101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Широкоформатная печать: расходные материалы

  • Александр Глезеров
  • 20 июля 1997 г.
  • 6370

Данная статья призвана ответить на два основных вопроса: чем и на чем печатать; как защитить изображение.


ЧЕРНИЛА
МЕДИА
ЛАМИНАТ
АДГЕЗИВЫ

Девяносто пятый год открыл для российского рынка производителей рекламы совершенно новую возможность - создавать полноцветную печатную продукцию самостоятельно с помощью широкоформатных струйных плоттеров. Как и все новинки, такая печать вызвала осторожное отношение: оборудование было незнакомым, чернила боялись воды и солнца, да и себестоимость постеров получалась достаточно значительной. К этому времени более или менее развитыми оказались три сектора рынка полноцветной печати: традиционная офсетная печать, трафаретная печать (шелкография) и электростатическая печать. Такой огромный для западных рекламщиков рынок, как фотография, Россия просто миновала.

Девяносто шестой год стал временем настоящего бума цифровых способов печати среди фирм, производящих рекламу. Чернила перестали бояться солнца, появились специалисты по оборудованию, сервис стал доступен, на складах дилеров появились материалы для печати. И главное, клиенты узнали, что именно они могут хотеть.

Девяносто седьмой год принес чернила и материалы, почти не боящиеся воды, увеличил скорость печати, открыл новые возможности струйной печати пьезоголовками. Число электростатических плоттеров удвоилось, струйных - умножилось многократно. Стремительный рост был обусловлен, конечно, и малым стартовым уровнем. Тем не менее, согласно западным прогнозам (а европейский рынок стартовал года на три раньше), в ближайшие годы рост числа плоттеров (в основном струйных) будет фантастическим и сравнимым разве что с ростом числа компьютеров. Этот факт вызвал приток инвестиций в производство устройств широкоформатной печати, и на рынок вышли новые производители: Raster Graphics, Roland, Mimaki, Summagraphics, Fuji, Mutoh и другие. Уже знакомые потребителям и популярные HP, EnCad, LaserMaster, Calcomp не могли не ответить адекватными мерами и предложили новые модели: с повышенной в два-три раза производительностью, новыми чернилами и носителями, высоким разрешением. И, наконец, "монстры" мирового графического бизнеса Xerox и Kodak дополнили линейку предлагаемого оборудования широкоформатными струйными плоттерами. Такое разнообразие может удивить кого угодно, но только не профессионала. Мировое разделение труда - не пустые слова, и фирмы, выпускающие новый продукт, очень часто используют в качестве частей и элементов удачи своих конкурентов. Важным фактором здесь оказывается и патентное право, которое не позволяет новичкам использовать физические принципы печати, запатентованные предшественниками. Поэтому с виду абсолютно новый струйный плоттер может оказаться набором из новой механики и давно используемых печатающих головок известного производителя. А ведь именно печатающие головки, а не механизм подачи бумаги, и являются основным фактором, определяющим скорость и качество печати. Авторитет в этой области принадлежит компаниям Lexmark, HP, Epson, Canon, XAAR. Передовые идеи в области струйной печати привели к появлению и новых законодателей моды.

Вышеупомянутая конкуренция и стремительный рост касались струйной печати. А что же электростатика? Здесь картина несколько иная. Набранная за последние пять-шесть лет инерция позволяет этой технологии оставаться доминирующей на рынке высококачественной цифровой печати, но западные эксперты не предсказывают значительного роста парка электростатических плоттеров. В первую очередь, это связано с тем, что высокопроизводительные электростатические плоттеры в комплексе с финишным оборудованием являются неким подобием фабрики по производству рекламы, требующей квалифицированного персонала и сервис-инженеров. Теперь же, когда в руки заказчиков рекламы попал мощный и простой инструмент - струйный плоттер, они стали отказываться от услуг больших производителей, подобно тому, как владельцам персональных компьютеров оказался не нужен "кустовой вычислительный центр".

