101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Стандарт грядущий калибровку нам готовит

  • Михаил Сартаков
  • June 14, 2024
  • 1050
Проект офсетного стандарта 2024 года ISO и ГОСТ 12647-2 впервые в истории офсетных стандартов вводит калибровочный раздел. В версиях офсетного стандарта ISO 1996, 2004, 2013 и ГОСТ 2011 оговаривалось, что именно мы должны получить на оттиске, но не говорилось, как этого добиться. Подытожив передовой опыт калибровки офсета через пластины прошедшего десятилетия, проект стандарта 2024 года предлагает узаконить четыре метрики калибровки офсета.

Назовем эти четыре метрики, условно, традиционными и альтернативными. Так предлагается традиционно строить калибровочную кривую по данным TVI или Dot Gain – колориметрическому или денситометрическому приращению полутонов. И предлагается, в виде альтернативы, еще два метода: калибровка по околобалансовым шкалам IDEAlliance/GRACoL G7, и альтернативная калибровка по сравнительно недавней равноконтрастной градационной метрике CTV, на базе калибровочной метрики SCTV или Spot Color Tone Value, стандарта ISO 20654:2017.

Таким образом, проект офсетного стандарта предлагает в 2024 году узаконить калибровку офсета через пластины и дает поверхностное представление, как эту калибровку проводить, с четырьмя вариантами калибровочных метрик на выбор.

Последнее десятилетие мейнстримной была калибровка на основе приращений TVI: вычислялась разница между целевой и измеренной кривыми по оси Y графика видимого (Apparent или A) приращения, и проекция этой разницы на градационную шкалу по оси X показывала величину поправки к точке на пластине. Такой метод калибровки используют все типографские рипы, а также мой калибровочный софт, о нем ниже. Для расчета промежуточных значений между измеренными на дискретной градационной шкале обычно задействуются сплайновые интерполяции. Поскольку сплайновые интерполяции достаточно сложны в вычислении и практически не могут быть описаны ячейками Excel, предполагают программирование, проект офсетного стандарта предлагает максимально упростить расчеты до кусочно-линейной интерполяции (функции) измеренной кривой приращения. Такое упрощенное решение от монотонной плавной кривой до ломанной линии приводит к снижению точности калибровки, зато может быть выполнено «на коленке», без использования серьезного калибровочного софта. Но главное тут, что проект офсетного стандарта показывает (Рис. 1), как именно правильно считать калибровку, как проецировать разницу между целевой и измеренной кривой TVI видимых приращений по оси Y на линейную ось градаций пластины X. В этом традиционном методе расчета калибровочной кривой можно с одинаковым успехом задействовать как колориметрические на основе CIE XYZ TVI, так и денситометрические Dot Gain или растискивания. На практике чаще применялись колориметрические TVI, поскольку цветовые профили цветоделения icc сглажены в колориметрических TVI, денситометрии в цветовых профилях цветоделения нет, и не существует аналитических функций, которые позволяли бы точно уравнять колориметрическое приращение на приращение денситометрическое. Плавная кривая TVI представляется ломанной кривой Dot Gain, и наоборот.

Рис. 1. Проекция разницы между целевой и измеренной кривой приращения полутонов на линейную ось градаций X

Альтернативный метод G7 по околобалансовым шкалам существует очень давно, и отрасль его успешно игнорирует многие годы. Метод очевидно громоздкий, переусложненный, по большей части денситометрический. Тем не менее и метод калибровки G7 не забыт в проекте офсетного стандарта 2024 года. Несколько соображений о G7 от GRACoL и IDEAlliance по ссылке.

