правильно разобрать нужные узлы, занимает не больше одной-двух недель. Обслуживание DTF-принтера даже легче, чем обслуживание оборудования для прямой печати, благодаря неприхотливости печатных головок…
Понятно, что в офлайн-магазине средний тираж — это одна штука, а какие средние тиражи у вас на основном производстве?
Здесь всё зависит от того, о чём мы будем говорить: о рознице или о b2b-заказах. Мы работаем и на розницу, и на b2b, к тому же у нас есть ещё отдельное пошивочное производство, которое не только само шьёт вещи, но и наносит на них изображение методом шёлкографии. Заказы более 300–500 позиций мы передаём туда, они же занимаются корпоративными заказами.
В розничных тиражах своя специфика: один человек обычно заказывает пару вещей себе или в подарок. Но таких клиентов в день приходит в среднем от 100 до 300 — всё зависит от праздников и сезона. На маленьком производстве при магазине в месяц мы обслуживаем от 3 до 5 тысяч человек, это приблизительно 10 тысяч вещей в месяц. Такие объёмы руками обрабатывать всё сложнее, поэтому DTF-принтер нас просто спасает.
По b2b-заказам средние цифры назвать сложно, но в пример могу привести кейс с известным российским исполнителем, не так давно вошедшим не в ту дверь. К выходу своей новой песни он заказал тираж мерча 5000 экземпляров в рамках рекламной кампании.
А какой продукт у вас самый ходовой? На чём печатаете чаще всего?
Всё зависит от сезона. Но самый ходовой товар, конечно, футболки, ведь их можно носить круглый год, надевать и под куртку, и под худи. Толстовки, понятно, хорошо идут зимой, а весной, летом и осенью возрастает популярность дождевиков. И мы сами разрабатываем лекала и сами шьём по ним все наши вещи.
События последних двух лет как-то отразились на вашем производстве? Сильно выросли цены на продукцию?
Особых изменений нет, цены выросли несильно — футболки, например, подорожали на 100–200 рублей. Наши расходники не слишком подорожали, поэтому не приходится пока прилагать какие-то сверхусилия, чтобы сдерживать цены или как-то существенно их поднимать.
Одна из болезненных тем в полиграфии — кризис кадров. Все жалуются, что молодёжь не идёт в полиграфию. Я подозреваю, что у вас как раз очень молодой коллектив. Как вы находите и удерживаете сотрудников?
У нас все старожилы, работающие практически с основания компании. Новеньких очень мало. Последний новый сотрудник пришёл к нам в ноябре прошлого года. Средний возраст сотрудников 25 лет.
Вопрос с кадрами мы решаем от обратного: не нанимаем новых людей, чтобы справляться с возрастающими объёмами, а модернизируем парк оборудования, берём лучшую технику, на которой те же люди будут быстрее работать. Тут развитие технологий играет за нас.
Ваша компания набирает популярность, какие вы намечаете перспективы развития?
Каждый год мы увеличиваем продажи вдвое. В этом году цель такая же. Мы развиваем бренд SlovoDna за рубежом, переводим наши слова на английский язык. Это пользуется спросом у иностранных клиентов из разных стран. По оборудованию — в планах есть покупка второго DTF-принтера. Также будем смотреть по факту, будет ли хватать имеющегося 30-сантиметрового принтера, если он перестанет справляться, то будем увеличивать до 60 см.