Организованная Издательско-полиграфической ассоциацией высших учебных заведений и Клубом директоров цифровых типографий Санкт-Петербурга вторая ежегодная конференция «Цифровая реальность и книгоиздание» прошла 5 сентября 2018 г. в рамках Московской международной выставки-ярмарки и оказалась немноголюдной.
А.Иванов: «Среди изготовителей высокопроизводительных цифровых печатных машин практически не осталось никаких компаний, кроме японских. Теперь вся надежда только на них» |
В зале сидели докладчики, несколько человек из индустрии, студенты Высшей школы печати и медиаиндустрии Московского политехнического университета (бывшего МГУП), представители университетских типографий. Тем не менее, на качестве докладов это не сказалось – выступающие постарались.
Пробуждение силы | Президент ассоциации ВУЗИЗДАТ Александр Иванов отметил рост ежегодного массива требуемой для цифровой печати информации. В своей презентации он привёл классификацию цифрового оборудования по показателям стоимости владения, промышленным категориям и срокам службы. По его мнению, наименьшие расходы на один отпечаток сегодня возможны только при использовании струйных технологий печати в сегменте рулонных «тяжёлых» ЦПМ: там стоимость «клика» может составлять всего пять копеек. В качестве успешных примеров развития цифровых типографий Иванов назвал «Т8-Издательские технологии», «Фабрика 4 цвета», «Супервейв», Onebook.ru, MDMprint, «Флагман».
Директор типографии «Высшей школы экономики» Марсель Шарифуллин рассказал на примере двух производств (типографий МГУ и ВШЭ) об автоматизации процессов. По его словам, автоматизация позволяет увеличить производительность до 40%. До внедрения в типографии ВШЭ объём производства был 17 млн руб. в год, после — порядка 26 млн руб. (данные за 2017 г.). В 2018 г. Марсель ожидает сохранение динамики роста.
Руководитель дилерского отдела «Терра-Принт» Анна Резникова выступила с докладом об интеллектуальных системах отделки печатной продукции. Она отметила рост спроса на послепечатное оборудование, приспособленное для цифровых типографий с короткими тиражами, а также со сквозной автоматизацией процесса. Например, ряд решений предполагает прохождение некоторых типовых заказов без прикосновения к ним рук людей на производстве: автоматические биговальные, швейные и резальные модули, сопрягаемые с ЦПМ, позволяют добиться этого уже сейчас. Также нас ждёт замена пооперационного оборудования для производства книг (и особенно — фотокниг в альбомном спуске) в твёрдом переплете на сравнительно компактные автоматизированные комплексы. Вместе с тем ряд оборудования в реалиях цифровых типографий уже устарел, как например, листоподборочные машины, так на «цифре» подборы выполняется электронным способом.
И. Шурыгина: «Печатный текст лучше стимулирует те зоны мозга, которые отвечают за понимание и запоминание информации, дает возможность сконцентрироваться на ней» |
Скрытая угроза | Немного не на своем месте почувствовала себя заведующая кафедрой издательского дела и журналистики Высшей школы печати и медиаиндустрии Московского политехнического университета (бывший МГУП) Ирина Шурыгина. До неё все докладчики говорили о цифровых типографиях, она же выступила на тему «Психология чтения. Восприятие информации на различных носителях». Полиграфистам отрадным покажется факт, что согласно результатам нескольких исследований, бумажная книга всё ещё является наиболее эффективным способом познания, помогающим уяснять и осмысливать информацию. Электронные же издания берут верх за счёт лёгкости использования на компактных носителях (смартфонах, планшетах) и своей гипертекстовой природы, но при этом знания, полученные таким способом, оказывают непрочными.
Председатель Научно-технического общества работников печати Александр Цыганенко рассказал о работе Совета по профессиональным квалификациям в области издательского дела и полиграфического производства. «Необходимость в стандартизации труда назрела уже давно, — сказал он, — отрасль должна быть локомотивом в этом направлении. Различные профессиональные союзы сегодня не проявляют активности, и это тормозит разработку новых профессиональных стандартов. Хотелось бы увидеть более действенную позицию профессионального сообщества, поскольку меняется мир, а издательства и типографии всё ещё используют кадровые стандарты прошлого века».
Новая надежда | Доклад на тему «Динамика выпуска печатных изданий в России: цифровая печать и электронные издания» сделала генеральный директор Российской книжной палаты (РКП) Елена Ногина. Она отметила, что сейчас наблюдается снижение выпуска книг, сокращаются также тиражи журналов и, особенно, газет. Зато растёт количество издателей, заказывающих цифровую печать по технологии «книга по требованию», и этот показатель в скором будущем обгонит по объёму офсетный способ. Ногина также обозначила проблему неполной статистики об объёме выпускаемой литературы: порядка 25% остается в «тени». Для исправления ситуации РКП представила проект национальной регистрации электронных версий книг и брошюр для более полного их учёта и хранения — ведь это национальное достояние.
А. Наумов: «Менеджеры в типографиях занимаются чем угодно: выписывают счета, бегают в бухгалтерию, выбивают “дебиторку”... Не успевают делать только самое важное — выстраивать отношения с клиентами. А набор ещё большего количества менеджеров не даёт положительного эффекта из-за тенденции последнего времени — падения среднего чека» |
Создатель платформы для полиграфических производств web2print.pro Андрей Наумов представил свой проект. На примере демо-сайта он продемонстрировал, как программные решения позволяют эффективно наладить работу отдела продаж типографий через сервисы его платформы, а также снять часть нагрузки с менеджеров, перенося её на заказчиков. Также он отметил простоту подключения к платформе, оптимистично заявив, что настройка — дело буквально нескольких дней.
Два магистранта Политеха – Анна Кравченко и Марианна Алпанова – выступили с докладом «Дополненная реальность — художественный приём оформления книги». Их выступление представляли собой демонстрацию видеороликов с комментариями, которые очень оживили зрителей. Выступающими была представлена и новая профессия в книгоиздании — режиссёр книги: использование технологии AR даёт возможность создания и реализации полноценных сценарных планов. Такой способ интерактивной визуализации изображений, встраивание видео- и аудиовставок, придание традиционной бумажной книге свойств гипертекста выглядит очень интересно, но пока применяется ограниченно из-за высокой стоимости производства.
По мнению одного из участников конференции Максима Новосёлова, основателя проекта PrintNetwork, в России должно проходить больше подобных мероприятий. Они могут показаться скучными на первый взгляд, но дают отличную возможность полиграфистам выйти за рамки своего ежедневного опыта, и взглянуть на происходящее в индустрии с новых позиций. И это может помочь точнее определить свое место на рынке и направление развития для типографий. — Д. Старцев