101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

2024 год: «земная канцелярия»

  • Анна Михайлова
  • 28 мая 2024 г.
  • 1369
Сделаем краткий прогноз на 2024 год: какие риски, тренды и перспективы ожидают писчебумажный сегмент рынка сувенирной продукции. Спойлер: панические ожидания не оправдались, рынок меняется, но остаётся достаточно стабильным, год будет непростым, но интересным.

ДЕЛА БУМАЖНЫЕ

Несмотря на санкционные ограничения и потерю европейских рынков, российская целлюлозно-бумажная промышленность в прошлом году демонстрировала наиболее устойчивое положение из всего лесопромышленного комплекса. По некоторым видам продукции, например, типографской бумаге, обоям и бумаге для тетрадей, зафиксирован рост, сообщили в «Рослесинфорге».

Фото: AmegaPRINT

«Производство целлюлозы уже третий год подряд держится на одном уровне – выпущено порядка 8 млн тонн, объём выпуска бумаги и картона также сохранился на уровне прошлого года – больше 9 млн тонн. За 11 месяцев 2023 года в России рост показала бумажная и санитарно-гигиеническая продукция. Российские производители не просто стойко перенесли турбулентность, но и достаточно оперативно перестроили производство и даже нарастили выпуск», – рассказали в ведомстве.

Таким образом, отметили в «Рослесинфорге», ажиотаж вокруг дефицита бумаги не подтвердился, а уход западных компаний никак не повлиял на рынок. «Несмотря на сложную внешнеполитическую ситуацию, сохранились основные внешние рынки – Китая, Индии и других стран АТР, Ближнего Востока, на которые традиционно приходился основной объём экспорта. При этом география поставок несколько расширилась за счёт ряда стран Африки и Латинской Америки», – прокомментировал глава ассоциации «Бумпром» Юрий Лахтиков.

ОТРАСЛЕВЫЕ ВЫСТАВКИ

Представители профильных выставок настроены оптимистично, 2024 год для них начался весьма удачно. Так, 27-29 февраля в МВЦ «Крокус Экспо» прошла 31-я международная мультитематическая выставка «Скрепка Экспо». Кроме российских компаний, в мероприятии приняли участие зарубежные экспоненты из Беларуси, Китая, Индии и Турции.

«Уже в середине февраля все экспозиционные площади были распроданы – таким образом, мероприятие стало самым масштабным в своей истории, собрав под одной крышей 344 компании. Причём за последние годы среди экспонентов значительно возросла доля компаний, предлагающих сувенирную продукцию, игры и игрушки, товары для обучения, дома и офиса», – комментирует Татьяна Калинина, генеральный директор группы выставочных проектов «Скрепка Экспо».

Вот как в 2024 году распределились экспоненты по основной своей направленности:

2024 год: «земная канцелярия»

Фото: Скрепка Экспо_коллаж

 

23-26 февраля 2024 года в Москве прошла Восьмая конференция профессионалов канцелярской розницы «Канцференция», где один из её организаторов Михаил Агупов официально презентовал инновационный продукт – первое отраслевое «Радио Канцклуб». Это бесплатное интернет-радио, доступное по адресу radio.kanz.club. Главная задача новой радиостанции — озвучивание торговых площадей. В ближайших планах – запуск новостного вещания в масштабах отрасли, которое повысит уровень информированности бизнесменов о текущей ситуации на рынке и ускорит динамику принятия деловых решений.

Фото: «Радио Канцклуб»

 

РИСКИ, ТРЕНДЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ 2024

В данный момент рынок канцтоваров в России, оставаясь достаточно стабильным и даже демонстрируя рост в определённых сегментах, всё-таки претерпевает существенные изменения. На профессиональном b2b-Форуме «Главный Канцелярский Вопрос», прошедшем 26 февраля 2024 года и собравшем 436 участников, ведущие игроки отрасли анализировали показатели прошлого года и строили модели развития канцелярского рынка на ближайшие три года.

