101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Дела расходные

  • Юлия Васина
  • 23 января 2025 г.
  • 237
С момента наступления кардинальных изменений в отрасли минуло больше двух лет. Лихорадка первых месяцев осталась в прошлом, и сегодня со стороны всё выглядит вполне благополучно и стабильно. Что за этим стоит на самом деле, с какими сложностями приходится сталкиваться отечественным производителям и поставщикам, а также на какие перспективы можно рассчитывать потребителям, мы поговорили с представителями некоторых российских производственных компаний*.

«АБВ Флексо»

Дела расходные

Для крупнейшего производителя флексокрасок в России «АБВ Флексо» прошедший период ознаменовался смещением фокуса с привычных спиртовых красок на водные. По словам генерального директора Андрея Бузюрова, такая тенденция наблюдается и во многих европейских странах, однако если на Западе она связана скорее с переходом на более экологичную технологию, то в случае России поводом для этого стал дефицит нитроцеллюлозы, возникший на рынке в этом году. Нитроцеллюлоза является товаром двойного назначения, и попадание под санкции ряда российских компаний, по словам Андрея, привело в итоге не только к дефициту сырья, но и к значительному удорожанию конечного продукта, а поскольку ввозные пошлины на готовую краску в РФ ниже пошлин на ввоз самих компонентов для их изготовления, конкурировать с иностранными производителями в условиях удорожания сырья оказалось нелегко. Несмотря на большой спрос на рынке расходных материалов, новых предприятий полного цикла в России так и не появилось, и рассчитывать на изменение ситуации в ближайшее будущее не приходится, поэтому развитие направления воднодисперсионных красок, по мнению Андрея, является хорошим стратегическим решением, тем более что оно уже дало свои результаты: произошло успешное замещение нескольких наименований спиртовых красок водными, ведутся испытания водной краски для гибкой упаковки, в ассортименте появилась краска для полиэтиленовых пакетов. Что касается направления УФ-отверждаемых красок, то, по словам Андрея, этот сегмент рынка требует больших инвестиций и пока ввозные позиции полностью закрывают внутренние отраслевые потребности.

«Бета-Силикон»

Дела расходные

Один из производителей полного цикла «Бета-Силикон» (торговая марка BetaFlex) оценивает прошедший период сразу с нескольких позиций: как потребитель сырья на международном рынке и как крупный поставщик спиртовых красок в РФ. По словам генерального директора Романа Лапы, единовременный уход с рынка западных конкурентов в 2022 году несомненно явился точкой роста для отечественных производителей, позволив выйти за рамки сложившихся сегментов. Для BetaFlex, в частности, это стало значимым стартом работы в области красок для ламинационной упаковки и красок для реторт-упаковки.

Новые вызовы, по словам Романа, потребовали значительного расширения сырьевой базы, что одновременно совпало с глобальной перестройкой всех логистических связей, а следовательно, и значительным увеличением сроков доставки, поэтому следующим конструктивным шагом BetaFlex стал пересмотр логистической политики и сокращение звеньев в цепочке менеджмента, что в итоге привело к выстраиванию индивидуальной схемы поставок сырья.

Определённые опасения, по мнению Романа, вызывает дефицит нитроцеллюлозы как ключевого компонента при производстве красок, поскольку отечественные альтернативы пока не соответствуют требованиям по качеству, а на мировом рынке наблюдается тотальное сокращение доступных предложений. Поэтому среди приоритетов BetaFlex, говорит Роман, преобладают выстраивание отношений с поставщиками, а также разработка и внедрение красок без нитроцеллюлозы. А ввиду тотального дефицита квалифицированных кадров в отрасли, с осени текущего года в BetaFlex начали сотрудничество с профильными учебными заведениями, в том числе и с Полиграфическим институтом Московского политеха.

«Гангут»

Дела расходные

Для производителя красок полного цикла «Гангут» прошедший с 2022 года период ознаменовался значительными переменами, в том числе существенным расширением производства и выходом на новые рынки сбыта. Однако, по словам заместителя генерального директора Алексея Карпунина, единовременный лавинообразный рост спроса в начале 2022-го ни в коем случае нельзя рассматривать только с точки зрения увеличения продаж, поскольку для корректировки объёмов производства предприятие затрачивает большое количество ресурсов — как сырьевых, так и финансовых, поэтому для «Гангут» это был скорее вызов, нежели лёгкий успех. Относительное спокойствие 2023 года нарушилось ситуацией с ограниченной доступностью нитроцеллюлозы и нарастающей экономической нестабильностью. Кроме того, ввозные пошлины на ряд компонентов, по словам Алексея, значительно замедляют темпы роста объёмов производств предприятий, работающих в лакокрасочном секторе. Ещё в 2018 году руководством «Гангута» было сформулировано предложение к Министерству экономического развития РФ о корректировке ставок ввозных таможенных пошлин в отношении полиграфических красок, однако существенного движения по данному вопросу пока нет. Тем не менее, говорит Алексей, основным направлением деятельности «Гангут» по-прежнему в ближайшее время останутся разработка и производство красок для флексографской и глубокой печати, поскольку потребность отрасли в этих материалах крайне высока.

