27 февраля было принято решение о закрытии Байкальского целлюлозно-бумажного комбината с переносом производства на другие предприятия. Решение правительства РФ поддержали экологи. Вместе с тем, они выразили обеспокоенность сроками закрытия предприятия и целесообразностью переноса производства. Состояние и без того устаревшего предприятия 7 февраля ухудшил пожар. По предварительным данным, восстановительные работы займут от трёх недель до месяца.
Споры о том, можно ли открывать столь грязное производство на берегу озера, велись ещё в процессе проектирования и строительства ЦБК. В вину комбинату ставили сброс сточных вод в озеро (ежегодно до 100 тыс. кубометров) и создание больших карт с отходами производства — лигнином. В конце 2008 г. комбинат остановил производство из-за невозможности выпускать рентабельную и востребованную потребителями белёную целлюлозу. В 2010 г. ЦБК возобновил работу. Но долговое бремя, накопившееся за время простоя, продолжало расти, и уже в декабре 2010 г. была введена процедура внешнего наблюдения, а потом и конкурсного производства.
В феврале 2013 г. полный контроль над БЦБК получил «Внешэкономбанк». В письме гендиректора этой компании Дмитрия Шейбе на имя директора по программам «Гринспис России» Ивана Блокова говорится, что «результаты анализа и оценок однозначно показали необходимость закрытия комбината и перспективность развития особой экономической зоны».
Вопрос о судьбе моногорода после закрытия предприятия остаётся открытым. Чтобы закрытие БЦБК прошло менее болезненно, нужно разделить инфраструктуру города и комбината, трудоустроить оставшихся без работы людей либо обеспечить их подъёмными для переезда.
Источник: «Интерфакс»