По оценкам аналитиков Центра макроэкономического и регионального анализа и прогнозирования Россельхозбанка, объём российского рынка упаковки может увеличиться на 30% и достигнуть 1,7 трлн рублей к концу 2025 года. При этом доля экоупаковки может составить до 50% от всего объёма выпускаемой в России упаковки.
На текущий момент рынок пищевой упаковки оценивается в 1,3 трлн рублей, 80-85% приходится на отечественные предприятия. В России упаковка производится в первую очередь из древесины — картон и бумага составляют 36% от сегмента пищевой упаковки, из полимеров (38%), жестяной и алюминиевой продукции (10%), стекла (12%) и прочих материалов.
Российский рынок упаковки является одним из самых быстрорастущих сегментов экономики РФ. Тенденция к росту сохранится в период с 2023 по 2025 годы. Эксперты считают, что ключевыми факторами станут активизация импортозамещения, а также рост производства упаковки для пищевых продуктов с темпами 8-10% в год. В 2022 году ускорился тренд как на производство отечественной упаковки, так и экоупаковки.
Аналитики Центра пришли к выводу, что в настоящее время крупнейшие производители молочной продукции в России не испытывают дефицита упаковочных материалов, несмотря на приостановку работы ряда предприятий на территории России (из России ушли некоторые компании, производившие тетрапак, гофроупаковку и полимеры). Возможность заменить импортное сырьё на белый пищевой картон российского производства есть у отечественных бумажных производств в Светогорске и Сыктывкаре. Также для упаковки может быть использован альтернативный вид картона — бурый, потенциал производства которого в России большой.
«В основном посыл о возможном возникновении дефицита исходит от предприятий сетевого ритейла», — говорит Наталья Худякова, руководитель направления Центра макроэкономического и регионального анализа и прогнозирования Россельхозбанка. По информации, полученной Центром от крупного сетевого ритейлера, у торговой компании существуют рекомендации для поставщиков продукции, в которой упаковка продукции делится на наиболее предпочтительную (для напитков это бутылки и банки, которые лучше поддаются переработке), менее предпочтительную (многослойная картонная упаковка, тетрапак) и наименее предпочтительную (бэг-ин-бокс, флоупак, пауч, кувшин). «Таким образом, основная задача отрасли сегодня заключается в поиске согласия между производителями и ритейлом о приёме продукции в удобной для обеих сторон упаковке», — заключает Худякова.
В России рынок экоупаковки будет формироваться в рамках реализации механизма расширенной ответственности производителей, согласно которому с 2025 года будет введён стопроцентный норматив утилизации выпускаемой упаковки. Ожидается, что перенос ответственности по утилизации на производителей упаковки станет стимулом для изменения компонентного состава при ее производстве. Процесс потребует от производителя новых современных упаковочных решений. Для перепрофилирования и модернизации мощностей отрасли, по оценке Центра, потребуется более 30 млрд руб. в год.
Источник: Россельхозбанк