Семь советов о том, как повысить свою ценность на рынке труда.
Сегодняшний обзор посвящен достаточно актуальной теме - спросу и предложению на рынке труда самой многочисленной категории "допечатных" работников - верстальщикам. Опыт работы на рынке трудоустройства этих специалистов дает возможность проанализировать самые распространенные ошибки, которые допускают эти сотрудники при устройстве на работу, и дать несколько несложных, но дельных рекомендаций.
Для начала опишем, что из себя представляет рынок труда верстальщиков. Представим себе пирамиду, в основании которой бесконечное множество начинающих любителей, "щупающих" различные программы на своих домашних или рабочих РС. Чаще всего они владеют (в той или иной степени) лишь CorelDraw и, может быть, от силы еще парой программ. Уровень их подготовки не выдерживает никакой критики, поэтому серьезно рассматривать начинающих не будем.
Следующая ступень (пирамида сужается) - специалисты (например, администраторы сети, но чаще менеджеры по рекламе), выполняющие, помимо своих основных обязанностей, работу, точнее, функции верстальщика. Как правило, так бывает в небольших компаниях, которые не могут позволить себе пригласить штатного верстальщика и довольствуются теми возможностями, которые предлагает "универсальный" сотрудник. Такому специалисту желательно вовремя определить, что лично для него интересно, близко и выгодно. Лишь после этого у него появится перспектива постепенного повышения профессионализма, а значит, и заработка в окончательно выбранной области. Ибо спрос на тех, кто "и швец, и жнец, и на дуде игрец" существовал и будет существовать только в небольших фирмах с весьма ограниченным потолком заработной платы. Совет первый: если вы разносторонне развитая личность, правильно позиционируйте себя при встрече с каждым конкретным работодателем. Если вакантная позиция - верстальщик, не пугайте работодателя тем, что вы, к примеру, и сеть в компании сможете администрировать. Только "на сладкое" (и в ограниченных дозах) сообщите ему о хорошем знании аппаратной части (или другом каком-нибудь дополнительном навыке).
Следующая ступень-категория специалистов имеет условное название "добротный средний уровень". Это хорошие верстальщики, чаще всего не имеющие особых амбиций. Обычно они занимаются так называемой "полосной версткой". В настоящее время спрос на таких специалистов примерно соответствует предложению. Так как РС-платформа все больше теснит Macintosh из определенных секторов рынка, в упомянутой категории появляется все больше людей, работающих исключительно на РС. И, кстати, они уже не комплексуют по этому поводу. Но достичь серьезных высот, например, по зарплате РС-верстальщикам в ближайшее время не удастся. Совет второй (для тех, кто работает на PC): если хотите повысить свою ценность, поработайте на Macintosh. Не поленитесь найти этот замечательный компьютер. Если вы освоили графические пакеты на РС, освоить "яблочную" платформу будет нетрудно. Может хватить нескольких дней. Поверьте, работодатель это почему-то ценит.
Что показательно, отличить человека, работавшего исключительно на РС, несложно: как показывает практика рекрутинговой работы, зачастую у данного специалиста основной инструмент верстки - PageMaker. При этом практически всегда оказывается, что такой верстальщик не работал с QuarkXPress. А причина популярности среди работающих на PC пакета Adobe PageMaker оказалась весьма простой и очень отечественной: ворованный QuarkXPress очень плохо ставится на РС. Вот вам и специфика местного рынка! Отсюда совет третий (опять же для работающих на PC): QuarkXPress слишком распространенный пакет, чтобы его можно было игнорировать. Решите эту проблему, и ваши шансы найти новую работу значительно возрастут.
Ближе к вершине пирамида резко сужается. Если в других областях компьютерного рынка следует делать ставку на глубокое знание одного-двух-трех продуктов, то профессионализм верхушки пирамиды определяется универсальностью в самом лучшем смысле этого слова. Спрос на людей, для которых уже не имеет значения платформа и набор программных пакетов, высок и стабилен. Такой специалист сам сможет выбрать оптимальное сочетание средств для определенной задачи либо профессионально решить эту задачу теми средствами, которые имеются у заказчика. Кстати, лучшее дополнение для такого специалиста - знание аппаратной части (включая барабанный сканер и фотонаборные автоматы) на уровне хорошего пользователя. Совет четвертый (банальный): добавьте к своему багажу знаний умение работать со смежной периферией.