Но самое интересное из предлагаемых в проекте офсетного стандарта альтернатив калибровки – равноконтрастная градационная метрика CTV 2017 года. Примечательно в ней то, что метрика CTV по идее ее разработчиков, Perceptual Uniformity или равноконтрастная по восприятию. То есть не совпадает по результату калибровки с целевыми техногенными кривыми TVI или Dot Gain. Проект офсетного стандарта даже коротко описывает, что собой представляет перцепционная равноконтрастность, ведь офсетчики совсем к такому не привыкли. Вообще равноконтрастность по восприятию градационных характеристик печати была бы революцией в печатной отрасли, для 8-битных дискретных ограничений это было бы весьма полезно. Тем не менее так далеко вперед разработчики проекта офсетного стандарта не стали забегать, и через нелинейные табличные коэффициенты приводят результаты равноконтрастной метрики CTV к привычной форме техногенных TVI (Рис. 2). Это и хорошо, и плохо. Хорошо, что полностью сохраняется преемственность технологий, не нужно перестраивать заново всю цепочку подготовки к печати, начиная с цветоделения: у нас по сути все те же техногенные целевые кривые для разных типов бумаг. Плохо, что перспективная колориметрическая концепция Perceptual Uniformity калибровочных кривых пропадает благодаря нелинейным поправочным коэффициентам CTV под традиционные TVI в таблицах классов бумаг проекта офсетного стандарта. Для 8-битных файлов и рипов равноконтрастные по восприятию калибровочные кривые сослужили бы хорошую службу. Ранее считалось: если бы растискивания не было, его бы следовало выдумать. Как выдумали в свое время для медийных устройств степенную функцию гаммы, потом тонопередающие функции гаммы sRGB и гаммы L, потом перцептивное квантование (EOTF PQ) тонопередающей функции для 10-битных устройств и контента HDR. И вот в 2017 году в полиграфии появляется перспективная тонопередающая или градационная метрика SCTV, которая заново «изобретает» для печатных красок не абы какое «растискивание», не техногенное, а равноконтрастное по восприятию, сродни современному перцептивному квантованию, ровно то, что нам и нужно, пока мы не доросли до 10-16-битных макетов и рипов для их обсчета и вывода на пластины с 10-16-битной дискретностью.

Рис. 2. Линейные равноконтрастные по восприятию кривые SCTV на графике традиционных техногенных TVI

Пока стандарт 12647-2 в проекте 2024 года не вступил в действие, мы уже можем попрактиковаться с новой метрикой CTV в калибровке помимо привычной нам метрики TVI. Для этого в мою старую программу калибровки внесены дополнения, которые позволяют посчитать как равноконтрастные SCTV, так и привести их через нелинейные коэффициенты к типичной калибровке под целевые TVI фогры 39, фогры 51, кривые AB для меловки офсетного стандарта 2004 года. Без подписки на Спектральный Калькулятор можно воспользоваться бесплатной альтернативой вычисления SCTV по ссылке. Можно взять формулы SCTV в Excel по ссылке. Тут главная идея состоит в том, что мы уже сейчас, не дожидаясь выхода в свет нового офсетного ISO и ГОСТ, можем полноценно потренироваться в новейшей калибровке по альтернативному методу CTV. Чем CTV лучше TVI? Тем, что проще обсчитывается. Там, где TVI по-хорошему требует программирования сложных сплайновых интерполяций, метрика CTV отдает на выходе из формул на базе CIE XYZ готовые размеры точек на пластине, стандарт лишь предлагает привести их от равноконтрастности к традиционной техногенности через нелинейные коэффициенты на плавной полиномиальной кривой 4 порядка по точкам 0-25-50-75-100, и потом предлагает вручную сгладить артефакты (скачки) на калибровочной кривой. Кубическая сплайновая интерполяция, монотонная интерполяция сплайнами Акимы и Hermite – все это есть, и очень давно, в моем калибровочном софте для печатных шкал низкой дискретности полутонов, все это так или иначе есть в типографских рипах, но метрика CTV все упрощает.

