101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

День рождения будущего

  • Александр Иванов
  • 22 октября 2024 г.
  • 684
22 октября 1938 года американский изобретатель Честер Карлсон и немецкий физик Отто Корней в отеле «Астория» получили первое ксерографическое изображение способом сухого электростатического переноса. Эта дата неофициально считается днём рождения цифровой печати. Через десять лет состоялась презентация копировального аппарата Xerox Model A, выпущенного Haloid. Популярность копира превзошла все ожидания, и в 1961 году Haloid была переименована в Xerox… Как всё это было и почему?

Он скользил, карабкался, падал, поднимался, нащупывал дорогу и упорно шёл вперёд — вот и всё. В этом тайна всякой победы.

Виктор Гюго. Человек, который смеётся

Можно много дискутировать на тему, является ли получение первой копии способом электрографического переноса изображения началом эры цифровой печати, но одно бесспорно — именно с этой даты всё началось. Более того, именно 22 октября 1948 года Haloid Company совершила первое публичное заявление о ксерографии (др.-греч. «сухой» и «пишу»). А в 1949 году компания выпустила первый коммерческий копировальный аппарат XeroX Model A Copier. Бесспорно одно — многие изобретения и открытия второй половины ХХ века заложили основы современной цифровой печати. Несколько позже Джозеф Ликлайдер предложил концепцию глобальной сети. Под его руководством был создан первый прототип интернета, работавший с ограниченным количеством компьютеров. 12 августа 1981 года в одном из подразделений компании IBM была закончена разработка первого в истории персонального компьютера (PC) модели IBM 5150 для массового пользователя. Началась эпоха компьютеризации. И цифровой печати… Будущие поколения, несомненно, будут отмечать эту дату, как сейчас мы обозначаем дату печати Библии Гуттенбергом в 1455 году.

Первый Xerox 914, выпущенный в массовое производство в конце 50-х годов прошлого века, был уже полностью автоматизирован и способен выдавать 7 копий в минуту. Над созданием лазерных принтеров Xerox начала работать в 1969 году. Успеха добился в 1977 году сотрудник компании Гэри Старкуезер, который смог добавить к технологии работы существующих копиров Xerox лазерный луч, создав таким образом первый лазерный принтер. И далее, после развития производства персональных ПК на базе 068 процессора, стали появляться сначала матричные принтеры и позже лазерные. На перелом тысячелетий пришлась революция в издательском и печатном деле: программы вёрстки, прямая печать, создание струйных промышленных технологий, «домашние» и промышленные принтеры. В том числе благодаря изобретению Честера Карлсона возникала новая международная компания Xerox Corporation с мощнейшим исследовательским центром, разработки которого заимствовал даже Стив Джобс.

Судьба Честера Карлсона

Честер Карлсон в своей лаборатории

Будущему изобретателю Честеру Карлсону (8 февраля 1906 г., Сиэтл — 19 сентября 1968 г., Нью-Йорк) пришлось слишком рано повзрослеть. Когда он был ещё ребёнком, семья переехала в Мексику в надежде разбогатеть, поддаваясь безумной идее «американской колонизации земель». Но у них ничего не вышло. Более того, мать Честера заболела малярией, и семья оказалась на грани бедности. Отец Честера — Олаф Карлсон болел туберкулёзом и был в общем-то инвалидом, и в семье основным источником дохода были случайные заработки матери, которая умерла в возрасте 53 лет. После семи месяцев мексиканской жизни Карлсоны вернулись обратно в Штаты. Тяжёлые обстоятельства вынудили Честера работать с 8 лет. Он учился в средней школе и параллельно подрабатывал по 2–3 часа до и после занятий. Образование его не было фундаментальным: Честер учился, когда позволяли жизненные обстоятельства, однако в 1924 году он поступает в колледж Риверсайд и затем переводится в Калифорнийский технологический институт, который и заканчивает в 1930 году. В поисках места работы дипломированный выпускник Карлсон обошёл 82 компании, но ни одна не предложила ему работу. Времена Великой депрессии охлаждали многих, но Честер не сдавался.