«Октопринт Сервис»

Дела расходные

Это одна из тех компаний, кто ещё задолго до глобальных перемен начали реализовывать программу по созданию собственного производства в России. Однако, по словам руководителя отдела маркетинга Ларисы Даниловой, несмотря на значительный опыт, наработанный к февралю 2022 года, резкий уход поставщиков с российского рынка стал для компании причиной серьёзной переработки всех используемых рецептур. Для участка производства вспомогательной химии нужно было сфокусировать внимание на анализе отечественного сегмента смывок и увлажняющих растворов, и в итоге произошёл практически полный переход на российское сырьё при их производстве в 2024 году.

В отношении же красок определённые сложности, по словам Ларисы, по-прежнему вызывают поставки и производство краски для пищевой упаковки, поскольку у большинства китайских партнёров отсутствует совокупность организационных и технологических ресурсов для её производства. Что касается линейки УФ-отверждаемых лаков и красок, то непростыми здесь оказались поиск и замещение сопутствующих продуктов, таких, в частности, как фотоинициаторы. Но есть и положительные моменты, говорит Лариса: в первую очередь это постоянный рост количества запросов на краску, а также значительное расширение производства вспомогательной химии.

Похожим образом обстоят дела и на участке по производству флексографских красок. Помимо общих для всех сложностей с логистикой и проведением платежей флексонаправление столкнулось в этом году с дефицитом основного компонента при производстве спиртовых красок — нитроцеллюлозы, кроме того, под санкции попал растворитель н-пропанол, который в России не производится, а завозится из-за рубежа. Несмотря на определённый дефицит сырья, по словам руководителя направления красок для гибкой упаковки Михаила Таманаева, ожидаемого всеми значительного роста цен не произошло, а конкуренция среди производителей красок осталась крайне высокой.

Постоянная готовность к переменам сподвигла многие производственные компании сформировать стратегический запас как сырья, так и готовой продукции, что исключает острую нехватку материалов. Тем не менее санкции, изменение логистики, высокий спрос на сырьё и растущие объёмы потребления краски создают предпосылки для отложенного роста цен в 2025 году. По словам Михаила, в отрасли заметна высокая конкуренция среди производителей гибкой упаковки, поскольку 2022 и 2023 годы были для них успешными с точки зрения объёмов производства, выручки и маржинальности. Многие компании закупили и установили новое производственное оборудование, которое нужно загружать, это ведёт к постоянно растущей конкуренции.

Увеличивается спрос на упаковку с улучшенными барьерными свойствами, порционную упаковку маленьких и средних объёмов, появляются новые производители продуктов питания и кормов для животных, а рост применения специальных лаков с визуальными и тактильными эффектами говорит о том, что отрасль стремительно развивается, а значит, объёмы потребления краски будут и дальше увеличиваться.

Российская вспомогательная

«МакЦентр»

Дела расходные

Отечественный производитель и поставщик расходных материалов «Макцентр» к опыту перестройки логистических потоков и обновлению сотрудничества относится максимально оптимистично. Быстро поняли, что без кардинальных изменений не обойтись, и в 2022 году была организована дочерняя компания «МакЦентр.Про», позиционируемая как «народное предприятие»: акционерами компании выступили около двадцати сотрудников «МакЦентра». Технологический опыт и рецепты, которыми поделились ушедшие западные партнёры «МакЦентра», позволили компании быстро выйти на рынок вспомогательной химии, и сегодня, по словам заместителя генерального директора Ольги Гавриловой, продукты под собственным брендом Mark можно встретить во многих типографиях России и ближнего зарубежья. Продуктивным стало сотрудничество с крупнейшим производителем офсетной краски в Китае Kingswood, которое стартовало в прошлом году и позволило кратно увеличить объёмы поставок краски этого бренда на отечественный полиграфический рынок. Что касается собственного производства смесевых красок и вспомогательной химии Mark, то и здесь, по словам заместителя генерального директора Александра Ермилина, наблюдается хорошая динамика как в плане объёмов производства, так и в расширении линейки продуктов.

Chembyo

Дела расходные

Завод офсетной химии Chembyo стал ещё одним значимым отечественным производителем, для которого происходящее в отрасли стало периодом больших перемен. Многолетняя продуктивная работа до 2022 года создала предпосылки к значительному увеличению спроса на химию, произведённую в России в момент ухода западных поставщиков с рынка. Однако, по словам представителей компании, это вовсе не означает отсутствие конкурентов: хотя рынок значительно перестроился, но не остался пустым.

Несмотря на большое количество новых конкурентных продуктов, представленных в сегменте вспомогательной химии, они часто не соответствуют как технологическим требованиям российского потребителя, так и обладают недостаточным качеством, поэтому, по словам руководителя отдела маркетинга Chembyo Алины Смирновой, по-прежнему основной приоритет компании лежит в сфере ознакомления аудитории не только с ассортиментом, но и с технологическими возможностями и высоким производственным уровнем Chembyo. Сейчас, по словам Алины, компания активно занимается модернизацией производства, и в ближайшее время планируется значительное увеличение производственных и складских площадей компании, поскольку сроки поставки и возможность формировать долгосрочные складские запасы, как оказалось, являются важными преимуществами в условиях нестабильной логистики в России.