Не лишним будет упомянуть, что большинство типографских рипов не позволяют технологу самостоятельно рассчитать и внести в рип калибровочную кривую, большинство рипов предлагают лишь внести измеренную кривую TVI, указать целевую TVI, и рип уже сам рассчитывает калибровочную, причем зачастую даже не может ее предоставить технологу для контроля пластин. Чем полезно знание о поправке к точке на пластине, а не только о том или ином растискивании на оттиске? Тем, что знание размера точки калибровочной кривой позволяет корректно калиброваться уточняющими итерациями, в линейных величинах поправки к размеру точки. Между тем для управления итерациями через кривые растискивания правильных вычислений просто не существует, существуют громоздкие и неправильные, в силу нелинейности осей TVI и Dot Gain. Впервые на моей памяти, 20 лет назад GMG предложил концепцию итераций при калибровке своей цветопробы. Итерации с тех пор прочно вошли и в практику офсетной калибровки (Рис. 3). Зачем всякий раз откатываться к линейности, если последующие небольшие цикличные поправки по замерам оттисков с нелинейных пластин точнее приводят оттиск в номинал стандарта? Проект стандарта регламентирует калибровочную метрику CTV в линейных размерах точки, это, возможно, заставит со временем одуматься программистов рипов и предоставлять технологу полноценный функционал для управления точкой на пластине. Однократное, без итераций, внесение растискиваний или TVI в рип, без представления о конечном результате этого ввода на пластине, справедливо устареет. А новейшая возможность штатного внесения калибровочной кривой в рип неизменно приведет офсетного технолога к корректным уточняющим итерациям – лучшему, что придумано в парадигме офсетной калибровки за 20 лет.

Рис. 3. Калибровка офсета в две итерации, без отката к линейным пластинам

Концепция итераций, когда в цикличной функции калибровки задействуются результаты, достигнутые на прошлом цикле, удобна не только высокой точностью достижимого результата, но также возможностью проводить плановые калибровки на коммерческих тиражах, не только на специальных тестовых оттисках. Для полной совместимости с устаревшими рипами калибровочных кривых, достигнутых посредством итерационных вычислений, суммирования поэтапных линейных поправок к площади растровой точки, я написал в калибровочных калькуляторах также и обратную функцию от размера точки и целевой кривой к виртуальному TVI. На вход программы подается калибровочная кривая, исходя из известной целевой кривой данного процесса вычисляется понятный любому рипу нелинейный виртуальный TVI на выходе. Чего не сделаешь для совместимости технологичных расчетов калибровочной со всеми на свете программами вывода пластин,

Проект офсетного стандарта 12647-2 наконец-то в 2024 году ввел новый большой калибровочный раздел со всеми известными метриками калибровки, поэтому я счел возможным упомянуть, что удобный софт для многих этих расчетов давно имеется, софт от отечественного разработчика, офсетного технолога-колориста. Подписку на программы сайта о колориметрии в полиграфии оформили в разное время многие типографии и репроцентры. Большинство программ на сайте бесплатные, и лишь некоторые самые сложные и специализированные требуют годовую подписку. У самой важной программы сайта, «Спектрального Калькулятора», есть подробный мануал на русском языке с описанием каждой функции и настройки. Помимо калибровки и колориметрического анализа, программа умеет строить icc-профили в моделях CMYK и RGB (модуль iccGPU), причем профили цветоделения CMYK программа строит с эксклюзивной чистотой красок, недостижимых практически ни одним из известных профайлеров. Многие сталкивались с ситуацией, когда при цветоделении в чистый красный бинар подмешивается загрязняющая голубая краска, в чистый зеленый – загрязняющая пурпурная, в чистый синий – загрязняющая желтая. В первом отечественном профайлере iccGPU такие грязные красочные смеси исключены, профайлер проектировался таким образом, чтобы печатать максимально насыщенно на пределе возможностей красок. Готовые профили от iccGPU по традиционным данным фогры 39 вы найдете в разделе профилей. Бесплатный цветовой конвертер задействует те же эксклюзивные таблицы iccGPU при переводе цвета в краски CMYK по фогре 39.