Ключевыми факторами риска в 2024 году представляются следующие:

  1. Снижение покупательной способности населения. А это недополученная выручка для российского бизнеса. «Тренд последних двух лет – особое внимание к цене. Люди строже контролируют свои траты, сравнивают разные предложения на всех доступных торговых площадках», – отмечает Борис Пестов, генеральный директор компании «АртАвангард».
  2. Дефицит квалифицированных кадров. Даже в городах-миллионниках компаниям бывает сложно найти сотрудников с достаточным опытом и адекватными зарплатными ожиданиями. Представители бизнеса называют две основных причины этого: отток из крупных городов немалого количества активного и трудоспособного населения, а также общую незрелость молодого поколения, завышенные ожидания по оплате труда и отсутствие релевантного опыта.
  3. Последствия увеличения стоимости импортных материалов и логистики. Больше всего проблем российским «канцелярщикам» в 2022-23 годах доставил импорт сырья, материалов и комплектующих, которые так или иначе использует любой отечественный производитель. Рост цен, сложности с оплатой в иностранной валюте, отказ от выполнения договорных условий, трудности с логистикой – эти проблемы в определённые моменты ставили под угрозу нормальное функционирование производства. Также из-за общемировой политической ситуации и проблем с логистикой сильно сократился экспорт.

Среди позитивных моментов развития отрасли представители бизнеса отмечают следующие тенденции:

  1. Стабильность в сегменте школьных товаров и продукции для детей. Образовательные учреждения в России продолжают функционировать, поэтому канцелярские товары, в первую очередь школьные принадлежности, остаются востребованными. «Наша сфера экономики тесно связана с творчеством и образованием детей. А на детях родители обычно не экономят. Поэтому всевозможная канцелярская продукция, включая товары для хобби, покупается достаточно стабильно», – считает Григорий Цукерман, генеральный директор компании «Канцбюро».
  2. Рост спроса на товары для хобби и творчества, в том числе среди взрослого населения. «В наше непростое время люди тянутся к творчеству, к чему-то, что помогает развиваться, снижать уровень стресса. Поэтому сейчас очень востребованы наборы для каллиграфии, скетчбуки для небольших зарисовок, перьевые ручки и необычные чернила – с запахом лаванды, розы, фиалки или цитруса, с золотыми или серебряными блёстками», – комментирует Замира Ваниева, генеральный директор компании «Смарт Дизайн».
  3. Переход на онлайн-маркетплейсы. Как и в последние несколько лет, в 2024 году маркетплейсы остаются одним из ведущих каналов продаж канцтоваров. Например, в августе 2023 года объём продаж по этой категории на Wildberries составил порядка 3 млрд рублей при более чем 9 млн проданных товаров.

Фото: «Деловой мир»

Конечно, и здесь не обходится без неудобств и рисков для продавцов, но в целом интерес бизнесменов к маркетплейсам стабильно растёт. «Определённые сложности связаны с сезонностью и логистикой: в сезон максимальных продаж маркетплейсы вводят ограничения на хранение продукции на своих складах. То есть весь предполагаемый объём товаров необходимо поставить заранее. Заведомо больше завозить тоже нежелательно, так как весь непроданный в сезон товар «зависает», принося штрафы и немалые счета за хранение», — рассказывает Сергей Синицын, маркетолог типографии «Норгис Пресс».

Фото: «Норгис Пресс»

Экологичность – в тренде. Российские покупатели всё тщательнее подходят к выбору вещей. Согласно опросу НИУ ВШЭ, за 2021 год по экологическим, социальным и политическим причинам от покупки нужных товаров хотя бы раз отказывались 17% потребителей. 51% опрошенных отдаёт предпочтение продукции социально ответственных компаний, считая, что она должна быть полезной и транслировать идеи осознанного потребления.

«Мы видим на российском рынке всё больше экологичных товаров из вторичных материалов и товаров многоразового использования. Рекомендуем коллегам из канцелярской отрасли обратить внимание на это направление», – советует Владимир Мазур, CEO компании Portobello.

