101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Книжный рынок: оптимистичные полгода

  • 13 сентября 2022 г.
  • 444
Итоги первого полугодия 2022 года о состоянии книжной отрасли подвел Евгений Капьёв, генеральный директор издательства «Эксмо» на конференции «Книжный рынок России-2022»
Евгений Капьёв

В своем выступлении Евгений Капьёв сравнил показатели текущего года с аналогичными периодами во время пандемии и до нее. Он привел данные объемов продаж, читательской активности, каналов сбыта, показатели регионов и сегментов книжного рынка по своему издательству.

Евгений отметил рост рынка в деньгаx, но существенный спад продаж в штукаx. Ориентируясь на рост рынка в денежном выражении в первом полугодии, глава издательства предположил позитивный прогноз на весь год. Поводом для оптимизма может стать рост спроса на художественную литературу, развитие онлайн-каналов продаж и цифровые книги, объем которых уже составил 11 млрд. рублей.

Бумажные книги все меньше продаются. На этот показатель влияет снижение покупательской способности населения. По данным «Эксмо» после сильного снижения в 2020 году, некоторого роста в 2021, в текущем году будет стагнация. Основная причина — рост себестоимости. С одной стороны это способствовало росту рынка в деньгах (цена на книги увеличилась на 25% с начала года), с другой стороны это серьезно влияет на количество проданных экземпляров. По мнению Евгения Капьёва падение продолжится.

По-прежнему основными каналами распространения остаются интернет-магазины и федеральная книжная розница.

Почти каждая вторая книга сейчас покупается в интернет-магазинах. Основная доля приходится на известные маркетплейсы. Второе место канала продаж занимает федеральная розница, которая также выросла в связи с восстановлением трафика. Отмечен уход с рынка киосковых сетей и снижение продаж через FMCG.

интернет

В регионах наиболее динамичное восстановление показывает Приволжский административный округ, и в целом регионы восстанавливаются быстрее центра. Но цифр 2019 года издательство не достигло.

По книжным сегментам художественная литература занимает почти половину объема. Интересный факт, отмеченный по результатам первого полугодия — феноменальный и неожиданный рост рынка взрослой художественной литературы, в прошлом тенденция была противоположная — рост наблюдался в сегменте нон-фикшн. Причем, такая тенденция отмечается во всем мире. Возможной причиной перехода людей на художественную литературу генеральный директор «Эксмо» назвал привязку нон-фикшна (35% в издательстве) к повседневности. Он допустил изменение этих показателей в следующем году при изменении текущей ситуации. Доля детской литературы составляет 20%. Для ее прироста и развития Капьёв надеется на серьезные меры государственной поддержки.

Крайне важный момент для издательства — сотрудничество с зарубежными коллегами. Часть крупных издательств отказалась от работы с Россией. При этом доля зарубежных авторов в российском издательском деле занимала от 40 до 90%, и сегодняшнее положение оказывает большое влияние на рынок. Евгений Капьёв отметил сокращение предложений от западных правообладателей примерно в два раза. Он считает, что давление на зарубежных коллег идет на уровне их правительств и министерств. Некоторые из них признавались, что получали прямое указание не работать с Россией.

Еще одна проблема в связи с этим — пиратство. «Когда издательства перестают продавать в легальном поле, растет спрос на пиратские ресурсы. Нет новых предложений, но и не продляются старые договоры на крупных авторов» — говорит Евгений Капьёв.

В первом полугодии 2022 года отмечается спад читательской активности. Но надежду на популяризацию чтения внушает незначительное снижение русскоязычных авторов в социальных медиа, и даже прирост контента в социальных сетях, несмотря на блокировку зарубежных платформ. Вырос Телеграм, а Одноклассники обошли Инстаграм. Теперь тройка лидеров выглядит так: Вконтакте, Телеграм, Одноклассники.

В целом, Евгений Капьев отметил, что результаты прошедшего полугодия оптимистичные несмотря на множество рисков в дальнейшем. Среди факторов роста он видит прежде всего инвестиции в полиграфический сектор для частичного решения дефицита полиграфических мощностей; борьбу с пиратством, в том числе путем использования цифровых отпечатков; восстановление и рост федеральных книжных сетей, испытывающих давление интернет-игроков; государственную грантовую поддержку детских авторов и международное взаимодействие для снятия санкций.

ПОХОЖИЕ НОВОСТИ
Приглашаем на конференцию, посвященную цифровой текстильной печати

Какие планы? Безусловно, главное событие этой осени, которое случится уже в октябре, – выставка «Реклама–2022». Журнал Publish будет там и проведет конференцию, участниками которой станут эксперты в области текстильной печати

Деловая программа выставки «Реклама» 24–27 октября 2022 г.

Ключевые темы и вопросы к обсуждению, которые будут затронуты в деловой программе выставки «Реклама-2022» в «Экспоцентре» в Москве

Цифровая текстильная печать: трудности закаляют

В рамках деловой программы Международной выставки «Интерткань-2022. Осень» 8 сентября прошёл круглый стол, посвященный цифровой текстильной печати и декорированию тканей. Паника и хаос не сулят ничего хорошего. Многие предприниматели сегодня поставлены на грань выживания. Как не оказаться за этой гранью и сохранить дело всей жизни – прямо сейчас.

О наболевшем: что ждет российскую книжную полиграфию?

На ежегодной ММКЯ прошло крупнейшее отраслевое мероприятие – конференция «Книжный рынок России-2022», организованная Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации совместно с Российским книжным союзом.

«Реклама-2022»: новые идеи и эффективные решения для участников рекламного рынка

С 24 по 27 октября 2022 г. в Москве пройдёт 29-я международная специализированная выставка технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2022».


Новый номер

Тема номера – «Цифровая печать по текстилю». «Например»: MAVEX Sport. Ксения Чепикова о бизнесе Гутенберга. Школа цифровой текстильной печати. Цифровая печать по гофрокартону. Справочник покупателя: текстильные принтеры. Что в России с самоклейкой?


Что по Вашему перспективнее при расширении печатных мощностей типографии: «цифра» или офсет?
    Проголосовало: 104