В 1936 году Честер поступил в юридическое учебное заведение — Нью-Йоркскую школу права (New York Law School), которую окончил через три года, удостоившись степени бакалавра в области права. Мировой экономический кризис 1929–1939 годов внёс свои коррективы в судьбу изобретателя: с работы в Bell Telephone Laboratories в Нью-Йорке он был сокращён, после чего нашёл работу в патентном отделении PR Mallory Company (в настоящее время Duracell), где из простого помощника адвоката стал руководителем патентного департамента. Ещё во время работы в Bell Laboratories Карлсон записал более 400 идей новых изобретений в свои персональные записные книжки. Идея создать нечто новое и революционное в области печати не покидала его.

Работая патентным поверенным, он занимался делами по защите авторских прав. Карлсон хотел создать «копировальную» машину, которая могла бы взять существующий документ и скопировать его на новый лист бумаги без каких-либо промежуточных шагов. Ежедневное копирование огромного количества документов привело Карлсона к мысли о необходимости создания «сухой» (греч. xeros) фотографии (то есть без сложного процесса проявки). Вместе с помощником Отто Корнеи, безработным физиком-беженцем из Австрии, свои первые эксперименты изобретатель проводил в небольшом сарайчике во дворе гостиницы «Астория». В итоге Корнеи, несмотря на совместные достижения, был настроен весьма пессимистично относительно электрографии. Вследствие чего он перестал сотрудничать с Карлсоном и даже разорвал соглашение, которое сулило ему 10% будущих доходов от изобретения и частичное право владения.

День рождения будущего

Иллюстрация: Гельмут Киппхан «Энциклопедия по печатным средствам информации»

 

Для эксперимента Карлсон использовал цинковую пластинку, покрытую измельчённой серой, которую он натёр для придания первоначального заряда. Затем в затемнённой комнате осветил пластинку пучком яркого света, падавшего сквозь стеклянную пластину с чернильной непрозрачной надписью «10–22–38 Astoria». После этого на засвеченную пластинку была высыпана щепотка спор ликоподия (это растение ещё называют плаун булавовидный). Потом споры были сдуты с поверхности пластины, и на ней осталась надпись из прилипших к пластинке спор. Для сохранения надписи Карлсон накрыл пластинку вощёной бумагой и нагрел её: споры налипли на воск, и надпись «проявилась». Первая ксерокопия, если таковой можно считать рисунок из спор, была готова.

Карлсон остался один, потерял семью, так как все средства и всё время уходили на исследования, и только в 1942 году получил патент на своё изобретение. Это были самые тяжёлые годы в его жизни, более 20 компаний, в том числе IBM и Kodak, отвергли возможность создания скоростного копира. Идея, перевернувшая весь мир полиграфии (а сначала — делопроизводства), была такой необычной и в то же время простой, что на неё могли вообще не обратить внимания. Совершенно случайно судьба свела Честера с молодым инженером Расселом Дейтоном, который проявил интерес к изобретению Карлсона и рассказал об этом коллегам. Благодаря этому в 1944 году его пригласили в Battelle Memorial Institute, где предложили усовершенствовать технологию. Это было началом восхож- дения и признания Честера Карлсона.

Спустя два года руководитель исследований Haloid Company Джон Дессауер прочитал статью об изобретении Карлсона, и в декабре 1946 года между Баттельским институтом, Карлсоном и Haloid было подписано первое соглашение о лицензировании электрофотографии для коммерческого продукта. К 1948 году в Haloid осознали, что нужно сделать публичное заявление об электрофотографии, тем самым сохраняя свои патентные требования технологии. Однако термин «электрофотография» казался слишком научным и сложным для потребителей. После рассмотрения нескольких вариантов Haloid выбрал термин «ксерография», придуманный местным профессором-филологом Университета штата Огайо. А несколько позже Карлсон упростил название до простого «ксерокса».

В 1949 году компания выпустила первый коммерческий копировальный аппарат XeroX Model A Copier, известный внутри компании как Ox Box. Парадокс ситуации заключался в том, что понадобилось ещё десять лет, чтобы снизить стоимость оборудования и адаптировать для рынка разработку Карлсона. Первым копировальным устройством в современном понимании был Xerox 914. Несмотря на свою громоздкость и грубость в работе, он позволял оператору разместить оригинал на лист стекла, нажать кнопку и получить копию на обычной бумаге. Xerox 914 был представлен в 1959 году в гостинице Sherry Netherland (Нью-Йорк) и получил большую популярность.

