101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Дефекты на офсетном оттиске

  • Стефан Стефанов
  • 20 июля 1999 г.
  • 58990

Дефекты как критерии качества

Любые дефекты заслуживают пристального внимания уже по той причине, что изрядно портят нам жизнь, создавая всевозможные проблемы. И, что самое неприятное, проблемы эти нам же самим и решать.

Для точной идентификации дефектов стоит вплотную познакомиться с ними: изучить их механизмы и характерные признаки, узнать о причинах, их порождающих. Это требует усилий. Всем известна сентенция Суворова: «Тяжело в учении, легко в бою». Последуем за гениальным практиком и вспомним великого теоретика и философа жизни: «Нельзя объять необъятное». Поэтому ограничимся только рассмотрением дефектов на офсетном оттиске, и то лишь в определенном ракурсе.

Не хватает голубой
Без нарушений
Не хватает пурпурной и желтой

Общеизвестно, что качество оттиска зависит от способа и технологии печати, равно как и от уровня нормализации печатного процесса, качества и сочетаемости используемых основных и дополнительных материалов.

На сегодняшний день самый распространенный способ печати — это офсетный с плоской печатной формой (на алюминиевой, полиэстерной или бумажной основе). По технологии — это листовая и рулонная печать, классическая и «резина к резине», традиционная и так называемая цифровая, включая и плоскую офсетную без увлажнения.

Рассмотреть дефекты, присущие всем типам процессов, в одной статье невозможно, поэтому сосредоточимся только на традиционной классической листовой технологии.

Всем, кто находился около печатной машины и кому приходилось мириться с мыслью о том, что полученное качество является пределом в конкретных условиях, известно чувство неудовлетворенности и сомнения. Особенно тяжело, когда дефект явный, бросающийся в глаза, а печатник разводит руками, считая, что ничего сделать нельзя. И уж совсем неприятно, когда печатник твердит, что фотоформы плохие, бумага не та, — в общем, виноваты все, но только не он.

Цель данной статьи — классификация дефектов, возникающих на офсетном оттиске и выявление области возможных причин их возникновения.

Прежде всего, следует дать определение отдельного дефекта, разграничить и выделить его из множества других.

Дабы придать этому процессу некое подобие порядка, была сделана попытка выделить основные дефекты в отдельные группы с общими признаками и параметрами. Приведенная схема дает представление об основных дефектах и их особенностях. А сделать каждый из дефектов узнаваемым можно только дав точное и однозначное определение каждому из них. Для более оперативного поиска все термины в предлагаемой таблице расположены по алфавиту.

Вероятные причины дефектов и методы их устранения

Предлагаемый материал прежде всего предназначен для людей, которые отвечают за качество оттиска, т. е. являются, как правило, контролерами, а не исполнителями, следовательно этот вопрос должен быть рассмотрен под соответствующим углом зрения.

Для печатников существуют инструкции, содержащие подробные рекомендации по данной теме. Инструкции по печатным процессам снабжены обязательной таблицей, где приведены все возникающие дефекты, и не только на оттиске, но и на машине; причины, которые вызывают эти дефекты и различные варианты их устранения. Большая таблица для печатников по этой проблеме приведена в книге А. А. Солдатова «Печатнику-офсетчику. Словарь-справочник», «Книга», 1984 г. Объем справочника 175 стр., 34 стр. из них занимает таблица дефектов с причинами их возникновения и методами устранения.

Интересные рекомендации, как для печатников, так и для технологов-полиграфистов помещены в книге Вольфганга Валенского «Бумага + печать», М., «Цандерс & Дубль В», 1996 г. Кроме того, есть прекрасно иллюстрированное издание, которое до сих пор не потеряло своей актуальности и может служить настольной книгой любого печатника. Речь идет о книге П. Мюллера «Офсетная печать. Проблемы практического использования», М., «Книга», 1988 г. На этом завершим обзор литературы, предназначенной для печатников и рассмотрим проблему качества с точки зрения заказчика, который хочет быть уверен, что качество полученное на оттиске — это максимум того, что можно выжать из имеющихся материалов и технологии, при условии, что печатник дока в своем деле.

Начнем наш обзор с градационных дефектов. Они сразу бросаются в глаза. Это дефекты, связанные с регулированием подачи краски: «серая» печать, «жирный» оттиск и «завал теней». «Завал теней» может быть вызван сильным растискиванием или растеканием краски по порам бумаги, что особенно характерно для газетных и немелованных бумаг. Еще одно объяснение — некачественная (неправильно экспонированная или недопромытая) печатная форма. Точно определить причины дефектов должен печатник или мастер. Их устранение может потребовать переделки формы. При изменении общей подачи краски можно наблюдать плавный переход от «серой» печати через нормальный оттиск к «завалу» теней и «жирному» оттиску. При уменьшении общей подачи краски те же изменения произойдут в обратном порядке.