Кстати сказать, если быть честным, наша пирамида должна иметь две вершины. Вторая будет относиться к дизайнерам, креативщикам, если хотите. Творческих специалистов на рынке, действительно, не хватает. Поиск таких людей - вопрос тонкий. Дизайнерами себя называют очень многие, но вместо портфолио они предлагают вниманию работодателя несколько смятых листочков с малюсенькими черно-белыми рекламками мыла, "дешевых курток оптом" и тому подобных "товаров", размещенных в соответствующих толстых еженедельниках типа "Товары со склада для Вас". Хотя, как вы понимаете, речь идет не о тематике заказа, а о качестве исполнения.
Не лучше, если "дизайнер" вывалит на стол ошеломленному работодателю подшивку журналов и сообщит, на каких страницах есть его работы. Даже если вы полностью сверстали несколько номеров журнала, лучше об этом сообщить устно или письменно, но в портфолио разместить ваши лучшие работы и идеи, пусть даже никем не понятые и нигде не опубликованные. По-настоящему творческие люди смогут придумать, как себя преподнести в наиболее выгодном свете - создать портфолио, увлекающее работодателя в глубины вашей творческой индивидуальности. Совет пятый (почти невыполнимый): заведите портфолио, и ваши шансы при трудоустройстве возрастут в несколько раз. Подробнее - см. Publish №1 за 1997 год. Кстати - еще раз сошлемся на практику кадровой работы - для подавляющего большинства претендентов подобный совет окажется неосуществимым по тем или иным причинам.
К тому же, поверьте, для умного и организованного профессионала наличие конкурентов не будет катастрофой. Лень человеческая - фактор неистребимый. Как показал опыт, смело можно исходить из того, что у девяти из десяти ваших конкурентов никакого портфолио не будет в принципе. А что будет? Отвечаем: в лучшем случае - набор посредственных газет, журнальчиков и брошюрок. Не говоря уже о такой роскоши, как визитная карточка. Только единицы верстальщиков (дизайнеров) имеют свои личные визитки. А ведь это совсем недорого - заказать их себе сотню-две. К тому же появляется лишний шанс продемонстрировать ваш талант и способность к самоорганизации. И наконец, наличие визитной карточки выгодно отличит вас от массы "прочих". Итак, совет пятый (несложный): сделайте себе личные "дизайнерские" визитные карточки, которые очень помогут в поисках работы.
Теперь попробуем посмотреть на проблему найма глазами работодателя. Начальник обычно и зачастую небезосновательно считает верстальщиков крайне неорганизованными людьми, способными из-за своей неаккуратности "завалить" серьезный проект. Именно поэтому работодатели ищут в кандидате на вакантное место хотя бы зачатки организованности. Совет седьмой (очень важный): подумайте, как потоньше намекнуть работодателю, что вы надежный, аккуратный, обязательный человек и что на вас можно положиться.
Как вы заметили, рекомендации оказались весьма разноплановыми и разнокалиберными. Но такова жизнь, и именно в указанных местах верстальщики чаще всего допускают просчеты.
Вывод банален до неприличия: чем квалификация сотрудника ниже, тем ниже спрос на него и уровень зарплаты и тем больше конкурентов. И наоборот, чем уровень профессионализма выше, тем больше предложений от работодателей и выше заработки.
Желающих узнать, как может выглядеть портфолио, приглашаем в компьютерное кадровое агентство Enter. Возможно, такая встреча будет полезной взаимно.
Черкасова Наталья - консультант компьютерного кадрового агентства Enter. Сергей Юрлов - координатор компьютерного кадрового агентства Enter, верстальщик со стажем. С авторами можно связаться по e-mail: enter@osp.ru