ДЕЛА БУМАЖНЫЕ
Несмотря на санкционные ограничения и потерю европейских рынков, российская целлюлозно-бумажная промышленность в прошлом году демонстрировала наиболее устойчивое положение из всего лесопромышленного комплекса. По некоторым видам продукции, например, типографской бумаге, обоям и бумаге для тетрадей, зафиксирован рост, сообщили в «Рослесинфорге».
Фото: AmegaPRINT |
«Производство целлюлозы уже третий год подряд держится на одном уровне – выпущено порядка 8 млн тонн, объём выпуска бумаги и картона также сохранился на уровне прошлого года – больше 9 млн тонн. За 11 месяцев 2023 года в России рост показала бумажная и санитарно-гигиеническая продукция. Российские производители не просто стойко перенесли турбулентность, но и достаточно оперативно перестроили производство и даже нарастили выпуск», – рассказали в ведомстве.
Таким образом, отметили в «Рослесинфорге», ажиотаж вокруг дефицита бумаги не подтвердился, а уход западных компаний никак не повлиял на рынок. «Несмотря на сложную внешнеполитическую ситуацию, сохранились основные внешние рынки – Китая, Индии и других стран АТР, Ближнего Востока, на которые традиционно приходился основной объём экспорта. При этом география поставок несколько расширилась за счёт ряда стран Африки и Латинской Америки», – прокомментировал глава ассоциации «Бумпром» Юрий Лахтиков.
ОТРАСЛЕВЫЕ ВЫСТАВКИ
Представители профильных выставок настроены оптимистично, 2024 год для них начался весьма удачно. Так, 27-29 февраля в МВЦ «Крокус Экспо» прошла 31-я международная мультитематическая выставка «Скрепка Экспо». Кроме российских компаний, в мероприятии приняли участие зарубежные экспоненты из Беларуси, Китая, Индии и Турции.
«Уже в середине февраля все экспозиционные площади были распроданы – таким образом, мероприятие стало самым масштабным в своей истории, собрав под одной крышей 344 компании. Причём за последние годы среди экспонентов значительно возросла доля компаний, предлагающих сувенирную продукцию, игры и игрушки, товары для обучения, дома и офиса», – комментирует Татьяна Калинина, генеральный директор группы выставочных проектов «Скрепка Экспо».
Вот как в 2024 году распределились экспоненты по основной своей направленности:
Фото: Скрепка Экспо_коллаж |
23-26 февраля 2024 года в Москве прошла Восьмая конференция профессионалов канцелярской розницы «Канцференция», где один из её организаторов Михаил Агупов официально презентовал инновационный продукт – первое отраслевое «Радио Канцклуб». Это бесплатное интернет-радио, доступное по адресу radio.kanz.club. Главная задача новой радиостанции — озвучивание торговых площадей. В ближайших планах – запуск новостного вещания в масштабах отрасли, которое повысит уровень информированности бизнесменов о текущей ситуации на рынке и ускорит динамику принятия деловых решений.
Фото: «Радио Канцклуб» |
РИСКИ, ТРЕНДЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ 2024
В данный момент рынок канцтоваров в России, оставаясь достаточно стабильным и даже демонстрируя рост в определённых сегментах, всё-таки претерпевает существенные изменения. На профессиональном b2b-Форуме «Главный Канцелярский Вопрос», прошедшем 26 февраля 2024 года и собравшем 436 участников, ведущие игроки отрасли анализировали показатели прошлого года и строили модели развития канцелярского рынка на ближайшие три года.
Ключевыми факторами риска в 2024 году представляются следующие:
- Снижение покупательной способности населения. А это недополученная выручка для российского бизнеса. «Тренд последних двух лет – особое внимание к цене. Люди строже контролируют свои траты, сравнивают разные предложения на всех доступных торговых площадках», – отмечает Борис Пестов, генеральный директор компании «АртАвангард».
- Дефицит квалифицированных кадров. Даже в городах-миллионниках компаниям бывает сложно найти сотрудников с достаточным опытом и адекватными зарплатными ожиданиями. Представители бизнеса называют две основных причины этого: отток из крупных городов немалого количества активного и трудоспособного населения, а также общую незрелость молодого поколения, завышенные ожидания по оплате труда и отсутствие релевантного опыта.
- Последствия увеличения стоимости импортных материалов и логистики. Больше всего проблем российским «канцелярщикам» в 2022-23 годах доставил импорт сырья, материалов и комплектующих, которые так или иначе использует любой отечественный производитель. Рост цен, сложности с оплатой в иностранной валюте, отказ от выполнения договорных условий, трудности с логистикой – эти проблемы в определённые моменты ставили под угрозу нормальное функционирование производства. Также из-за общемировой политической ситуации и проблем с логистикой сильно сократился экспорт.