Второй рынок, теснейшим образом связанный с цифровой печатью - рынок финишного оборудования. Здесь появляется новое действующее лицо - ламинатор. Для большинства он ассоциируется с маленьким ящичком, закатывающим в пленку водительские удостоверения. Но это относится только к ламинаторам так называемого офисного типа (кстати, они бывают и весьма широкие - до полутора метров). Наиболее известны такие производители, как GMP, GBC, Attalus, Morane. С помощью офисных ламинаторов действительно можно защитить от внешних воздействий картинку, напечатанную на струйном плоттере, но для настоящего графического производства такая техника не подходит (хотя очень хотелось бы - стоимость офисных ламинаторов весьма невысока). Дело в том, что настоящий ламинатор для графических работ - сложное устройство, сочетающее прецизионную механику, высококачественные резиносиликоновые валы, способные длительное время работать в условиях высокой температуры и давления, и сложную электронику, поддерживающую заданные режимы. Такие ламинаторы могут прикатывать холодную и горячую пленку с одной или двух сторон, прикатывать адгезивные слои разного типа, монтировать изображение на панели, осуществлять трансфер изображения на различные носители и многое другое. К числу наиболее продвинутых относятся ламинаторы Sallmetall, Seal, Orca, Neschen. Сравнительный анализ техники этих производителей будет темой следующей публикации. Сейчас нужно зафиксировать только то общее, что их объединяет: это устройства для профессионального использования, позволяющие работать со специальными материалами для графических работ как внутреннего (indoor), так и внешнего (outdoor) применения, о которых будет идти речь далее.

Теперь, обрисовав в основных чертах доступное оборудование, перейдем к цели повествования - расходным материалам, которые разделим на четыре основные группы: ЧЕРНИЛА - все, чем можно печатать, МЕДИА - все, на чем можно печатать, ЛАМИНАТ - все, чем можно ламинировать, АДГЕЗИВЫ - все, чем можно приклеивать, а, вернее, делать продукцию самоклеящейся. Эти жаргонизмы, как и многое из компьютерных технологий, являются транскрипциями английских названий, но уже достаточно устойчиво вошли в лексикон профессионалов.

ЧЕРНИЛА

Чернила для струйных плоттеров традиционно страдали двумя главными недостатками: боялись лучших друзей человека - воды и солнца. Именно поэтому струйная печать всегда воспринималась (да и воспринимается сейчас) как нечто ненадежное. Казалось невозможным за короткий срок преодолеть эти барьеры.

Первый из них был взят весной-летом 1996 года, когда EnCad провозгласил создание чернил, защищенных от выцветания. Не вдаваясь в технические подробности (ведь технологические секреты хранятся с величайшей тщательностью) можно сказать, что основой стабильности цвета является стойкость к ультрафиолетовым лучам. Картинка, напечатанная обычными чернилами, через один-два месяца становилась блеклой и, практически, одноцветной, так как из всех оттенков оставался лишь голубой. Новые чернила могли как минимум год находиться под воздействием солнечного света без каких-либо потерь. EnCad назвал новые чернила GO-Graphic Outdoor. Очень скоро и другие фирмы предложили чернила нового поколения, уже не столь помпезно провозглашая свой успех. Такие чернила носят общее название UV-resistant inks, и именно по этому клейму можно отличить чернила внешнего использования.

Второй барьер оказался несколько более трудным. Осенью 1996 года на выставке Photokina-96 в Кельне американская фирма IJ Technologies очень наглядно продемонстрировала свой прорыв в направлении водостойкости: напечатанные на струйном плоттере изображения лежали в аквариуме и поливались из душа. Никаких повреждений! IJ Technologies назвала свою систему расходных материалов DuraGraphix. Она включала три типа носителя - Tyvek, влагостойкую бумагу и самоклеящийся винил, а также специальные чернила. Тогда не было ничего сказано о составе этих чернил. За прошедший год водостойкими чернилами обзавелись практически все фирмы, поставляющие оборудование. Теперь принцип действия водостойких чернил известен. В отличие от обычных чернил на основе жидкого красителя (dye-based inks) эти чернила представляют собой мелкодисперсную взвесь твердых частиц красителя и называются пигментными (pigmented inks). Попав на носитель, эти частицы проникают в поверхностный слой и в дальнейшем не могут быть смыты, так как не растворяются водой. Прочность прикрепления частиц к материалу определяется составом покрытия, которое также специально разработано для наружного применения. Такие изображения имеют гарантию уличного использования до 6 месяцев без ламинации. А новые чернила и виниловые пленки 3М - даже 18 месяцев. Изображение, напечатанное пигментными чернилами, пока уступает сочностью и яркостью цветов традиционному. Но все так быстро меняется!

