Технология - как сильнодействующее лекарство. Быстрое улучшение гарантирует, но вызывает побочные эффекты. Границы стираются. Определить, на каком этапе начинается "настоящий" дизайн, с каждым годом становится все сложней.
Квалификация художника раньше (когда слово дизайнер еще не появилось в обиходе), определялась просто: по наличию документа об окончании художественного училища или высшего учебного заведения. А теперь?
Экспертиза
Не секрет, что агентства по трудоустройству буквально завалены заявками новоявленных дизайнеров о поиске работы. Они же самостоятельно прокладывают себе дорогу, охаживая стенды дизайн-студий на выставках и штурмуя их офисы в обычное время. И надо сказать, не всегда безуспешно.
За ответом на вопрос о том, насколько сейчас важен диплом об образовании при приеме на работу, мы обратились к представителям 15 произвольно выбранных (но достаточно известных) дизайн-студий.
Сразу отметим, что единства мнений по этому вопросу среди опрашиваемых не наблюдалось. Более того, ответы часто были полярными. Это определенно говорит о том, что документ о художественном образовании уже не является необходимым и достаточным фактором при приеме на работу.
Появляется вопрос о том, насколько современному дизайнеру необходимо уметь рисовать настоящими красками на реальном холсте. Сейчас время дизайн-студии в очень небольшом числе случаев используют "ручную" работу при выполнении заказов. Спрос на нарисованные от руки образцы невелик. Многие из тех, с кем мы общались, сетовали на то, что в государственных учебных заведениях готовят живописцев, а не дизайнеров.
В целом же мнения отвечавших можно условно разделить на "за" и "против". Давшие утвердительный ответ обычно в качестве предпочтительного (одновременно мы пытались узнать, в каком вузе сейчас готовят лучшие кадры) называли то учебное заведение, которое заканчивали сами, что в общем-то их позицию целиком объясняет. Некоторые теперь в alma mater даже преподают. Склонные считать, что художественное образование все-таки нужно, приводили доводы о том, что дизайнеру необходимы некоторые базовые знания, абсолютные истины, без которых ему будет сложно работать. Иначе говоря, требуется определенный кругозор, приобрести который можно лишь, общаясь в течение 4-6 лет в художественной среде. Однако примерно половина из ответивших подобным образом затруднились назвать учебное заведение, где готовят хороших дизайнеров.
Многие из опрашиваемых также упоминали о случаях, когда они "не сработались" с выпускниками престижных вузов, о многочисленных случаях отказов им в приеме на работу. И наконец, в нескольких дизайн-студиях нам заявили, что если из государственных учебных заведений и выпускаются хорошие дизайнеры, то не благодаря, а вопреки стараниям преподавателей. Последняя позиция, пожалуй, вызывает наибольший интерес. Несложно догадаться, что отвечавшие так люди (а это достаточно авторитетные дизайнеры) сами либо не обучались в художественном вузе, либо его оставили. Так где же тогда учат на дизайнера? В качестве альтернативы приводились негосударственные курсы и долгая и кропотливая работа в подмастерьях у известного автора (как в старые добрые времена).
Практически все опрошенные признали, что при приеме на работу будут в основном руководствоваться образцами работ и что черезвычайно важно знание художником компьютера. А также согласились с тем, что очень многое зависит от самого человека, его мотивации, желания работать, воображения и оригинальности идей.
На прямой вопрос о том, насколько реально попасть на работу в дизайн-студию без художественного образования, практически все опрошенные ответили, что такие люди у них сейчас работают. Но работают уже достаточно давно.
В каком государственном учебном заведении готовят лучших дизайнеров | Нужно ли современному дизайнеру специальное образование |
Заключение
Несмотря на то, что, как следует из результатов нашего исследования, наличие художественного образования не является решающим критерием при приеме на работу в дизайн-бюро, абсолютно все, с кем мы говорили, какую-то художественную школу за плечами имели. Это говорит о том, что, хотя влияние живописи ослабевает, технология еще не сделала свое черное дело, и современный дизайнер - это намного больше, чем простой пользователь специализированного ПО. Последнему предстоит долгий путь эволюции, прежде чем стать настоящим художником, пускай с электронной кистью и виртуальным холстом.
Алексей Ильин - корреспондент журнала Publish, с ним можно связаться по электронной почте: ai@osp.ru