Мы попросили пользователей поделиться впечатлениями от работы в программах CIELab.XYZ — эти отзывы публикуются врезкой. С учетом появления в проекте офсетного стандарта 12647-2 калибровочной метрики CTV, программа Спектральный Калькулятор оперативно содержит функции расчета по CTV с традиционными целевыми фогры 39 и 51. Целевые (поправочные коэффициенты для SCTV) 12 типов новых бумаг проекта нового офсетного стандарта будут добавлены в программу сразу вслед за выходом в свет ИСО ГОСТ 12647-2. Так сложилось, что одиозный «синий» фильтр M1 2013 года фогры 51 был в целом проигнорирован отраслью, отрасль осталась по большей части на фогре 39 2004 года за фильтром M0: https://cielab.xyz/forum/viewtopic.php?t=565 Проект стандарта 2024 года пока жирный крест на фильтре M1 не поставил. Поэтому в новейшей равноконтрастной градационной метрике CTV в настоящий момент мы остаемся в рамках целевых TVI и фогры 39, и фогры 51, на выбор, и можем уже сейчас без программистских усилий полноценно протестировать новый функционал проекта стандарта 12647-2 и его новой методики калибровки CTV на базе SCTV ISO 20654:2017.

 

Руководитель отдела автоматизации производства ГК FINEARTPRINT Григорий Карпухов: программный сервис CIELab.XYZ мы используем 10 лет в ежедневном режиме. Модуль для вычисления компенсации по кривым TVI позволяет в реальном времени производить контроль качества печати и быструю коррекцию при необходимости. При всей простоте и удобстве, имеются все инструменты для точной настройки, и самое главное — возможность коррекции с помощью Device Link корректирующего профиля сразу по всем каналам CMYK. Это важно в цифровой печати, в которой более низкая, по сравнению с офсетной, стабильность работы печатного оборудования, и минимальные сроки производства.

Также, очень важный для нас механизм — реализация механизма «умного сглаживания» кривых TVI под заданные целевые значения. Есть большой выбор типа целевой кривой и высокая точность работы алгоритма. Облегчает процесс построения профилей цветоделения, необходимых для производства. Удобно реализован цветовой конвертор между любыми цветовыми моделями, также - использование постоянное.

 

Директор по развитию типографии «Печатных Дел Мастер» Владимир Масликов: мы более пяти лет используем софт CIELab.XYZ. Это уже буднично, просто, стабильно: тиснул тест, измерил, посчитал, внес коррекцию. А результат — идеальное попадание в цветопробу. В качестве резюме по софту: это не волшебная палочка, после взмаха которой, всё встает на места. Но если вы в теме и хотите получить предсказуемый результат — он будет. Как в любом сложном процессе, нужно понимание того что вы делаете. И тогда софт открывает такие возможности, о которых можно писать отдельную статью и не одну.

 

Михаил Зайцев, сервис koler.by: мы практически сразу и по достоинству оценили онлайн ПО — спектральный калькулятор, конвертеры и цветовые справочники CIELab.XYZ. Сразу интегрировали их в свою повседневную работу: предварительный анализ цветовых данных для характеризации процессов, их оптимизация и преобразования.

Удобными оказались средства визуализации, ничем не уступающие аналогичным возможностям современного профессионального ПО, за той разницей, что ПО CIELab.XYZ не требует локальной установки и лицензирования. При помощи данных средств имеется возможность оперативно (имея в наличии, например, один лишь мобильный телефон) передавать заказчикам и партнерам визуальное представление и сравнительный анализ цветовых данных, что способствует внесению ясности относительно возможностей процесса и принятию верного решения.

Отдельным пунктом хотелось бы отметить калькулятор TVI с его вариативностью в использовании входных данных и результатов расчета. Краткие примеры использования и дополняющие теоретические выкладки делают его практически самодостаточным продуктом.

Центральным развивающимся продуктом, безусловно, является iccGPU, фактически — полноценный «конструктор» по моделированию и созданию цветового профиля онлайн.

В последнее время мы все чаще начали сталкиваться с задачей аудита спектрального качества освещения и источников света. И снова нам на помощь приходит CIELab.XYZ с реализацией самых современных методик спектрального анализа и оценки цвета (Ra (CRI), CQS или, например, новейшего IES TM-30 с его строгим ранжированием и дополнительной визуализацией).