Немного об именах. Как обычно, производитель оборудования снабжает своих потребителей расходными материалами - чернилами и носителями (бумагами, пленками и др.), сопровождая это следующими словами: "Во избежание каких-либо негативных последствий настоятельно рекомендуем использовать только оригинальные расходные материалы. В противном случае производитель снимает с себя ответственность за исполнение гарантийных обязательств". Все правильно: главный рынок, главные деньги - это не оборудование, проданное однажды, а расходные материалы, продаваемые день за днем. И в борьбе за главный рынок все средства хороши. В связи с этим необходимо знать три "как правило": как правило, производители оборудования не выпускают расходные материалы сами, а заказывают их в огромных объемах у других фирм; как правило, эти другие фирмы имеют свои независимые каналы дистрибуции; как правило, независимые поставщики расходных материалов имеют более низкие цены на те же продукты. Простой вывод для конечного пользователя, желающего сэкономить деньги при покупке расходных материалов и быть более конкурентоспособным, - анализируйте рынок и не верьте безоглядно всему, что вам скажет поставщик оборудования. Кстати, это общее правило, и касается не только чернил и бумаги для плоттера, но и тормозных колодок автомобилей, и многих других вещей.

А на рынке независимых производителей чернил наиболее весомыми являются Dupont, Epson, American Ink Jet, Lyson.

МЕДИА

Материалы для струйной печати предлагаются сейчас огромным числом производителей. Это естественно: производить их не слишком сложно, патентное право конкуренцию не сдерживает, а число плоттеров растет стремительно. Поэтому в море названий и фирм разобраться не так-то просто. Но мы попробуем.

Прежде всего несколько слов о процессах, происходящих при печати. Капля чернил под действием давления, возникшего в печатающей головке (от нагрева или колебания пьезомембраны) вылетает из сопла и попадает на носитель изображения. Для достижения высокого качества размер точки должен быть минимален, так как он определяет разрешение (в настоящее время 300, 360, 600, 720 dpi). Поэтому поверхностный слой носителя должен не позволить капле растечься. Для получения яркого и сочного изображения чернила должны не пропитывать носитель, а удерживаться на поверхности в возможно большем количестве. Время высыхания должно быть коротким, чтобы не дать чернилам размазаться, но не настолько, чтобы при перемещении головки по следующей строке предыдущая уже высохла (в этом случае возникнут полосы). Поэтому поверхностный слой должен не пропускать чернила вглубь, а его абсорбционная способность должна быть строго рассчитана на интенсивность выброса чернил конкретным плоттером. Для повышения контрастности поверхностный слой должен быть максимально белым. И, наконец, печать не должна вызывать скручивание носителя.

Эти требования являются взаимоисключающими для однородного материала, поэтому главным способом создания носителей для струйной печати является покрытие основы несколькими специальными слоями (coating).

Все носители для струйной печати по типу основы можно разделить на четыре основные группы: бумаги, пленки, специальные материалы, водостойкие материалы

Бумаги. Диапазон плотностей от 90 до 200 г/м2. Главное отличие в толщине и структуре покрытия.

Общие тенденции:

  • бумага от 90 до 120 г/м2 с простым покрытием предназначена для графиков, чертежей, полноцветной печати cреднего качества, обычное название Premium;
  • бумага от 120 до 150 г/м2 с более сложным покрытием предназначена для качественной полноцветной печати, обычное название Presentation;
  • бумага от 140 до 200 г/м2 имеет самое многослойное и толстое покрытие и обеспечивает фотореалистическое качество печати, поэтому в названии этого класса бумаг обычно присутствует корень "Photo".
  • Бумага низкой плотности матовая, высококачественные бумаги могут иметь глянцевую, полуглянцевую и матовую поверхности. Некоторые фирмы выпускают самоклеящуюся бумагу. Как правило, производитель указывает, для каких плоттеров предназначена данная бумага.

    Этот тип носителя является основным для графической струйной печати и по разным оценкам занимает от 45 до 60% рынка.

    Пленки. Традиционными материалами для пленок являются полиэстер и поливинилхлорид (в обиходе просто "винил").

    Полиэстеровые пленки имеют более низкую стоимость, но и менее эластичны, поэтому использовать их можно только на плоских поверхностях.

    Обычно выпускаются следующие виды пленок:

  • белая пленка толщиной 100-160 микрон для графической печати наивысшего качества, с ламинированием пригодна для наружного применения; обычное название White Glossy или White Matt;
  • полупрозрачная пленка толщиной 100-150 микрон для графической печати наивысшего качества и использования с подсветкой, есть варианты печати на лицевой или обратной стороне; обычное название Backlit или Duratrans;
  • прозрачная пленка толщиной 100-140 микрон для использования на просвет, например, в качестве витражей; обычное название Clear.
  • Виниловые пленки предназначены для производства самоклеящихся плакатов и позволяют получить высококачественное изображение.

