101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Танцы с пластинами

  • Александр Харатян
  • 7 августа 2025 г.
  • 861
Эпоха стремительного развития репроцентров на пространстве стран СНГ осталась в прошлом. Сегодня это непростой бизнес, обслуживающий по большей части малые и средние типографии, для которых обустройство собственного допечатного участка по выводу форм либо нерентабельно, либо проблематично в силу ограниченности производственных площадей.

Тем интереснее было пообщаться с директором одного из крупнейших в Казахстане предприятий в этой сфере — Мариной Ойстрах, которая возглавляет существенно расширившийся после переезда в собственное здание Reprocenter. Компания недавно переехала в новое здание после его капитальной реконструкции. «Раньше здесь был ночной танцевальный клуб, — вспоминает Марина. — Стены были выложены натуральным камнем, а с потолка свешивались деревянные брёвна. Нам пришлось вывезти четыре “Камаза” со строительным мусором».

Директор Reprocenter Марина Ойстрах на фоне офсетного термального CTP AGFA Avalon N4600

С чего начался Reprocenter?

С покупки в 2016 году небольшого готового бизнеса, в котором было всего одно CTP Kodak для вывода офсетных форм и ещё одно устройство для фотовывода плёнок. Спустя более чем восемь лет, прошедших с тех пор, в нашем парке оборудования четыре CTP с автоматической загрузкой пластин: три офсетных термальных CTP Screen под брендом AGFA — Avalon N8600, Avalon N4600 и Avalon B8600, а также новое современное CTP Amsky Vulcan 5080 для вывода флексоформ.

 

Как родилась идея открытия направления по выводу флексоформ?

Идея в принципе не новая. Нам её подсказала компания Kodak, специалисты которой не раз приезжали к нам в Алматы ещё в допандемийные времена и агитировали открыть цех по выводу флексографских форм в дополнение к нашему производству офсетных форм. Мы тогда загорелись этой идеей, но когда выполнили все финансовые и прочие оценки подобного проекта, то приостановили его реализацию. Критичными на тот момент оказались следующие факторы. Во-первых, наше производство располагалось на первом этаже пятиэтажного жилого дома, что делало проблематичным использование пахучих вымывных растворов на базе смеси сольвентов, применяемых для производства флексоформ. Во-вторых, нас напрягло, что оборудование Kodak предполагало использование только их фирменных пластин, исключая применение материалов иных производителей. В-третьих, Kodak сократил количество сервисных инженеров в регионе до одного специалиста, что при большом количестве установленного оборудования могло привести к длительным ожиданиям при необходимости его ремонта или даже простой перенастройки. И хоть нам очень понравились растры, которые можно было передать при помощи решений от Kodak, мы на время отказались от развития нового направления.

Позже во время пандемии коронавируса мы заметили, что объём вывода офсетных форм начинает снижаться, несмотря на то, что все наши клиенты от нас никуда не уходят. Просто у них, в свою очередь, стал снижаться объём заказов. Этот процесс усилился после окончания пандемии, так как появились новые факторы, в числе которых изменения в системе госзаказов на печать учебников и сопутствующих материалов, а также известные политические события. В результате внушительная часть заказов ушла на печать за границу, что привело к сокращению наших объёмов примерно на 30%. Поэтому мы решили вернуться к идее открытия производства флексоформ. В 2023 году в спокойном режиме мы посетили ряд выставок в Китае и Европе, в том числе Sinolabel и Labelexpo. На них мы снова изучили доступные на рынке решения в части оборудования и расходных материалов, которые поставляются в Казахстан. Потом обсудили наши планы с теми из наших заказчиков в нашей стране и соседних республиках, у кого есть также и флексографское оборудование. Очень много дельных советов и полезной информации в целом мы получили от российских типографий, которые охотно делились с нами своими проблемами.

В итоге мы поняли, что на нашем рынке имеется свободная ниша в сегменте предоставления услуг по оперативному выводу высококачественных флексоформ с применением современных технологий. Обновление парка оборудования в локальных репроцентрах происходит, как правило, очень медленно, так как мало кто из них может себе позволить это осуществлять в таком же темпе, как происходит развитие технологий в мировом масштабе. Даже покупка нового RIP для них весьма затратное мероприятие. Поэтому мы решили приобрести современное оборудование для вывода форм, но при этом старались найти оптимальный баланс, чтобы стоимость наших услуг была бы приемлемой для клиентов в Среднеазиатском регионе.

Сердце линии по выводу флексоформ: CTP Amsky Vulcan с экспонирующей машиной KMF UVA-LED

Как удалось привлечь клиентов под ваше новое направление?

Нашими первыми клиентами на вывод флексоформ стали компании, для которых мы ранее изготовляли офсетные формы. Этим бизнесом мы занимаемся уже восемь лет, поэтому у нас обширный круг заказчиков. Некоторые из них успели за это время также открыть у себя новые направления и заняться флексографской печатью. Ряд клиентов пришёл к нам благодаря дружеским связям и продолжительной успешной работе с «Гридан Коммерц», которая занимается поставкой расходных материалов, в том числе для флексопечати.