Для Карлсона коммерческий успех Xerox 914 стал кульминацией всей его жизни. Авторский гонорар от Баттельского института составил около $ 15 000. Он до конца своей жизни оставался консультантом компании Xerox Corporation и с 1956 года по 1965 год продолжал получать авторские гонорары от Xerox в сумме, примерно равной одной шестнадцатой цента с каждой сделанной по всему миру копии на Xerox. В 1968 году журнал Fortune причислил Карлсона к самым богатым людям Америки. Но этот человек посвятил свои богатства филантропическим целям. Из 150 млн долларов, которые он заработал на своём изобретении, более 100 млн Честер потратил на благотворительность.

Судьба этого человека — захватывающий сюжет взлётов и падений, поисков и находок, счастливых встреч и разгромной критики. Двадцать лет ушло у Честера Карлсона на то, чтобы увидеть феноменальный результат своего творения. Он не сдался и не отступил. Как отмечает его вторая жена Дорис в своих воспоминаниях, даже на вершине успеха Карлсон вёл весьма скромную жизнь. У него была другая проблема — что делать дальше? И это было гораздо тяжелее, чем во все предыдущие годы его жизни. «Казалось бы, с таким баснословным количеством денег я мог бы найти себе сотню занятий, — писал Честер своему кузену Рою, — и у меня были бы средства все их выполнить, но как раз сейчас я чувствую себя выдохшимся». Достигнув вершины, мы редко там задерживаемся, и последнее десятилетие своей жизни великий изобретатель посвятил раздаче своего состояния.

 

История Дня рождения цифровой печати была бы неполной, если не упомянуть о Киёси Ичимура — основателе и создателе японской корпорации Ricoh. Создавая компанию Riken Kankoshi Co., Ltd (с 1963 года Ricoh Company), Киёси Ичимура и не подозревал, что двигается параллельным с Честером Карлсоном курсом. Разница была в том, что американский изобретатель изначально создавал копировальное устройство, а японский менеджер начинал с производства материалов для тиражирования. Если Честер Карлсон открыл и реализовал электрографический способ переноса изображения на бумагу, то Киёси Ичимура создал концерн, который не просто воспользовался электрографией, а благодаря таланту японских инженеров и их трудолюбию довёл данный способ до совершенства. И всё это практически в одно и то же время с разницей в пару лет! Эти два действительно великих человека жили в одно время по разные стороны океана. Они имели абсолютно схожие судьбы с голодным детством, жаждой познания и потребностью создавать. Оба победили, их творения живут и по сей день — Xerox и Ricoh. Но это уже другая история…

Об авторе: Александр Васильевич Иванов, председатель «Клуба директоров цифровых типографий», д.т.н.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Найти и освоить: как устроена исследовательская лаборатория

Владислав Левицкий, более 20 лет проработавший в качестве руководителя исследовательской лаборатории «Танзор» (ныне он — консультант компании по научно-техническому развитию производства), поделился своими мыслями о том, как лаборатория может помочь продажам, какие тренды в материалах сейчас набирают силу, какие узкие места присутствуют и в каком направлении можно расти и развиваться.

VIPColor VP660: настольный, этикеточный, удобный

Одной из наиболее востребованных моделей в поставляемой линейке устройств VIPColor является этикеточный струйный принтер VP660, который помогает оптимизировать рабочие процессы при изготовлении этикеток, устраняет потребность в складских запасах и сокращает количество отходов.

Цифровые перспективы России

Я работаю в компании, занимающейся цифровизацией бизнесов и внедрением ПО, но я не ставлю своей задачей убедить владельца типографии полностью перейти на цифровую печать. Моя работа начинается с попытки понять, чего хочет добиться потенциальный клиент и какой объём финансовых средств он готов инвестировать в это. Важное значение имеет именно психологическая готовность собственника типографии к внедрению инноваций.

Sprinter TC-F2132

Отличный выбор для производителей наружной рекламы, элементов выставочного оформления, постеров, афиш, POS-материалов, упаковки, а также для компаний, занимающихся витражной графикой.

LIYU Platinum Q-Cut

На прошедшей в конце октября выставке «Реклама 2024» LIYU Russia впервые в России представила обновлённую модель цифрового режущего плоттера Platinum Q-Cut с рабочим столом 1600×2500 мм.



Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 38