27 июня, во время выставки Printech 2018, состоялась пресс-конференция Ricoh, в которой приняли участие вице-президент Ricoh Europe по коммерческим системам Эйв Де Риддер, генеральный директор Ricoh Rus Константин Клейн и генеральный директор «Терра-Системы» Стефан Валуйский. Последний присутствовал в связи с тем, что буквально накануне выставки было объявлено о стратегическом соглашении между Ricoh Rus и «Терра-Системы».
Э. Де Риддер объяснил, как в перспективе будет меняться соотношение между основными группами решений Ricoh |
Стратегия в мире | Начиная свою презентацию, Эйв Де Риддер констатировал, что, не смотря на мрачные прогнозы некоторых аналитиков, печать – живее всех живых. Однако она стала совершенно другой и проникает далеко за пределы привычной полиграфии – от автопрома и декорирования до авиации до розничной торговли. Эйв также напомнил, что при общей стабилизации объёмов печати, доля аналоговых технологий снижается, а цифровых – растёт. Причём особенно – в деньгах, поскольку маржа в «цифре» гораздо выше. В 2018 г. ожидается важный перелом – объём цифровой печати струйным способом превысит тонерную, а к 2022 г. по прогнозам на долю струйных ЦПМ придётся уже 63% объёма.
Два года назад Ricoh объявила стратегию «Подготовка к росту», которая базируется на трёх столпах: «стратегии роста № 0», основанной развитии существующего бизнеса в секторе офисной печати; № 1, заключающейся в поддержке коммерческой и индустриальной печати; и № 2, посвящённой предоставлении комплексных услуг обеспечения деятельности офисной инфраструктуры. В стратегии № 1 есть несколько секторов – от привычной печати коммерческой продукции до «демонстрационной» (декорирование, стройматериалы, текстиль и т. п.) и «прикладной» (функциональная печать). По мере развития компании направление № 0 будет занимать всё меньшую долю в обороте. Если в 2016 финансовом году общий оборот компании составлял 2028,8 млрд йен, а 53% приходилось на основной бизнес, то к 2022 г. по плану оборот должен вырасти до 2300 млрд йен, а доля основного бизнеса в нём – снизиться до 39%. При этом половина инвестиций в НИОКР пойдёт на развитие коммерческой печати, и её доля существенной вырастет – с нынешних 12% до 20%. Параллельно изменится модель разработки новых решений и их внедрения – после этапа фундаментальных исследований разработки будут внедряться совместно с партнёрами.
Затем Де Риддер представил направление коммерческой печати в Европе, рассказал о портфолио оборудования Ricoh и занимаемых компанией долях рынка. К настоящему времени продано уже более 500 флагманских ЦПМ Pro C9100. В Западной Европе по данным IDC за 2017 г. компания являлась номером 1 в сегментах листовых цветных ЦПМ (с долей 35,5%) и листовых промышленных ч/б ЦПМ (28%), и пока занимает третье место (12,7%) по цветным рулонным системам печати. Затем он показал видео о моделях Pro C7200x и C9200 (их можно было впервые увидеть на стенде Ricoh на Printech 2018, а ранее мы подробно представили эти машины в Publish № 5, стр. 43; https://www.publish.ru/articles/201805_20013879). В 2018 г. в рамках кампании «Искусство создавать новое» по представлению новых ЦПМ и футболочных принтеров Ri 3000 и 6000 уже проведено более 60 мероприятий в регионе EMEA, которые посетили более 2000 человек. Эйв также напомнил о разработках Ricoh в области струйной печати, которые используют многие производители (но назвать их Де Риддер не мог – не позволяют условия OEM-контрактов). Рулонная ЦПМ Pro VC60000 (выпускаемая также под маркой Screen) стала первой, работающей на собственных головках Ricoh. В перспективе компания готова продолжать практику партнёрства с другими производителями в области цифровой трансформации для коммерческой полиграфии и индустриальной печати, а также разрабатывать и выпускать на рынок комплексные решения самостоятельно.
С. Валуйский и К. Клейн подписали инвестиционный план стратегического сотрудничества |
Стратегия и тактика в России | Затем слово взял Константин Клейн, который рассказал о том, как компания понимает рынок в России и собирается его строить. Он начал свой рассказ с фразы «Мы хотим быть лидером – так говорят многие компании». Но, как далее объяснил Клейн, каждая из них вкладывает в это заявление разные представления. База для развития Ricoh – лучшие японские разработки, однако не менее важны способы внедрения. Когда-то компания просто заявляла о своём присутствии на рынке коммерческой печати. Но нельзя быть лидером, если быть одним из многих – нужно, чтобы заказчики воспринимали тебя как лидера. «Важно, чтобы семья Ricoh стала не поставщиком коробок для заказчиков, а той компанией, которая решает их проблемы. А для этого Ricoh должна стать интегратором – от ЦПМ до послепечатных и программных решений», – отметил Константин. Второй аспект – заказчик не должен себя чувствовать с машиной «один на один», поэтому нужны отлаженные сервис и логистика. В Ricoh готовы в это серьёзно инвестировать. И третий момент – отрасль должна воспринимать Ricoh как очень открытую компанию и партнёра, с которым выгодно работать. А заказчик будет приобретать решения у тех поставщиков, с которыми удобно и привычно сотрудничать ему. После этого Константин передал слово Стефану Валуйскому, который заверил, что понимание стратегии развития у обеих компаний общее и добавил: «Последние несколько лет мы занимались развитие офсетной и передовой LED-UV-печати, а в дальнейшем мы будем активно развивать цифровое направление». Он отметил, что «Терра-Системы» давно привыкли каждое решение предлагать в точном соответствии с потребностями клиентов, а также оказывать всеобъемлющий сервис – именно так должны действовать системные интеграторы. И в этом – их ценность для клиентов. Затем состоялось торжественное подписание инвестиционного плана сотрудничества. Наличие такого плана, как заметил Клейн, является отличительным признаком стратегического партнёра для Ricoh Rus. А отвечая на наш вопрос о том, какой отдачи компания ожидает от нового партнёра, Клейн заметил, что «Терра-Системы» должны завоевать около 10% всего российского рынка тяжёлого оборудования для цифровой промышленной печати (у Ricoh к ним относят модели C7100/7200 и C9100/9200). Учитывая, что в России ежегодно продаётся около 100 подобных ЦПМ, план вполне реалистичный, но для нового партнёра выполнить его будет непросто. – И. Терентьев