Генеральный директор Национальной конфедерации упаковщиков (НКПак) Александр Бойко отмечает, что стремительный рост рынка этикетки в России начала двухтысячных годов сменился относительным затишьем последних 2–3 лет. Однако это не означает, что сегмент не развивается и спрос удовлетворён полностью.
Как и всему отечественному упаковочному рынку, ему сейчас свойственны глубокие структурные и качественные изменения, вызванные экономическими, технологическими факторами, а также определяющими спрос на этикетку тенденциями.
Этикетка способна увеличить ценность товара. Она становится важным средством продвижения, рекламы, отражением бренда и, в конечном итоге, повышает объёмы продаж. Она несёт всё больший объем информации в соответствии с требованиями логистики и нормативных актов, обеспечивает защиту от подделок. Многие отечественные предприятия, компенсируя снижение заказов на другие виды печатных работ, приобрели современные полиграфические машины. В сочетании с использованием новых расходных материалов это позволит отечественной этикеточной индустрии обеспечивать высокий уровень продукции и конкурировать с зарубежными поставщиками. При этом доля импортных изделий на российском рынке этикетки достаточно высока и значительно выше, чем для других видов упаковки, где показатель в среднем не превышает 20%.
Главной трудностью по-прежнему остаётся отсутствие полного спектра высококачественных расходных материалов отечественного производства — бумаги, красок, полимеров и др. Усиливается влияние социальных и демографических факторов: необходимо учитывать национальные и региональные составляющие, направленность на возрастные и целевые группы потребителей. Всё более важную роль в этикеточном бизнесе играет стремление к экономии материалов, энергетических и других ресурсов. Расширяется использование прозрачных плёнок из полиэтилентерефталата и полипропилена, тонких сортов бумаги, легкорастворимых клеев, цифровой печати.
Этикетки производятся и потребляются миллиардами единиц. На протяжении длительного времени их основными заказчиками оставались производители алкогольных и безалкогольных напитков, кондитерских изделий. В настоящее время этикетки активно потребляют предприятия, выпускающие молочные и мясные продукты, полуфабрикаты, хлебобулочные изделия, лекарственные средства, непищевые товары. На рынке пищевых товаров до сих пор лидируют самоклеящиеся и сухие клеевые этикетки (около 80% оборота). Однако опережающими темпами прирастает и производство рукавных и вплавляемых этикеток. Распространение получают этикетки с индексацией вскрытия, со специальными покрытиями и интерактивными свойствами, для групповой упаковки.
Эти процессы и возможности в создании этикетки во многом отражает экспозиция выставки RosUpack: растёт число экспонентов, представляющих прогрессивные технологии и современную продукцию. По сравнению с выставкой 2009 г. в прошлом году число участников, выпускающих самоклеящиеся этикетки, выросло на 46%, термоусадочных — на 20%, термоусадочных с голограммами — на 40%. В этом году на стендах будут представлены этикетки из полимерных плёнок и бумаги для широкого круга потребителей, включая самых взыскательных. Этикетки участников RosUpack 2014 стали победителями в международных конкурсах «Грандэтикет-2013» и «Продэкстрапак-2014». Ожидается, что этикетировочная техника от компаний «Бегарат», «Упаковочные решения», «Мерпаса», «Форинтек», «Авис», «Эксимпак» и др. будет соответствовать современным требованиям рынка этикетки, включая быструю переналадку и совместимость с различными материалами.
По прогнозам Европейской ассоциации производителей этикеток (FINAT), мировой спрос на этикетки всех видов к 2015 г. составит более 50 млрд м2 при росте спроса порядка 6%. Мы уже привыкаем к этикеткам, которые позволяют проследить весь путь товара, определить его годность и соответствие нормам. И можно ожидать, что на стендах RosUpack появится ещё больше этикеток, создающих интерактивностью, дизайном и качеством самые лучшие условия для выбора, оценки и потребления товаров. До встречи на RosUpack с 17 по 20 июня 2014 г.
Источник: ITE