 

Насколько «Гридан Коммерц» помогает бизнесу репроцентра?

Изначально задача репроцентра состояла в поддержке бизнеса «Гридан Коммерц», а именно тестирования и изучения возможностей поставляемых материалов. Мы до сих пор используем пластины и химию, которые они продвигают, а также помогаем всем его клиентам, если в этом возникает необходимость. Например, помогаем выводить формы, когда у клиентов ломается оборудование, поскольку они используют те же пластины у себя на производстве. Также бесплатно помогаем им обучать новых сотрудников на нашем оборудовании и наших материалах.

 

Насколько оказалось сложным убедить клиентов перейти на новый вариант вывода форм?

В своё время мы успешно прошли аналогичный этап в работе с выводом офсетных форм. Я ездила и наглядно объясняла клиентам очевидные преимущества при переходе к нам на обработку файлов с помощью RIP AGFA Apogee и вывод форм по технологии Agfa :Sublima. Порой даже случались смешные истории. Например, после перехода к нам на изготовление форм при дальнейшей печати с них тиража миниатюрной упаковки для лекарственного средства на листах первого формата проявились элементы, которых ранее не было видно на отпечатках: на изображении девушки возле небольшого окна появился зимний пейзаж за окном. Таким образом, переход на качественную допечатную подготовку и вывод форм позволил типографиям существенно улучшить качество выпускаемой продукции, поэтому для развития направления вывода флексоформ мы пошли тем же путём.

Водовымывной процессор KMF-AW1320

Как происходил выбор оборудования и ПО для нового направления?

В качестве программного пакета для допечатной обработки файлов мы выбрали Navigator Flexo Suite с технологией растрирования SmartFlexo на базе RIP Harlequin. Так совпало, что в прошлом году до выставки drupa 2024 мы ездили в Китай и там нам удалось подробно изучить ряд CTP непосредственно в работающих крупных местных репроцентрах, в том числе Cron, Eastcom и Amsky. Несмотря на большое разнообразие установленных там аппаратов, оказалось, что по большей части они работают на CTP Esko CDI Spark и на новых CTP Amsky Vulcan, которые только недавно появилась на рынке. В отличие от прежней серии CTP Aura с 16 и 32 лазерами производительностью 1,25 и 2,5 м 2/ч у Vulcan новая мощная голова с 256 лазерами, которая гравирует пластины качественно и с высокой скоростью 5,2 м 2/ч. Этот аппарат даже немного похож на Kodak. Его монтаж мы осуществили при поддержке ETH Kazakstan и команды сверстников по удалённой связи с заводом-изготовителем. Именно в Алматы работает сервисный инженер по оборудованию Amsky, так что проблем с сервисным обслуживанием у нас не возникнет. Под формат нашего CTP мы приобрели экспонирующую машину KMF UVA-LED, процессор KMF-AW и сушильную машину KMF-LSD от китайской Kemao.

Сушильная машина KMF-LSD

Насколько удалось загрузить оборудование для производства флексоформ?

На сегодняшний день загрузка линии для производства флексоформ составляет 35% от планируемой. Но это вполне хороший результат за несколько месяцев, прошедших после запуска. Флексопроизводство, как правило, перестраивает свои рабочие процессы постепенно, после всестороннего и долгого тестирования. Зато все, кто к нам перешёл после подобных длительных тестирований, продолжают с нами сотрудничать, что подтверждает наличие преимуществ работы с нами.

Сколько пришлось нанять сотрудников под новое направление?

Мы наняли всего двух новых сотрудников. Нам очень повезло, что у одного из них имелся опыт работы с флексографским печатным оборудованием. Это позволяет ему аргументированно объяснять клиентам их ошибки в допечатной подготовке файлов. Мы не стали разделять графики работы офсетного и флексонаправлений, поэтому весь наш репроцентр работает в две смены с 8 утра до 2 часов ночи шесть дней в неделю с одним выходным в воскресенье.

Для вывода офсетных форм применяются CTP-пластины Huafeng Clio-L

Какие пластины применяются в репроцентре?

Ранее мы работали на офсетных пластинах FIT Invado, выпускавшихся китайской Xingraphics, но сейчас перешли на использование двухслойных CTP-пластин Clio-L производства китайской Huafeng.

 

Какие можно отметить отличия в работе с офсетными и флексотипографиями?

Основное отличие — это сроки выполнения заказов. Офсетные формы нужно изготовлять максимально быстро, в то время как флексоформы редко приходят с пометкой «срочно». Но даже с такой пометкой их фактическая срочность под- разумевает готовность через 3–4 часа. Срочные заказы на вывод офсетных форм в таких случаях нам нужно выполнить за 12 минут.

 

Как повлияют на ваш бизнес грядущие изменения в налогообложении?

Ничего хорошего повышение НДС нам не принесёт, конечно. С другой стороны, это коснётся всех в равной степени, поэтому существенной перестройки рынка не будет. Небольшим ИП придётся сложнее, так как порог налогообложения будет понижен, что уровняет нас как плательщиков НДС. И они потеряют преимущество, которое у них было из-за меньшего объёма налогов.

 

Насколько востребован сегодня на рынке вывод плёнок?

