Костяк группы сложился в редакции газеты «Гудок» 1920-х годов в беседах трех иллюстраторов: Владимира Милашевского, Николая Кузьмина и Даниила Дарана. Друзья решили поэтически переосмыслить идею городского скетча, придать ему глубину и блеск искусства старых мастеров, фовизма и постимпрессионизма. К участию пригласили ленинградских художников-любителей и выпускников Вхутемаса, собрав «роковое» число в 13 человек.
«Тринадцать» были группой раннесоветских интеллектуалов и знатоков рисунка. Бег живой линии они ставили выше конструктивистского фотомонтажа или академических штудий. Но что важнее, «Тринадцать» отстаивали право художника самому определять свое место в обществе, быть наблюдателем и летописцем.
Основателем группы «13» стал график и сценограф Владимир Милашевский, сегодня больше известный своими поздними иллюстрациями к русским сказкам. Помимо этого, на выставке можно познакомиться с ним как с мастером военного лубка, живописцем, новатором книжного дизайна и даже коллекционером.
На выставке собрано огромное количество работ, она располагается на двух этажах музея. И во всех залах среди живописи и графики представлены также иллюстрации к книгам, эскизы к обложкам, эскизы-варианты, образцы оформления книжных форзацов.
В зале на минус первом этаже собрана отдельная мини экспозиция «Тринадцать в книге». Группа собиралась и распадалась, а придуманный ее лидерами беглый, свободный рисунок уверенно занял собственную высоту в книжной иллюстрации 1920-1930-х годов. Книга открывалась портретом писателя, мгновенно сделанным с натуры спичкой или тушью, а штриховые рисунки в книге — как газетные рисунки — располагались «на одном уровне» с текстом.
В 1935 году, после создания Союза писателей, МТП было закрыто и форпост «Тринадцати» переместился в издательство Academia, которое специализировалось на европейской и русской классике 19 века. Художники охотно приняли новый вызов. На этом повороте их стиль наполнялся изяществом и драматизмом, а художники погружались в историческую эпоху всеми доступными способами. Громкую славу и медаль Всемирной парижской выставки 1937 года получил «Евгений Онегин» Пушкина с иллюстрациями Николая Кузьмина: художник взял за стилевой образец пушкинские рисунки на полях и проиллюстрировал не сюжет романа в стихах, а лирические отступления, которым в те годы было не принято уделять внимание. Academia просуществовала недолго, в 1937 году она была объединена с Госиздатом, а ее редакция арестована. И все же именно книга позволила группе выжить и утвердить себя не только в 1930-е, но и в 1960-е годы.
Выставка будет работать до 2 июня 2024 года. Адрес музея: Москва, Ленинградский проспект, дом 15, строение 11.
Источник: group13.rusimp.su/