Примерно так же сейчас обстоят дела с цветом в цифровой текстильной печати: много разговоров, новых приборов, специалистов, курсов, даже выпущено несколько книг для домохозяек и философов, но при попытке применить весь этот объём полезных знаний на практике всё время сталкиваешься вместо фотографии (или хотя бы рисунка) слона — с грустным и нелепым существом с клыками, причём у каждого оно выглядит по-своему.
Люди будут вскакивать с мест, дико кричать, глядя вам прямо в глаза, и демонстрировать дипломы, селфи с разработчиками печатных машин и чернил, презрительно спрашивать вас о наличии опыта работы с программой и, покачивая головой, ядовито усмехаться: «Ну понятно, о чём тут можно вообще говорить?»
Так давайте поговорим, ибо пришло время. Современная Россия, стремительно избавляясь от бесславного, как ей казалось, прошлого, выплеснула вместе с водой ребёнка (поясню, что это слова реформатора Церкви Мартина Лютера, который справедливо указывал, что этого не следует делать). Отказавшись от разработок советского времени и движимые идеей взять всё лучшее у коллективного Запада, наши функционеры столкнулись с тем, что прогрессивные страны не готовы были делиться разработками даже за деньги.
Книги по цвету раньше писали учёные — химики и физики, люди, вовлечённые в процесс и знающие не понаслышке, как и что и почему работает. Сейчас поток учёных в этой теме иссякает, о цвете теперь пишут журналисты, блогеры и разные маркетологи, типа представителей Института Pantone.
.jpg)
Нельзя, конечно же, говорить о полном погружении на дно: существует русскоязычный курс по цвету, подготовленный Юлией Грибер («Лаборатория цвета» Смоленского государственного университета), книга Абая Шармы, проливающая свет на управление цветом (которые не очень жалуют некоторые отечественные мэтры), несколько разного рода изданий, выпущенных в 2000-х годах. Я не беру в расчёт курсы по цветовоспроизведению, где организаторы не могут решить, кто они — специалисты или искусствоведы.
Во-первых, вся машина (и вспомогательный инструментарий) от и до должна быть задокументирована на русском языке, чтобы работающие с ней специалисты не впадали в панику от надписи на экране или неожиданного моргания индикаторов ошибки. Во-вторых, пришло время отказаться от Pantone хотя бы на ткани: у машины должен быть свой атлас получаемых цветов, обновляющийся по крайней мере раз в квартал. В-третьих, вспомогательный инструментарий — это не расходная статья, а средство для скорейшего достижения цели (я говорю о просмотровых шкафах, откалиброванных мониторах и спектрофотометрах). В-четвёртых, постоянно пополняемая база знаний, в которую будут включены все возможности скорейшего достижения результата.
Слова «стало даже лучше» — это оценка получившейся печати без понимания того, как был достигнут результат, желание переложить ответственность за знание процессов на клиента. Купить слона в будущем сможет любой, при наличии средств; продать же — только тот, кто сумеет адекватно его изобразить.
Об авторе: Андрей Демьяненко, исследователь цвета, ведёт тематический телеграм-канал.