Установленная в типографии «Печатных дел мастер» в сентябре 2018 г. специалистами «ЯМ Интернешнл» листовая офсетная машина B1 формата Komori Lithrone G440 H-UV была представлена широкой общественности.
Если не знать подробностей, может показаться, что это – обычный Komori Lithrone |
18 февраля 2019 г. состоялась её презентация. Технология H-UV предусматривает печать высокореактивными УФ-красками с использованием специальных УФ-ламп. По утверждению генерального директора типографии Александра Ефанова, машина не разочаровала – cкорее наоборот. И сегодня, после того, как был накоплен некоторый опыт реальной эксплуатации, они вполне жизнерадостны в оценке будущих перспектив. Стоит отметить (хотя об этом не было сообщено явно), что бизнес типографии в основном ориентируется на работу с малыми офсетными тиражами. Как раз «на границе» цифрового и аналогового мира. На что намекает и притаившаяся неподалеку Hiedelberg Speedmaster SX 52 с технологией Anicolor. В таком разрезе выбор покупателя весьма логичен и укладывается в парадигму бизнеса.
Главная «фишка» конфигурации c PQA-S – камера контроля оттиска «на лету» |
Автоматизация для минимальной приладки | Машина стала второй установленной машиной H-UV в России и самой «навороченной» конфигурации. Самой интересной опцией (не считая, конечно, собственно H-UV) можно считать установленную на машину систему контроля цвета «на лету» Komori PQA-S. Высокоскоростная камера охватывает лист прямо в момент прохода по транспортной системе, вычленяет шкалу (в отличие от рулонных систем, где оценивается всё живописное поле целиком) и оценивает плотность, после чего вносит необходимые корректировки. Утверждается что система автоматического совмещения так же может оперировать данными камеры, но деталей не объяснили. До недавних пор такие системы считались принадлежностью рулонных машин, где помогали снизить количество приладочных листов до почти «листовых» значений – 150-300. Но сейчас такие нормы приладки, конечно, не приемлемы для листовой печати, особенно если пытаться бороться за рынок малых тиражей («чуть-чуть больше цифрового»), и система пошла дальше. По утверждениям представителей Komori в Японии эталонным значением являются 20 листов приладки. У нас же коллеги из «ЯМ Интернешнл» этот параметр оценивают осторожнее – от 40 до 60 листов. Не так революционно, но всё ещё недостижимая мечта для очень многих российских типографий...
Ещё одно интересное свойство машины – скат красочных профилей до ровного базового слоя краски перед каждым новым заданием. Тем самым, достигается независимость результата от условий старт-стопа, минимальные отходы бумаги при переходе, например, от печати насыщенных изображений к работам с малым красконаложением. При остановке задания система «сгоняет» профили с красочного аппарата на 10 листов бумаги, после чего готова к установке параметров нового задания. Предварительная подготовка задания происходит на холостом ходу – без бумаги, после чего начинается печать.
Система контроля PQA_S на страже оттиска. Всё в порядке |
В общем-то, представители Komori не берут на себя ответственность утверждать, что PQA-S решает все проблемы управления цветом. Всё же, основной остается система на базе сканирующей спектрофотометра. Она же даёт эталонные значения для контроля оттиска. А системе PQA-S уготована судьба «ведомой» для поддержания и мониторинга качества (а также отслеживания непропечаток, марашек, ухода цвета и прочих дефектов «прогона» тиража).
Сама машина построена по вполне традиционной схеме. Правда, существенно ускорена работа автомата смены форм – смена комплекта из 4 форм занимает около 2 минут.
Практичная H-UV | В отличие от альтернативных систем УФ-отверждения красок, где предполагается наличие сушки после каждой печатной секции, H-UV система «обходится» одной лампой на приёмке, что значительно упрощает компоновочные решения и несколько удешевляет решение.
Стоит напомнить, что сама красочная система H-UV обладает рядом неоспоримых преимуществ перед традиционными офсетными красками. Ключевое – полная полимеризация красок на оттиске непосредственно после того, как лист попал в приёмку. Отсюда следует ещё одно важное преимущество – отсутствие необходимости в противоотмарывающем порошке. Что это значит – всем хорошо известно. Это и высокое качество лакировки в линию, и большие пробеги форм (что, наверное, уже не очень актуально, к сожалению), отсутствие артефактов связанных с порошком (типа марашек и непропечаток), и чистота в машине и вокруг неё…
Ещё одно большое преимущество – готовность продукта к последующей обработке сразу после того, как он попал в приёмку. Это сильно упрощает и улучшает логистику полуфабрикатов, уменьшает потребности в промежуточных складских площадях.
И, конечно, с такой машиной типография может существенно расширить ассортимент запечатываемых материалов за счёт невпитывающих.
В общем, всё это вместе взятое – неплохая попытка офсета ещё раз отвоевать кусочек рынка у жадных до новых свершений цифровых технологий. Понятно, что всё ещё остаются формные процессы, которые всё так же стоят денег и времени, занимают производственные площади, привносят лишние операции (где может вкрасться ошибка), требуют отдельной логистики. Так же остается проблема увлажнения: управление ею, её влияние на качество оттиска, потребность водоподготовки, площадей, логистики и прочего. Но попытка, безусловно, заслуживающая самого пристального внимания полиграфистов. – М. Борисов