Таких заказчиков немного, но они до сих пор у нас есть. Нам везут плёнку из Бельгии, и при этом она очень дорогая. Часто из регионов у нас заказывают плёнки вместе с офсетными формами для печати длинных тиражей. Также для выборочной лакировки, трафаретной и тампонной печати пока нет альтернативы плёнке, так как печать на струйном принтере не даёт такой же глубины цвета.

 

Что хотелось бы улучшить на производстве в ближайшем будущем?

Основная наша задача на ближайшее будущее — это подрасти и набрать пул постоянных клиентов для загрузки производственных мощностей. Как и с офсетными формами, мы уже наладили оперативную доставку готовых флексоформ нашим клиентам, но хотим её улучшить, а также выйти на сотрудничество с новыми регионами. Мы уже начали работать с предприятиями в Астане, на очереди Шымкент. Но там мы начинаем конкурировать с ташкентскими репроцентрами. Мы организовали производство флексоформ, отобрав для него всё самое лучшее, что мы успешно апробировали в ходе развития вывода офсетных форм, включая печать наклеек с QR-кодами, считав который можно просмотреть изображение соответствующего файла. У нас имеются идеи по дальнейшему развитию, но боюсь сглазить, поэтому не буду пока их озвучивать. Скажу только, что мы принципиально не будем заниматься полиграфическим производством в любом виде, чтобы не конкурировать с нашими клиентами. Бывает, что нам требуется протестировать новые материалы или технологии перед тем, как выводить их на рынок, но в этих случаях мы обращаемся к нашим самым любимым клиентам и просим нам помочь.

Марина наглядно продемонстрировала возможности технологии SmartFlexo, представив образцы пластин, полученные с помощью AM- и FM-растров с растяжкой от 0 до 2%. Если при стандартном растре точка физически пропадает, то с помощью SmartFlexo получается отобразить растровые элементы размером 1% на форме

В чём преимущества работы с вашим репроцентром для изготовления флексоформ?

Начну с того, что есть в регионе только у нас. Во-первых, это новые технологии, так как все наши конкуренты приобрели своё оборудование существенно раньше нас, и поэтому их возможности уступают нашим. Это касается возможностей растрового процессора, наличия специальных растров, микрорастров, точек поддержки, мощности и производительности CTP. Во-вторых, это налаженная оперативная доставка готовой продукции клиентам. В-третьих, это полный контроль качества продукции, включая замеры каждой готовой формы перед отправкой клиенту. В-четвёртых, это индивидуальный подход к каждому клиенту. Мы всегда просим предоставить для оценки оттиск с наших форм перед началом работы с новым клиентом, чтобы понять, что мы можем улучшить. Под каждую печатную машину мы формируем индивидуальные кривые печатных характеристик. Для офсетного направления мы всё это осуществляем уже давно, а теперь подобный сервис стал доступен и для флексотипографий.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Ставка MEFU — на автоматизацию

В этом году выставка «Реклама-2025» прошла на новой площадке — столичной ВДНХ. Одного из экспонентов — «Смарт-Т» — приехали поддержать несколько представителей партнёрских китайских производителей, чтобы заодно представить свои новинки. Одним из них стал управляющий директор MEFU До Янг.

Маркетплейсы без иллюзий

Для многих компаний маркетплейсы кажутся лёгким билетом в e-commerce: разместил товар — и заказы пошли. Но в реальности за яркой витриной скрываются непростые правила игры, постоянно меняющиеся алгоритмы и расходы, которые нередко оказываются выше ожидаемых.

ИИ: от хайпа к обыденности

Ещё каких-то пару лет назад разговоры об искусственном интеллекте в рекламно-производственной индустрии звучали как фантазия. Даже в профессиональной среде ИИ воспринимался скорее как атрибут хайпа: можно обсудить, интересно попробовать — и только.

Всё, что можно автоматизировать, будет автоматизировано

В современных условиях развития полиграфической отрасли послепечатное производство всё чаще становится узким местом в производственном процессе, ограничивающим общую эффективность предприятий.

Zeytz без границ

Фастфуд, музеи и федеральный ритейл — редко встретишь компанию, которая одинаково уверенно чувствует себя в таких разных мирах. Агентство Zeytz прошло путь от переразмещения заказов к экосистеме, где печать соседствует с мерчем, униформой и дистрибуцией по всей стране.



Новый номер

Шоурум Ricoh в Екатеринбурге. DTF-ураган. FAT-дизайн. Печать без промаха. Правильный гибрид. УФ-принтер с ИИ. Защитные технологии в полиграфии. Технология как магия. Выставка перемен. Ставка MEFU — на автоматизацию. Наношансы: выживет ли Landa?



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
Широкий УФ
25%
25 %
Сувенирный УФ
27%
27 %
ДТФ (текстиль)
20%
20 %
УФ ДТФ
20%
20 %
Латекс
7%
7 %
Экосольвент
12%
12 %
На водных чернилах
7%
7 %
Сублимацию
8%
8 %
Для прямой печати по ткани
10%
10 %
ДТГ («футболочный»)
3%
3 %
Проголосовало: 59