«Провал» светов и потеря контраста — это, как правило, плохая печатная форма или плохая фотоформа. Потеря контраста может быть вызвана также высоким давлением печати, скольжением в зоне печати, несочетаемостью краски с бумагой.

Ворсинки на изображении оттиска

Графические дефекты хорошо заметны в десятикратную лупу. Растискивание штриха вызвано давлением печати или чрезмерной подачей краски. Смазывание штриха обусловлено скольжением в зоне печати. Из всех графических дефектов только рваный штрих может быть вызван некачественной печатной формой или некачественной фотоформой. Рваный штрих на оттиске также появляется в результате нарушения баланса «вода-краска». Чрезмерная подача увлажняющего раствора при печати штриховых изображений и текста облегчает процесс печатания (этим зачастую и злоупотребляют печатники). Однако такой прием может привести к разрыву штриха изображения и текста на оттиске.

Механические дефекты, как правило, связаны с влажностью бумаги, липкостью краски, со скоростью печати и сушки оттисков в процессе печатания. Они могут быть устранены печатником — путем замены бумаги или краски.

Процессные (общетехнологические) дефекты должны быть ликвидированы печатником. Их устранение зависит только от настойчивости заказчика или его представителя и от мастерства печатника.

Выщипывание и пыление бумаги

Оптические дефекты при хорошем цветовом зрении, внимательной и критичной оценке оттисков хорошо заметны невооруженным взглядом. Пятнистость, разнооттеночность и полошение — это дефекты процесса печатания (баланса «вода-краска», подачи краски, подачи увлажняющего раствора), красочного и увлажняющего аппаратов и офсетного полотна (продав, неровности, изношенности, неправильная регулировка). В числе причин также и недостаточное давление печати. Возможность устранения подобных дефектов зависит от мастерства печатника и состояния печатной машины. Нарушение «баланса по серому» происходит от неправильного соотношения общей подачи красок триады — если баланс нарушен по всему оттиску. Когда на одной иллюстрации лицо синее, а рядом на другой иллюстрации — розовое, то причина в местной подаче одной или двух красок триады или в нарушении «баланса по серому» на цветоделенных фотоформах. Все перечисленные оптические дефекты — прерогатива печатника. Заказчик может только обратить внимание исполнителей на эти дефекты. Просвечивание и пробивание краски — это в большей степени проблема заказчика. Для ее решения вполне может быть достаточно заменить краску или бумагу.

Несовмещение текста

Из структурных дефектов только муар может быть вызван некачественными фотоформами и потребовать их перевывода. Все остальные (непропечатка, неприводка, несовмещение красок и текста по выворотке, тенение, смазывание, дробление и двоение) за исключением марашек и ворсинок — с трудом поддаются исправлению и требуют от печатника профессионализма и умения реагировать на изменения. Для устранения марашек и ворсинок необходимо смыть посторонние элементы с печатной формы и офсетной резинотканевой пластины.

Тенение связано с печатной формой и с рН (кислотностью) увлажняющего раствора. Очень часто оно возникает при печати металлизированными красками, на фольге или металлизированной бумаге или при плохо вымытой после использования этих материалов системе увлажнения.

Тенение

Непропечатка может быть вызвана дефектом на форме или продавом на офсетной резинотканевой пластине или на красочных накатных валиках. Причины несовмещения и неприводки — плохая регулировка машины или деформация бумаги. Деформация из-за увлажнения часто происходит в многокрасочной секционной печатной машине после нанесения первой краски. Смазывание, двоение и дробление обусловлены неотлаженностью печатного аппарата или машины в целом. Устранить эти дефекты довольно сложно, для этого требуется много времени. Двоение может объясняться также загрязненностью офсетной резинотканевой пластины, — чтобы избавиться от этого, достаточно ее промыть.

Устранение любого дефекта требует профессионализма и времени. Главная роль в этом принадлежит печатнику, во многом от него зависит, возникнут ли дефекты на оттиске, и будут ли они быстро и своевременно устранены. Для этого созданы обширные таблицы (о них уже говорилось в статье), в которых указываются причины возникновения дефектов и даются рекомендации по их устранению. Ниже приводится фрагмент такой таблицы только по одному дефекту, который изрядно портит жизнь печатникам.

