У исследовательской лаборатории есть три основные задачи
Первая: поскольку у нас есть своё производство, его нужно поддерживать. Ситуация в мире стремительно меняется, поэтому меняется и сырьё, и ассортимент выпускаемой продукции. На данный момент мы производим в России УФ-лаки, флексографские УФ-краски и водно-дисперсионные лаки. В нашу функцию поддержки производства входят поиск сырья, его адаптация под наш процесс, при необходимости замена компонентов, а также модификация продуктов под запросы клиентов.
Вторая — контроль качества продукции и технологическая поддержка продаж. Например, помощь в выборе лака или его адаптация под конкретные задачи и условия заказчика. Мы обладаем суммой знаний, опираясь на которые мы имеем возможность модифицировать наши продукты, используя различные добавки, влияющие на итоговый результат. В конце концов, можем просто помочь клиенту выбрать нужный ему материал или технологическое решение.
И из этих двух задач вытекает третья: когда накапливается большое количество факторов, которые требуют изменений, мы переходим к формулированию новых продуктов, расширению нашей продуктовой линейки. В этом процессе есть несколько этапов: создание продукта с определёнными характеристиками, тестирование его в лаборатории и у клиентов, запуск его на производстве, подбор альтернативных видов сырья на случай, если что-то станет недоступным для нас, внедрение и поддержка продаж. Вот эти три задачи — это и есть база того, чем занимается лаборатория «Танзор».
Всегда были и будут актуальны попытки разработать и производить что-то другое, попытки зайти в смежные области. Это происходит постепенно. Если наша специализация — лаки для полиграфии, то разрабатывать можно какие-то смежные сегменты и отрасли, — например, покрытия для мебели, панелей, листовых отделочных материалов. Успешно реализованные проекты для смежных областей у нас уже есть.
Иногда новые продукты рождаются из случайных идей — после прочтения статей или даже новостей с полиграфического рынка, после общения менеджеров с клиентами — возникает идея, которую можно попробовать реализовать. Иногда получается, и так рождается новый продукт.
В целом трудно разделить новый лак и удачную модификацию лака старого, потому что все новые продукты появляются не на пустом месте — у всего есть история. Прорывы и создание новых материалов и технологий случаются очень редко, чаще происходит постепенное развитие уже существующих технологий или линейки материалов. Важно понимать, что успех работы лаборатории и компании в целом не может быть результатом озарений, вместо этого нужны стабильное и эффективное производство, отработанные технологии и их поддержание и развитие.
Ограничения ведут к росту
Ещё пару лет назад на рынке была в известной мере стабильность: стабильный набор поставщиков основ — бумаги, картона, плёнок — и поставщиков лаков и красок. И это в основном были большие транснациональные корпорации. И большая часть продуктов импортировалась в Россию из других стран. Сейчас всё изменилось, почти все материалы поменялись, потому что европейские материалы перестали попадать на российский рынок, поменялись все поставщики и производители лаков и красок. И получилось так, что на открывшийся рынок сначала пошли дешёвые низкокачественные материалы, которые искажали всю картину целиком. Краска плохо ложилась, лак отслаивался или проваливался в материал. И в начале этого процесса нередко были ситуации, когда лак мог плохо работать по краске, потому что краска была низкого качества или, наоборот, лак не ложился на краску по причине низкого качество лака, или же краски и лаки наносились на низкокачественную основу с нестабильными свойствами и непонятного происхождения.
Даже в тех продуктах, что производились в России, например, в нашей компании, всё равно вынужденно пришлось поменять часть сырья, которое тоже перестало завозиться к нам в страну.
«Выбирает клиент, а мы стараемся обеспечить саму возможность выбора: сделать материалы, из которых можно выбирать».
Нами была проделана огромная работа по замене компонентов, чтобы сохранить наш ассортимент и адаптировать имеющиеся материалы под те запечатываемые материалы, которые недавно появились на рынке и с которыми ни у кого не было опыта работы. И работа по решению проблем наших клиентов по этому направлению была одной из приоритетных наших задач.
Получилось так, что, с одной стороны, уход с рынка готовых материалов от европейских или американских производителей вроде бы открыл ворота для материалов собственного производства, а, с другой стороны, закрытость для нас европейского и американского рынка сырья сильно затруднила производство этих самых материалов. И если раньше формулирование продуктов было связано в первую очередь с ценовой конкуренцией — снижением себестоимости производства, то сейчас в большей степени приходится ориентироваться на доступность сырья. Но у нас есть возможность что-то сделать, даже принимая во внимание ограничения по сырью, — переформулировать наши продукты под доступное сырьё, доработать наши продукты под запросы клиента, его печатные основы и т. д.
Такая гибкость возможна только при наличии собственного производства, и её не может быть у тех компаний, которые только возят готовый материал. Лаборатория — это один из важных инструментов, позволяющий нам отвечать на запросы рынка.
Что касается трендов
Ситуация в мире сейчас развивается неодинаково. В Европе упор в разработках в большей степени сделан на соответствие экологическим требованиям: используются более экологичные материалы вместо потенциально опасных и вредных, вводятся запреты на использование определённых соединений и различные ограничительные меры на производстве. Это бывает неоправданно технологически, потому что запретить всегда просто, но при этом необходимо предложить что-то взамен.
Например, становятся востребованными барьерные лаки при производстве одноразовой посуды, которые приходят на смену ламинационным плёнкам, которые не подвергаются биодеградации и неудобны в переработке. Использование лаков вместо плёнок выгодно с экологической точки, хотя экономически и технологически не выгодно, но в Европе использование барьерных материалов уже прописано на законодательном уровне. До России эти веяния тоже доходят, запросы на такие материалы постепенно появляются. И мы готовимся к тому моменту, когда они будут реально востребованы.
Или системы светодиодного отверждения (LED-сушки), которые ранее в основном применялись для отверждения красок, а теперь распространились и на лаки. Экологический или экономический эффект пока не так очевиден, но потребность в материалах LED-отверждения растёт. Причина — сами диодные сушки стали дешевле, много машин, особенно произведённых в Китае, комплектуется ими. Для нас разработка материалов LED-отверждения стоит на повестке дня.
В своё время мы работали в сегменте производства лаков для плоских элементов мебели и декора, пластиковых панелей и т. п. и сейчас готовы туда вернуться. В пользу развития этого направления говорит и то, что китайский и вообще азиатский рынок сырья, который сейчас становится основным для лакокрасочной промышленности, очень богат сырьём для подобных материалов.
У «Танзор» в продуктовой линейке традиционных полиграфических продуктов тоже есть направления, в которых имеет смысл работать, например, в части трафаретных лаков: очень надеюсь, что в ближайшее время мы сможем предложить рынку что-то новое — потенциал для этого есть.
Некоторое время назад многие предсказывали сильное упрощение полиграфической продукции, уход от сложных дизайнов и видов отделки. Этого не произошло. Интерес к специальным отделочным материалам — эффектным, структурным и тактильным лакам и т. д — даже возрос. У нас есть неплохие материалы для этого сегмента полиграфического рынка, и мы планируем расширять эту линейку.