«Танзор»

Дела расходные

Для другого крупного игрока на рынке расходных материалов «Танзор» прошедшие полтора года тоже стали временем перемен. Из положительных изменений в компании отмечают значительное расширение ассортимента УФ-красок для узкорулонной флексопечати, производимых в России, в частности, это касается всей линейки смесевых красок, белой краски и экстендера. И хотя собственное производство даёт неоспоримые преимущества по сравнению с поставками готовой краски, по словам первого заместителя генерального директора компании Анны Перовой, сложности с логистикой и платежами вносят свои коррективы, вынуждая, к примеру, держать на складе полугодовой запас сырья.

Несмотря на то, что главный стратегический партнёр компании остался прежним — это концерн Sakata INX, по словам Анны, конкурентность на рынке расходных материалов сейчас достаточно велика. И если в 2022 году главной задачей было просто поддержание ассортимента, то сейчас основным конкурентным преимуществом «Танзора» являются именно качество и стабильность. Помимо офсетных красок с индийского завода INX компания добавила в своё портфолио китайские краски и в дальнейшем планирует расширение ассортимента по всем своим продуктам. На вопрос, почему, по мнению поставщика с многолетним стажем компании «Танзор», в России всё-таки так и не появилось производство офсетных красок полного цикла, даже в условиях отсутствия привычной конкуренции, Анна ответила, что, несмотря на спрос, предполагаемые инвестиции такого шага настолько велики, что предпосылок к открытию полномасштабного производства офсетных красок на отечественном рынке в ближайшее время нет.

«Химия цвета»

Ещё один производитель флексокрасок, «Химия цвета», в произошедших изменениях видит большой потенциал. По словам заместителя генерального директора Владимира Варакина, опыт, приобретённый за предыдущие годы, позволил компании расширить объёмы производства, однако это потребовало в свою очередь и модернизации существующего оборудования, и внесения изменений в схему работы с поставщиками основного сырья. По словам Владимира, доля европейских производителей резко снизилась, но не исчезла совсем: вместо них появились новые поставщики из Азии и Индии. И несмотря на сохранившиеся сложности с сырьём, компании удаётся сохранять стабильность поставок и качество конечной продукции.

В качестве заключения можно с уверенностью сказать, что отечественный рынок расходных материалов активно развивается, хотя, может быть, и не по тому сценарию, который многим виделся в начале переходного периода. Стремление компаний производить краски и химию в России по-прежнему не угасло, и хочется верить, что тренд на локализацию производства останется для российских полиграфистов приоритетным и в будущем.

* В обзоре мы не стали разделять такие понятия, как «производство полного цикла» и «производство из концентратов», считая все компании производителями.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Сердце струйной ЦПМ

Пересчитать производителей струйных принтеров в Китае вряд ли кто возьмётся. И в их среде бытует мнение, что сделать ЦПМ для печати этикетки может каждый из них. Вот и успешно завершившаяся выставка Labelexpo South China 2024 вновь явила несколько образцов в этой семье. На самом деле получается далеко не у всех. Включая даже именитых европейских производителей. Напомню многолетнюю эпопею Bobst с Mouvent. Но несмотря на то, что печатающие головки — это далеко не вся ЦПМ, именно они являются сердцем любой струйной машины. К ним и перейдём.

Начало подарка

Как известно, театр начинается с вешалки, а подарок — с упаковки. В этом обзоре мы собрали креативные идеи от поставщиков и заказчиков корпоративных сувениров, которые покажут, что оригинальная и запоминающаяся подача — залог позитивного пользовательского опыта и приятных впечатлений.

Мебель 2024

C 18 по 22 ноября 2024 г. прошла юбилейная, 35-я Международная выставка «Мебель, фурнитура и обивочные материалы». Но мы уже привыкли к более короткому варианту названия: «Мебель 2024». Выставка занимала несколько павильонов московского «Экспоцентра».



Новый номер

Тема номера: К маркировке есть вопросы. Путеводитель по рынку узкорулонных ЦПМ. Обзоры: Ricoh Pro C9500. «Сумах-принт». Непохожие «близняшки» LABELEXPO. Смотрящие вперед. Пицца-пак. Кооперация в упаковке. «Азбукварь». Сердце струйной ЦПМ.



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
Широкий УФ
25%
25 %
Сувенирный УФ
27%
27 %
ДТФ (текстиль)
20%
20 %
УФ ДТФ
20%
20 %
Латекс
7%
7 %
Экосольвент
12%
12 %
На водных чернилах
7%
7 %
Сублимацию
8%
8 %
Для прямой печати по ткани
10%
10 %
ДТГ («футболочный»)
3%
3 %
Проголосовало: 59