101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

ПОСТКРИЗИС

  • Сергей Юрлов
  • 19 января 1999 г.
  • 2550

Положение на допечатном рынке труда хотя и очень медленно, но все же начинает выравниваться. Прогнозы как пессимистов (в стиле "туши свет - сливай воду"), так и оптимистов ("все будет хорошо!") традиционно не сбылись. Золотой же середины придерживаются те, кто рассуждает приблизительно так: радостной ситуацию назвать нельзя, но некоторым удается вполне успешно работать.

Зарплаты в интересующем нас секторе в среднем упали вдвое. Если хорошая "базовая" зарплата в докризисный период для верстальщика-москвича, работающего на Мас, исчислялась 800 долларами (см. Publish № 1 за 1998 год), то в настоящий момент - 400-500 долларов для той же позиции выглядят очень даже привлекательно. Особенно для безработных, которых в области допечатных процессов стало предостаточно. Сильно поубавившиеся рекламные агентства и рекламные отделы оставили без работы множество верстальщиков. Компании, занимающиеся продажей допечатного и печатного оборудования, в настоящее время имеют отличную возможность задешево нанять очень квалифицированных технических специалистов из фирм, которые еще недавно были грозными конкурентами.

В одном из прошлых номеров (см. Publish № 7-8 за 1998 год) я рекомендовал дизайнерам и верстальщикам пройти тест Adobe Certified Expert Program и стать сертифицированными специалистами по продуктам Adobe. Но сертификация оказалась не таким простым делом. На практике это ПО оказалось для отечественных центров тестирования экзотикой, в отличие от "стандартных традиционных" продуктов от Novell и Microsoft. Видимо, дело тут в отсутствии достаточного количества дизайнеров и верстальщиков, желающих сертифицироваться, - не образовалась "критическая масса".

В процентном отношении сильнее всего пострадали "сливки общества" - дизайнеры-"креаторы". В схожем положении оказались Web-дизайнеры. Уровень их заработков упал в три-четыре раза при уменьшении количества заказов. Как известно, большинство лучших дизайнеров работают на "вольных хлебах". Спрос на хорошие идеи и качественный креатив, по нашим оценкам, упал. Что странно, ибо при уменьшении сумм, выделяемых на проведение рекламных кампаний, блестящая идея способна скрасить (в прямом и переносном смысле) скудный бюджет. С точки зрения рекрутера, оцениваю падение спроса на креатив (и, соответственно, на хороших дизайнеров) как временный перегиб.

Новая тенденция среди работодателей - специальные пожелания к претендентам на вакантные рабочие места. Все очень логично - когда есть из чего, то есть из кого, выбирать, то почему бы не повысить требования. Например, хорошо, если верстальщик умеет рисовать руками. Поэтому верстальщикам стоит дополнить свои портфолио рисунками, если таковые имеются. Радует то, что уже более трети верстальщиков и дизайнеров научились, в принципе, портфолио составлять. Еще год назад этот показатель составлял примерно двадцать процентов. Усилились требования к владению аппаратной базой. Вполне обычной стала ситуация, когда от претендента на позицию "дизайнера-верстальщика" ждут профессиональных навыков сканирования и работы с фотонаборным автоматом. В известном смысле подобная утрата специализации является шагом назад и кажется не вполне оправданной. Но такова реальность, с которой нельзя не считаться.

В последнее время стали несколько чаще попадаться портфолио, украшенные чужими работами. Это, конечно, печалит. Ведь человек, однажды уличенный в нечестности, легко попадает в "черный список". Понятно, что ждать расположения рекрутера такому человеку не придется.

Если вы занимались "переделыванием" чужих работ - это не страшно. Некоторые называют подобное явление постмодернизмом. Поэтому не стесняйтесь - поместите оригинал (исходные чужие работы) рядом со своими шедеврами, созданными "по мотивам". Тогда это будет не плагиатом, а лишь примерами вашей творческой деятельности, а также доказательствами владения графическими редакторами.

Украсьте свое портфолио не только образцами готовых, законченных работ, но и пошаговыми (пофазными) этапами: эскизы (отлично, если эти самые эскизы будут нарисованы от руки!), отвергнутые варианты, распечатка на черно-белом лазернике, цветная распечатка. Поверьте, портфолио с подобными "расфазовками" выглядят не только нарядно, что само по себе хорошо, но еще и более убедительно.

В абсолютном отношении наименее защищенными оказались верстальщики средней и невысокой квалификации, основным рабочим инструментом которых является РС, а не Мас. Прекрасно отдаю себе отчет, что рекрутеры являются отличной (при этом бесплатной!) группой поддержки продуктов компании Apple. Наиболее удачно переживают кризисные времена специалисты, тесно связанные непосредственно с печатью, в частности работающие в области печати этикеток. Эта часть полиграфии оказалась одной из наиболее востребованных. Отсюда бесплатный совет: даже если ваша специализация - допечатные процессы, ищите работу там, где печатают: шансы найти будут выше. И как это ни банально, но общая рекомендация - повышать свою квалификацию, любить Мас и находиться поближе к печатному станку (то есть к реальному сектору, к реальному производству) - еще долго не потеряет своей актуальности.


Сергей Юрлов - координатор кадрового агентства Enter будет рад вашим письмам по адресу: iourlov@osp.ru.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ


Новый номер

Тема номера: Текстильная печать: итоги, тренды, планы. Женский взгляд на цвет. GO!Digital WJ-640S. ARK-JET UV 2942. DRUPA 2024. О людях-барометрах и кадровых проблемах. Пути листового офсета. «Притяжение» будет. Широкоформатная печать. ПРОДЭКСПО 2024.



Как сегодня привлекать и удерживать персонал?
    Проголосовало: 105