«Окна РОСТА» — это серия уникальных советских социально-политических плакатов, форма массового агитационного искусства, созданная в 1919-1921 годах художниками и поэтам. Они работали в телеграфном агентстве (сокращённо РОСТА) - центральном информационном агентстве Советской России, а затем республиканском агентстве. Оно было создано в сентябре 1918 года и ликвидировано в марте 1935 года с передачей функций ТАСС. В период Гражданской войны это была новая форма обращения к массам.
«Окна РОСТА» назывались так, потому что агитплакаты размещали и расклеивали непосредственно в окнах и в пустующих витринах магазинов, в учреждениях, на вокзалах, площадях, а также снабжали ими агитационные поезда и пароходы. Новости брали из газет, ежедневно получали машинописные сводки важнейших событий. Первые плакаты рисовали вручную, затем использовали трафареты, позднее литографию и печать.
Одним из ведущих художников и автором текстов, как мы скажем сейчас – копирайтером, был Владимир Маяковский. Именно он выполнил значительную часть плакатов, всего же количество номеров превышало тысячу.
Главный принцип «Окон РОСТА» — покадровый простой рисунок с коротким текстом, который мог напоминать агитку, лозунг, частушку, пословицу или песню. Были важны минимализм, графичность, ритм.
Мем – это единица значимой для культуры информации. Организаторы выставки смотрят на «Окна РОСТА», как на мем 20-х годов, в которых формировался и апробировался язык современных массовых коммуникаций. Это тот мир, который начинают придумывать авангардисты, в дальнейшем он развивается и изменяется в течение всего времени и до наших дней. Сейчас это наша действительность. И важный герой — это Владимир Маяковский, один из начинателей этого нового языка, который общался с широкой аудиторией. Он создавал образы-мемы, стихи-слоганы и сам со временем превратился в мем-персонаж и миф советской идеологии.
Все, что использовал Маяковский, актуально и сейчас: яркие запоминающиеся образы, актуальные темы, острота, жизненность ситуаций, понятный язык, взаимодействие через игру и юмор. Это язык, знать и понимать который важно современному графическому дизайнеру, художнику и копирайтеру. Маяковский был не только художником нового времени, но и генератором креативных идей, автором и продюсером одновременно.
В экспозицию входит свыше 170 экспонатов из 14 музеев и личных коллекций. Основными экспонатами выставки являются «Окна РОСТА» — более 100 подлинных плакатов, придуманных и созданных Маяковским. Также представлены живопись, графика, скульптура, фотографии, лубки, плакаты, книги, газеты, фрагменты кино и спектаклей, аудиофрагменты стихотворений Маяковского.
Один из любопытных экспонатов, особенно близким для полиграфистов, является визитная карточка Маяковского, значительно превышающая размеры общепринятой. Мама Лили Брик про нее шутила: «Заходил Маяковский – оставил свою вывеску».
Тематически выставка поделена на 5 разделов — «Образ», «Метод», «Окна РОСТА», «Миф» и «Клуб друзей Маяковского». Начинается экспозиция с раздела о самом поэте, где представлены его вещи, шаржи, записки, тексты о себе, сохранившиеся в большом количестве. Продолжается его разносторонним творчеством, непосредственно плакатами «Окна РОСТА», а также рекламной деятельностью Маяковского, который совместно с Александром Родченко были создателями первого в стране рекламного агентства «Реклам-конструктор Маяковский-Родченко». Они организовали его в 1923 году в разгар НЭПа.
Агентство «Маяковский-Родченко» напоминало современную креативную команду, где арт-директором был Родченко, а копирайтером Маяковским. Отличием была социальная направленность рекламы. Раздел «Миф» показывает образ «главного советского поэта»: памятник, плакаты, лозунги, книги, а «Клуб друзей» демонстрирует влияние и продолжение идей Маяковского в наше время через творчество «друзей», организаторов одноименного клуба.
На выставке есть «Мем-лаборатория», где каждый может своими руками создать свое «окно» плакат или открытку методом трафарета или с использованием готовых штампов.
В рамках параллельной программы к выставке пройдут лекции о мемах с антропологической точки зрения, типографике, зарождении и развитии рекламы в России, кинопоказы с последующими дискуссиями, состоятся серия мастер-классов по созданию зинов и воркшопы по плакатному искусству. Следите за информацией на сайте центра Зотов.
Выставка «Мем. Маяковский медиа» продлится до 20 октября в центре Зотов: Москва, Ходынская ул., д. 2, стр. 1, выставочный зал на 2-ом этаже. Ежедневно, кроме понедельника с 11-00 до 22-00. Вход по билетам. 6+
Текст и фото: Ирина Паялина