    Большинство пленок последних модификаций - водостойкие. Как правило, каждый производитель имеет только один тип виниловой пленки.

    Специальные материалы. К их числу относятся достаточно дорогие носители немассового спроса.

    Тканные основы с покрытием. Предназначены для эксклюзивной и сувенирной печати, например, репродукций. Очень сложный в работе материал, так как производится из натурального художественного холста со всеми его неровностями. Обычное название Canvas.

    Металлизированные пленки с покрытием. Для чего предназначены - неизвестно.

    Водостойкие материалы. Самый перспективный вид носителей для струйной печати. Как правило включает водостойкую бумагу, банер и самоклеящуюся виниловую пленку. В сочетании с пигментными чернилами обеспечивает уличное использование с гарантией до полугода, реально - больше. Ниже мы подробнее рассмотрим новые водостойкие материалы фирмы Rexam.

    Итак, теперь мы имеем общее представление о типах материалов для струйных плоттеров. Как уже говорилось, такие носители производят очень многие фирмы, еще больше существует каналов распространения. Часто одна и та же бумага или пленка может приходить к конечному пользователю разными путями с разными названиями. В первую очередь для плоттеров рекомендуется использовать расходные материалы, называемые "оригинальными". Для EnCad надо использовать бумагу, маркированную EnCad, для Roland - Roland, для Calcomp - Calcomp и так далее. Но что делать, если оригинальные расходные материалы отсутствуют, или слишком дороги, или заказчику нужно что-то особенное? Обратиться к независимому поставщику.

    Rexam Graphics. Самое крупное имя среди независимых производителей расходных материалов для широкоформатной цифровой печати. Поставляет электростатическую бумагу фирмам Xerox, Raster Graphics, 3M, бумагу для струйной печати - EnCad, Hewlett Packard, Roland, Mutoh, Mimaki, Summagraphics. Имеет несколько заводов в Европе и Америке, исследовательский центр, что позволяет все время выпускать новые продукты, совершенствовать старые и оставаться первыми на этом рынке.

    Главной положительной чертой материалов Rexam является гарантированное качество и постоянство параметров, позволяющее конечному пользователю всегда быть уверенным в результате. Осенью 1997 года компания анонсировала новые водостойкие материалы для наружного использования. Они включают: самоклеящийся винил, водостойкую бумагу Indoor banner/outdoor poster paper, легкий банер Tyvek, эластичный полиэтиленовый банер Polyethylene, высокопрочный виниловый банер Scrim PVC. Для фотореалистичной печати используются традиционная бумага Photobase (160 г/м2) и новые типы бумаги Photolite (140 г/м2) и POGO (150 г/м2). Специальные материалы выпущены также для новых плоттеров HP 2000/2500.

    Sihl. Эта компания также выпускает материалы для электростатической и струйной печати с торговой маркой Safir. Они распространяются в основном через OEM-партнеров, поэтому среди конечных потребителей эта марка незаслуженно малоизвестна. Очень хорошие материалы высокого качества, в том числе довольно много самоклеящихся.

    Folex. Крупный производитель пленок самого разного назначения, в том числе широкого диапазона пленок для струйных плоттеров. Изобретатель специального покрытия для пленок, запатентованного как Micropore, и обеспечивающего главное свойство - удержать как можно больше чернил и не дать капле расплыться. Очень интересные материалы, но слишком большой перекос в сторону полиэстеровых пленок, которые не являются основным продуктом для заказчиков струйной печати.

    IJ Technologies. Уже упоминавшаяся фирма, первой представившая водостойкие материалы для печати. Диапазон предложения очень большой: традиционные бумаги Presentation и Photo, глянцевые, полуглянцевые и матовые, прозрачные, полупрозрачные и белые пленки, винил, холст, фольга, цветные основы. Многие материалы имеют самоклеящуюся модификацию.

    3M. Эта фирма недавно появилась на рынке материалов для струйной печати, что говорит о его перспективности: 3М не станет зря тратить значительные деньги на разработку новых материалов, проводить рекламную кампанию. 3М выпустила два типа самоклеящихся виниловых пленок и чернила к ним с гарантией наружного применения до 18 месяцев (правда, в ламинированном виде).

    Естественно, в журнальной статье невозможно подробно рассмотреть все предложения. Но нельзя не упомянуть о таких известных на этом рынке именах как Avery Dennison, Mactac, Azon, Arkwright, Tepede, Sentinel.