 

Технолог типографии «Луна-принт» Олег Абияка: печать дело непростое. Использование программ с сайта CIELab.XYZ, таких как спектральный калькулятор, Device Link Profile и других, позволяют с высокой точностью откалибровать формный и печатный процесс. Оперативно внести необходимые изменения как по накату краски , так и по калибровочной кривой не откатываясь к линейным пластинам. Применение софта доказало свою эффективность и подняло качество печати в нашей типографии.

 

Главный технолог Полиграфического комплекса «Пушкинская площадь» Игорь Щёголев: Градационная коррекция — это важный этап в процессе печати, который позволяет точно воспроизводить цвета и оттенки на печатном носителе. Она является неотъемлемой частью любого полиграфического процесса, направленного на достижение высокого качества цветопередачи. Чтобы получить желаемый результат цветовоспроизведения при офсетной печати и удовлетворить заказчика, необходимо использовать методы управления цветом.  А градационная покрасочная коррекция — это единственный способ оперативно компенсировать отклонения в процессе печати. В прошлом градационная коррекция была сложным и трудоёмким процессом, особенно при использовании аналоговых технологий. Однако, с развитием компьютерных технологий и появлением цифровых выводных устройств (CTP), процесс градационной коррекции значительно упростился и стал доступным всем жаждущим качественной печати. Но доступность не означает простоту. Градационная коррекция — это сложный процесс, который требует профессиональных знаний и опыта. Без участия квалифицированных технологов очень сложно создать «правильные» компенсационные кривые для печати. Это происходит потому, что методы расчёта компенсационных кривых, используемые во всех специальных программных комплексах для предпечатной подготовки, не принимают во внимание особенности реальной офсетной печати. И я уже довольно давно использую «Спектральный калькулятор» для корректировки компенсационных кривых печатного процесса и другие программы с CIELab.XYZ. 

 

Об авторе: Михаил Сартаков, автор проекта о колориметрии в полиграфии CIELab.XYZ и однимённого телеграм-канала, технолог-колорист в «БукиВеди» и «Первом Полиграфическом Комбинате»

 

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Семейные чернила

Философия германской Marabu — одного из ведущих мировых производителей печатных красок и чернил для цифровой печати — следует двум принципам: максимально возможному качеству продуктов и максимальной безопасности для человека и окружающей среды при использовании на всех этапах — от производства до конечного потребления. Как эти принципы помогают компании оставаться в тренде, о новых точках роста и о том, как создаются новые чернила, рассказывает директор по региональным продажам направления цифровой печати концерна Marabu Франк Мишо.

Цифровой декор этикетки с Haotian HTS 330-VF

Haotian HTS 330-VF способна выполнять цифровое сплошное и выборочное 3D-декорирование объёмным лаком и фольгой.

Холодное тиснение для цифровой рулонной этикетки

Отделочная линия Zonten ZMQ-370 предназначена для отделочных работ по этикетке, отпечатанной в первую очередь цифровым, а также офсетным или флексографским способом.

Место правильных вопросов

Надо сказать, что второй по счёту #неФОРУМ в Сочи стал более масштабным, массовым, и такая динамика и тенденция говорят о том, что существующие на сегодня проблемы, вопросы, которые стоят перед производителем наружной рекламы, становятся всё острее, актуальнее, потому что государство увеличивает надзор за деятельностью бизнесменов и предпринимателей. И это может стать поводом для объединения в профессиональные сообщества.

Тенденции в материалах для стильной упаковки

На прошедшей в июне отраслевой международной выставке RosUpack/Printech 2024 производители и поставщики материалов для упаковки и этикетки демонстрировали свой ассортимент, включающий новинки дизайнерской бумаги и картона, предназначенных в первую очередь для продукции премиального сегмента.



Новый номер

Тема номера: Много выставок. Демонстрация перспектив RosUpack/Printech 2024. AMD 360D. HanLabel Labstar 330S Hybrid. Что случилось на Printech. Что в активе Chembyo. Тенденции в материалах для стильной упаковки. Publish Eurasia: Типография-ориентир.



Как можно повысить производительность труда в полиграфии?
    Проголосовало: 67