Среди позитивных моментов развития отрасли представители бизнеса отмечают следующие тенденции:
- Стабильность в сегменте школьных товаров и продукции для детей. Образовательные учреждения в России продолжают функционировать, поэтому канцелярские товары, в первую очередь школьные принадлежности, остаются востребованными. «Наша сфера экономики тесно связана с творчеством и образованием детей. А на детях родители обычно не экономят. Поэтому всевозможная канцелярская продукция, включая товары для хобби, покупается достаточно стабильно», – считает Григорий Цукерман, генеральный директор компании «Канцбюро».
- Рост спроса на товары для хобби и творчества, в том числе среди взрослого населения. «В наше непростое время люди тянутся к творчеству, к чему-то, что помогает развиваться, снижать уровень стресса. Поэтому сейчас очень востребованы наборы для каллиграфии, скетчбуки для небольших зарисовок, перьевые ручки и необычные чернила – с запахом лаванды, розы, фиалки или цитруса, с золотыми или серебряными блёстками», – комментирует Замира Ваниева, генеральный директор компании «Смарт Дизайн».
- Переход на онлайн-маркетплейсы. Как и в последние несколько лет, в 2024 году маркетплейсы остаются одним из ведущих каналов продаж канцтоваров. Например, в августе 2023 года объём продаж по этой категории на Wildberries составил порядка 3 млрд рублей при более чем 9 млн проданных товаров.
Фото: «Деловой мир» |
Конечно, и здесь не обходится без неудобств и рисков для продавцов, но в целом интерес бизнесменов к маркетплейсам стабильно растёт. «Определённые сложности связаны с сезонностью и логистикой: в сезон максимальных продаж маркетплейсы вводят ограничения на хранение продукции на своих складах. То есть весь предполагаемый объём товаров необходимо поставить заранее. Заведомо больше завозить тоже нежелательно, так как весь непроданный в сезон товар «зависает», принося штрафы и немалые счета за хранение», — рассказывает Сергей Синицын, маркетолог типографии «Норгис Пресс».
Фото: «Норгис Пресс» |
Экологичность – в тренде. Российские покупатели всё тщательнее подходят к выбору вещей. Согласно опросу НИУ ВШЭ, за 2021 год по экологическим, социальным и политическим причинам от покупки нужных товаров хотя бы раз отказывались 17% потребителей. 51% опрошенных отдаёт предпочтение продукции социально ответственных компаний, считая, что она должна быть полезной и транслировать идеи осознанного потребления.
«Мы видим на российском рынке всё больше экологичных товаров из вторичных материалов и товаров многоразового использования. Рекомендуем коллегам из канцелярской отрасли обратить внимание на это направление», – советует Владимир Мазур, CEO компании Portobello.
Фото: Portobello |
Сотрудничество со смежными отраслями. Ещё одним перспективным путём развития российского канцелярского рынка представляются всевозможные коллаборации и кобрендинг с компаниями из образовательной сферы (включая онлайн-образование), ивент-индустрии и подарочно-сувенирного рынка.
«Если говорить о традиционных канцелярских товарах, представляющих интерес для коллег из промо- и ивент-индустрии, то это пишущие инструменты в разных ценовых сегментах, различные аксессуары для повседневной офисной жизни и проведения мероприятий – бейджи, шнурки и рулетки для них, папки, блокноты, ежедневники», – делится Андрей Ильин, коммерческий директор российского офиса ГК «Белкантон».
Использование нейросетей и искусственного интеллекта. Многие производители канцтоваров говорят о том, что в 2024 году необходимо сокращать количество дизайнов и тематических линеек продукции, приходя к чему-то более бюджетному и универсальному. Единственное расширение дизайнерских решений, которое по-прежнему остаётся актуальным, – это мотивы, связанные с сезонными праздниками (Новый год, 8 Марта, Пасха) и популярной культурой (аниме, сериалы, блогеры). При этом многие производители делают ставку на нейросети и искусственный интеллект, который способен предложить множество вариантов дизайна быстро и бесплатно. Однако у большинства компаний всё это пока остаётся на уровне идеи на будущее, хотя есть и те, кто уже сгенерировал визуализации новых коллекций с помощью нейросетей.
Фото: Экспериментальная концепция сувенирной продукции на 2024 год от компании ICONICOLOR, разработанная с помощью нейросети |
Подведём ИТОГИ
В 2024 году российский канцелярский рынок продолжит меняться. Это коснётся портрета основного потребителя, портфеля брендов, сроков и маршрутов поставок, моды и трендов.
По словам Дмитрия Пупина, собственника и руководителя компании «ПСВ-Холдинг», «с рынка, скорее всего, уйдут убыточные розничные точки, а непрофильные сети значительно сократят ассортимент канцтоваров. Маркетплейсы перестанут демпинговать, потому что дешёвые и длинные кредиты теперь недоступны. Однако для зарекомендовавших себя старых игроков и гигантов индустрии, таких как «Комус», «Гамма», «Самсон» и других, год обещает быть интересным и перспективным».
Об авторе: Анна Михайлова, выпускающий редактор журнала GIFT Review