Российские полиграфисты любят поездки в иностранные типографии, всегда включающие в себя насыщенную деловую и разнообразную культурную программу. Считается, что за границей работают «правильнее», и нам есть, чему у них поучиться. Поэтому большим сюрпризом стал приезд в Россию с той же целью делегации Итальянской ассоциации полиграфии, печати и переработки бумаги ASSOGRAFICI.
Делегация ASSOGRAFICI и принимающая сторона на Молоковской картонажно-полиграфической фабрике |
«Мы побывали в упаковочных типографиях не только в Европе, но и в США, Мексике, Бразилии, Индии и Китае, а теперь заинтересовались Россией», – объяснил цель приезда президент Ассоциации Эмилио Альбертини. По его словам, упаковочный рынок Италии не даёт возможностей для развития, а любой неразвивающийся бизнес умирает. Поэтому гостей интересовал потенциал российского рынка и варианты сотрудничества с владельцами отечественных типографий.
Исполнительный директор МКПФ Олег Вишняков (слева) и менеджер по развитию рынка Bobst Дмитрий Ерошенко рассказывают гостям о возможностях высекального пресса Bobst Expertcut. В центре – президент ASSOGRAFICI Эмилио Альбертини |
Молоковская картонажно-полиграфическая фабрика | Программа визита, организованного при поддержке «Бобст СНГ», предусматривала знакомство с двумя столичными упаковочными типографиями. Сначала гости посетили Молоковскую картонажно-полиграфическую фабрику (МКПФ). Исполнительный директор МКПФ Олег Вишняков рассказал, что типография была основана в 60-х гг. прошлого века, во времена перестройки перешла в частные руки, а два года назад вошла в SFT Group, являющуюся одним из крупнейших переработчиков картона в мире. Печать объёмом порядка 240 млн единиц продукции в год выполняется на двух офсетных машинах KBA – Rapida 105U 6+L и Rapida 105-7+L CX ALV2 450 UV. Среди отделочного оборудования – пресс для тиснения фольгой Brause, высекальный пресс Bobst Expertcut с секцией удаления облоя и разделения заготовок, фальцевально-склеивающая линия Bobst Expertfold и три линии азиатских производителей. Нынешний объём производства МКПФ – 2 млн отт. в месяц. До конца года планируется его удвоить.
Гостей интересовало не столько оборудование, сколько общая организация рабочего процесса – объёмы производства, количество смен, размер оплаты труда в будни и выходные, средний тираж и себестоимость оттиска и т.д. Они не только спрашивали, но и охотно делились сведениями о своих типографиях. Выяснилось, что зарплата печатников в Италии составляет 2500-3000 евро, а за неквалифицированный труд платят 1200-1500 евро, одна смена длится 8 часов, в выходные предприятия не работают, ночные смены оплачиваются выше, а в декабре выплачивается двойная зарплата. При этом прибыль типографий, печатающих обычную упаковку, в среднем не превышает 5%. У нас другая система подсчётов, однако удалось выявить и посчитать схожие моменты. По словам Исполнительного директора, за год после покупки предприятие практически с нуля набрало заказы, позволяющие загрузить треть производственных мощностей, поэтому рассчитывает на быстрый дальнейший рост.
На вопрос о состоянии российского рынка печати упаковки Вишняков ответил, что, в отличие от офсетной коммерческой печати, в этом секторе есть потенциал для развития, связанный с высокой активностью российских производителей продуктов и товаров для индустрии красоты и здоровья. Доступность недорогих кредитов в 2000-е годы позволила оснастить упаковочные типографии оборудованием высокого уровня, поэтому пока возможности машин превышают ёмкость рынка. По его мнению, в секторе печати офсетной упаковки уже достигнут тот же уровень конкуренции, что и в Европе. При этом на рынке гофроупаковки он значительно ниже, так как этот сектор требует больших начальных инвестиций. Итальянцев удивило нехарактерное для Европы перетекание заказов из премиального сегмента в экономичный, связанное в России с девальвацией рубля и снижением покупательной способности населения.
На экскурсии по производству «АВИСС». В белом халате – генеральный директор Ирина Свистунова |
«Печатный дом «АВИСС» | На противоположном от МКПФ конце Москвы находится Печатный дом «АВИСС» – один из лидеров рынка печати фармацевтической упаковки и при этом – самая маленькая типография из тех, что посетила делегация из Италии. Генеральный директор предприятия Ирина Свистунова рассказала гостям, что оно специализируется на фармацевтической упаковке с 2007 г. и за прошедшие десять лет увеличило свой оборот в пять раз. Примерно 70% дохода приносит картонная упаковка, а 30% – фармацевтические инструкции. В ближайшие годы компания планирует увеличить долю вкладышей и уже ведёт переговоры о покупке новой офсетной машины с возможностью печати на картоне и бумаге плотностью 40 г/м².
Для усиления послепечатного участка в июне 2018 г. будет установлен высекальный пресс Bobst Novacut 106 E с секцией удаления облоя.
Говоря об эффективности бизнеса, гости отметили, что в Италии прибыль в фармупаковке выше, чем в среднем по рынку, и может составлять около 8% даже при высоких затратах на сертификацию. По словам Свистуновой, в России этот сектор тоже является более прибыльным, хотя и требует затрат на сертификацию и более строгих условий производства. «В ПД “АВИСС” работает 85 человек, примерно 60 из них – на производстве, – сказала она. – Предприятие работает в две смены по 12 часов и выпускает 200 млн картонных коробок в год. После установки высекального пресса до конца этого года планируется увеличить объём выпуска на 20%, а покупка второй печатной машины позволит в ближайшие три года его удвоить». Она объяснила гостям, что типография работает с тиражами от 200 до 200 000 экз., причём 10% всех заказов печатаются тиражами 2000-5000 тыс. отт., а 35% – тиражами более 30-40 тыс. отт. При этом производительности печатной машины составляет порядка 2 млн оттисков в месяц, а годовой оборот предприятия в пересчёте на одного работающего – примерно 50 тыс. евро в год, что втрое меньше, чем в аналогичной итальянской типографии, где практически нет ручного труда. «АВИСС» планирует увеличить эту сумму в 2,5 раза за счёт сокращения ручного труда – в этом поможет новый высекальный пресс с автоматическим удалением облоя – и увеличения производительности после установки второй печатной машины.
Итоги | Отвечая на вопрос о цели своего приезда в Россию, Эмилио Альбертини отметил, что в отличие от европейского, наш рынок растёт, поэтому европейские типографии заинтересованы в сотрудничестве с российскими. Самый простой, по мнению гостей, способ – покупка миноритарного пакета акций. Кто знает, возможно, через некоторое время мы услышим о заключении соглашения между одним из членов делегации и владельцем упаковочной типографии из Москвы или Санкт-Петербурга. А пока гости уехали в Северную столицу, чтобы там увидеть ещё две не менее интересные типографии. – Е. Бондаренко