    ЛАМИНАТ

    Ламинирование традиционно ассоциируется с закатанными в пленочку водительскими правами или школьным учебником. И в первом приближении это действительно так: ламинированием называется прикатка пленки с целью защиты от климатических и механических воздействий внешней среды. А среда эта может быть весьма агрессивной: напольное покрытие в супермаркете под ногами тысяч покупателей, биллборд под дождем и прямыми солнечными лучами или изображение на транспорте под потоками соленой воды и жесткими щетками мойщиков. Поэтому процесс защиты изображений приобретает значение не меньшее, чем процесс печати. Выражается это в том, что стоимость защиты часто превышает стоимость печати, а значит нельзя выбрать "самую защищенную пленку" и применять ее всегда - такое решение будет дорогим, а, следовательно, неконкурентоспособным. Кроме того, иногда нужно иметь мягкое эластичное изображение, иногда матовое или глянцевое, под толстой или тонкой пленкой, иногда с экзотической текстурой. Значит, в каждом случае надо принять верное решение, а для этого надо знать, среди чего выбирать.

    В первую очередь разберемся с терминологией. Пленка, покрытая клеевым (адгезивным) слоем, активируемым давлением, называется холодной пленкой. Клеевой слой, как правило, покрыт специальной силиконизированной отделяемой (релизной) бумагой. Соответственно, пленка, имеющая клеевой слой, требующий разогрева, называется горячей пленкой. Процесс одновременной закатки изображения в пленку с двух сторон, при котором края пленок выходят за границу картинки и склеиваются друг с другом, называется инкапсуляцией. Инкапсуляция бывает горячая и холодная.

    Теперь о материалах, используемых для ламинирующих пленок. Как правило, это уже известные нам полиэстер и поливинилхлорид (PVC). Однако, в некоторых случаях для специальных применений используются полипропилен, поливинилфлуорид (разработанный Dupont Tedlar), или комбинации вышеперечисленных материалов. Очень популярный поливинилхлорид также бывает разных типов: каландрированный (calandered) и литой (casted). Каландрированный (мономерный или полимерный) PVC получают способом прокатки через валы для получения необходимой толщины. Такие винилы имеют внутреннюю память и при наклеивании на очень неровные поверхности имеют тенденцию к отклеиванию (которая, впрочем, определяется клеевым слоем). Полимерные винилы более эластичны, мономерные - менее. Литые винилы получают, соответственно, методом литья, и в их структуре отсутствуют внутренние напряжения, что делает их весьма подходящими для неровных поверхностей, но очень дорогими.

    В качестве клеевого слоя обычно применяют акриловые (на основе растворителя или без) или кополимерные РЕ адгезивы, при этом конечного пользователя должны интересовать следующие характеристики: температура приклеивания (варьируется от 20 до 120 градусов), прочность приклеивания (в Н/см) и водостойкость. Производители сопровождают свои изделия техническими характеристиками, содержащими все необходимые данные.

    Номер один по надежности и качеству ламинирующих пленок - фирма 3М. Диапазон применения, гарантия до 6-8 лет и очень высокая цена делают продукцию этой фирмы весьма эксклюзивной и предназначенной для узкого круга клиентов. Наиболее массовым и оптимальным по соотношению цена/качество является рынок пленок с гарантией до 2 лет. На этом рынке доминируют торговые марки Sallmetall и Seal, которые в настоящее время принадлежат фирме Hunt Graphics, части американской корпорации Hunt. Также заметные фигуры на этом рынке - компании Mactac и Neschen. Этими производителями также выпускается очень широкий диапазон пленок, от очень недорогих полиэстеровых для инкапсуляции до высокопрочных напольных покрытий и стойких пленок для транспорта. И, наконец, основу айсберга представляют дешевые полиэстеровые инкапсулирующие пленки, часто очень высокого качества, но предназначенные для офисных и других внутренних применений. Такие пленки производятся известными фирмами GMP, GBC, Morane, Codor, LamiGraphics, Attalus. В последнее время среди этих фирм также наметилась тенденция к прорыву на рынок графических работ.

    Много пленок хороших и разных. Но в любом случае надо помнить: чем шире пленка, тем труднее получить хороший результат. Забудьте про прикатывание валиком или утюгом. И офисные ламинаторы GMP или Attalus, увеличенные до размера метр и более, также могут вас подвести. Здесь гарантию качества дадут только ламинаторы для графических работ Sallmetall, Seal, Orca.