Фото: Portobello

Сотрудничество со смежными отраслями. Ещё одним перспективным путём развития российского канцелярского рынка представляются всевозможные коллаборации и кобрендинг с компаниями из образовательной сферы (включая онлайн-образование), ивент-индустрии и подарочно-сувенирного рынка.

«Если говорить о традиционных канцелярских товарах, представляющих интерес для коллег из промо- и ивент-индустрии, то это пишущие инструменты в разных ценовых сегментах, различные аксессуары для повседневной офисной жизни и проведения мероприятий – бейджи, шнурки и рулетки для них, папки, блокноты, ежедневники», – делится Андрей Ильин, коммерческий директор российского офиса ГК «Белкантон».

Использование нейросетей и искусственного интеллекта. Многие производители канцтоваров говорят о том, что в 2024 году необходимо сокращать количество дизайнов и тематических линеек продукции, приходя к чему-то более бюджетному и универсальному. Единственное расширение дизайнерских решений, которое по-прежнему остаётся актуальным, – это мотивы, связанные с сезонными праздниками (Новый год, 8 Марта, Пасха) и популярной культурой (аниме, сериалы, блогеры). При этом многие производители делают ставку на нейросети и искусственный интеллект, который способен предложить множество вариантов дизайна быстро и бесплатно. Однако у большинства компаний всё это пока остаётся на уровне идеи на будущее, хотя есть и те, кто уже сгенерировал визуализации новых коллекций с помощью нейросетей.

Фото: Экспериментальная концепция сувенирной продукции на 2024 год от компании ICONICOLOR, разработанная с помощью нейросети

Подведём ИТОГИ

В 2024 году российский канцелярский рынок продолжит меняться. Это коснётся портрета основного потребителя, портфеля брендов, сроков и маршрутов поставок, моды и трендов.

По словам Дмитрия Пупина, собственника и руководителя компании «ПСВ-Холдинг», «с рынка, скорее всего, уйдут убыточные розничные точки, а непрофильные сети значительно сократят ассортимент канцтоваров. Маркетплейсы перестанут демпинговать, потому что дешёвые и длинные кредиты теперь недоступны. Однако для зарекомендовавших себя старых игроков и гигантов индустрии, таких как «Комус», «Гамма», «Самсон» и других, год обещает быть интересным и перспективным».

Об авторе: Анна Михайлова, выпускающий редактор журнала GIFT Review

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Найти и освоить: как устроена исследовательская лаборатория

Владислав Левицкий, более 20 лет проработавший в качестве руководителя исследовательской лаборатории «Танзор» (ныне он — консультант компании по научно-техническому развитию производства), поделился своими мыслями о том, как лаборатория может помочь продажам, какие тренды в материалах сейчас набирают силу, какие узкие места присутствуют и в каком направлении можно расти и развиваться.

VIPColor VP660: настольный, этикеточный, удобный

Одной из наиболее востребованных моделей в поставляемой линейке устройств VIPColor является этикеточный струйный принтер VP660, который помогает оптимизировать рабочие процессы при изготовлении этикеток, устраняет потребность в складских запасах и сокращает количество отходов.

Цифровые перспективы России

Я работаю в компании, занимающейся цифровизацией бизнесов и внедрением ПО, но я не ставлю своей задачей убедить владельца типографии полностью перейти на цифровую печать. Моя работа начинается с попытки понять, чего хочет добиться потенциальный клиент и какой объём финансовых средств он готов инвестировать в это. Важное значение имеет именно психологическая готовность собственника типографии к внедрению инноваций.

Sprinter TC-F2132

Отличный выбор для производителей наружной рекламы, элементов выставочного оформления, постеров, афиш, POS-материалов, упаковки, а также для компаний, занимающихся витражной графикой.

LIYU Platinum Q-Cut

На прошедшей в конце октября выставке «Реклама 2024» LIYU Russia впервые в России представила обновлённую модель цифрового режущего плоттера Platinum Q-Cut с рабочим столом 1600×2500 мм.



Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 38