    АДГЕЗИВЫ

    Изображение продумано, напечатано, защищено пленкой. Теперь его надо каким-то образом установить. Прошло то время (во всяком случае, хочется надеяться), когда напечатанную на бумаге картинку наклеивали на щит, предварительно широкой кистью намазав его клейстером. Теперь все слышали про "самоклейку" и все хотят ее получить. Пожалуйста, это совсем не трудно. Группа материалов, предлагаемая теми же экспертами финишной обработки 3M, Sallmetall, Seal, Mactac, Neschen, называемая монтирующими основами (adhesives), поможет решить эту проблему.

    К монтирующим основам традиционно относят три вида материалов:

  • безосновный (carrier free) переносимый клей, представляющий собой равномерный клеевой слой на подложке из силиконовой бумаги;
  • прозрачную полиэстеровую монтирующую пленку, известную как "двухсторонний скотч", защищенную с одной или двух сторон силиконовой бумагой;
  • виниловую монтирующую пленку, известную как "белый двухсторонний скотч".
  • Назначение и способ применения всех трех материалов одинаковые - одной стороной основа прикатывается к плакату, а вторая освобождается от защитной бумаги непосредственно перед приклеиванием на поверхность. А вот области применения весьма разные. Для того, чтобы правильно выбрать из десятка разных монтирующих основ, нужно помнить несколько основных правил:

  • чем толще монтируемый плакат, тем сильнее должен быть клей основы, желательно горячим (горячие - прочнее);
  • материал, на котором напечатан плакат, должен быть того же типа, что и основа (винил монтируется винилом, полиэстер - полиэстером);
  • белая основа, как правило, необходима для монтирования прозрачных изображений;
  • с помощью прозрачной основы можно монтировать изображение как обратной, так и лицевой стороной;
  • безосновный клей является отличным демпфером при необходимости соединения слоев различного типа (в противном случае при суточных колебаниях температуры плакат расслоится);
  • для получения хорошего результата прикатка основы должна производиться только с помощью профессионального ламинатора, создающего равномерное высокое давление.
  • Ну и, конечно, не надо забывать про технические характеристики основ: температура приклеивания, прочность приклеивания и водостойкость.

    Вот, пожалуй, и все. О том, какую продукцию можно изготовить и какие комбинации материалов стоит использовать, мы планируем рассказать в следующих номерах журнала.


    Глезеров Александр Евгеньевич, директор филиала ЗАО "Международные полиграфические системы "IPRIS" в Москве.
    ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
    Найти и освоить: как устроена исследовательская лаборатория

    Владислав Левицкий, более 20 лет проработавший в качестве руководителя исследовательской лаборатории «Танзор» (ныне он — консультант компании по научно-техническому развитию производства), поделился своими мыслями о том, как лаборатория может помочь продажам, какие тренды в материалах сейчас набирают силу, какие узкие места присутствуют и в каком направлении можно расти и развиваться.

    С иголочки: всё о брендировании текстиля

    Брендированный текстиль — это эффективный маркетинговый инструмент и отличный способ повысить лояльность клиентов и команды. Одежда — это беспроигрышный корпоративный подарок, поскольку люди хотят комфорта, удобства и при этом оставаться стильными и сопричастными общему делу. Но текстиль должен быть качественным и соответствовать ожиданиям целевой аудитории, чтобы обеспечить максимальную эффективность. Рассказываем о том, что делает мерч по-настоящему узнаваемым и индивидуальным, — о персонализации.

    Бумага и картон в России: кто и что делает в 2024 году

    В октябре 2022 года Евросоюз запретил импорт древесной массы и бумаги из РФ, поэтому отечественным ЦБК пришлось переключиться на поставки своей продукции в первую очередь российским предприятиям, а также перенаправить экспортные потоки на азиатские рынки, рынки Латинской Америки и Северной Африки. Как обстоят дела в сфере производства бумаги и картона — читайте прямо сейчас.

    Брендирование мерча: всё, что нужно знать в 2024 году

    Нанесение изображения на сувенирную продукцию (мерч) помогает в формировании индивидуального, хорошо узнаваемого, продающего образа компании. Технологии не стоят на месте, и в последнее время на рынке появилось множество новинок в области персонализации. Мы побеседовали с участниками рынка промопродукции и выяснили, какие виды нанесения с «вау-эффектом» они могут предложить клиентам.



    Новый номер

    Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



    Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
      Проголосовало: 40