Шкалы и контрольный оттиск

Печатный процесс при выполнении заказа начинается с получения контрольного оттиска. Печатник здесь главный исполнитель. Все в его руках и все зависит от его знаний и опыта.

Шкала для контроля офсетного печатного процесса ОКП-1
А — общая подача для желтой, пурпурной, голубой и черной красок;
Б — переход краски при наложении слоев разных красок на оттиске (треппинг) по плашкам и в полутонах (растровое поле) для синего (голубая + пурпурная), красного (желтая + пурпурная) и зеленого (голубая + желтая) бинарных наложений соответственно;
В — цветовой баланс «по серому». Степень нейтральности серого синтезированного на оттиске из трех цветных красок оценивают в сравнении со шкалой черной краски, которая расположена рядом;
Г — растискивание печатных элементов для каждой из четырех красок;
Д — скольжение;
Е — двоение и воспроизведение на оттиске растровых элементов изображения в светах и глубоких тенях;
Ж — контроль градационной характеристики печатного процесса.

Контрольный оттиск подписывает мастер. Как правило, контрольный оттиск согласуют и с заказчиком (по его желанию). Это облегчает потом процедуру сдачи тиража.

Контрольный оттиск служит эталоном при печатании всего тиража. Его используют при оценке качества получаемых тиражных оттисков.

При правильной подготовке офсетной листовой печатной машины к печатанию и при хорошем качестве печатной формы весь тираж печатают без остановки машины. Перерывы в печатании тиража могут возникнуть только при смене бригады печатников или для смывки офсетного полотна. Даже смена стапеля при наличии системы «non stop» не требует остановки машины.

Двоение (дробление)

Процесс печатания должен проходить при минимальном увлажнении и постоянной кислотности увлажняющего раствора. Весь процесс подготовки печатной машины, получения контрольного оттиска и печатания тиража печатник осуществляет, контролируя и оценивая качество изображения на оттисках и по контрольной шкале печатного процесса.

По определению, контрольная шкала печатного процесса — это комплект контрольных элементов, полей и тест-объектов, который присутствует на оттиске и дает возможность оценивать и контролировать отдельные параметры печатного процесса или их суммарные эффекты во время печатания или уже на готовой продукции.

Разработано множество контрольных шкал. Они различаются по структуре в целом и строению контрольных элементов в частности. Но у всех контрольных шкал присутствуют элементы для контроля и оценки параметров печатного процесса, такие как: общая подача краски; переход краски при наложении слоев разных красок на оттиске (треппинг); цветовой баланс «по серому»; повышенное растискивание печатных элементов; скольжение; двоение; совмещение красок на оттиске; контраст печати в тенях растрового изображения; воспроизведение на оттиске растровых элементов изображения в светах и глубоких тенях.

Смазывание

Контроль печатного процесса по шкалам проводят визуально и с применением измерительных приборов, таких как лупа, измерительная лупа, денситометр или спектрофотометр.

На примере шкалы для контроля офсетного печатного процесса ОКП-1 рассмотрим назначение отдельных ее элементов. Контроль градационной характеристики печатного процесса или кривой печати для четырех красок осуществляют по соответствующим шестипольным шкалам инструментальным путем при помощи денситометра. По градационной характеристике печатного процесса оценивают воспроизведение тонов изображения на оттиске по всему спектру оптических плотностей (в светах, полутонах и тенях).

Контрольные кресты для контроля совмещения красок на оттиске с нониусной шкалой

Общую подачу краски, как видно из примера, контролируют по плашкам. Плашки могут иметь форму квадрата, прямоугольника, полоски, круга, но при всем разнообразии форм это всегда плашка. И в контрольной шкале будет столько одинаковых контрольных элементов, сколько красок необходимо контролировать. Элементы на оттиске окрашены в цвет печатных красок, используемых при печати.

Треппинг контролируют по элементам, как правило, имеющим такую же форму, как и у элементов контроля общей подачи краски.

Баланс «по серому» также отслеживают по элементам, имеющим форму, аналогичную с элементами контроля общей подачи краски, но на оттиске они должны быть окрашены в серый цвет.

Для контроля растискивания растровых элементов могут использоваться полоски, квадраты, надписи или цифры. Элементы для контроля скольжения в процессе печатания имеют линейчатую структуру в виде решетки. Если в процессе печатания скольжение перпендикулярно направлению линии — линия утолщается. Если скольжение происходит по направлению линии — линия остается без изменений. Этот эффект и используется при построении элементов для контроля скольжения при печатании оттиска.

Воспроизведение на оттиске мелких растровых элементов контролируют по полям, имеющим растровые элементы с различной относительной площадью, например, 1%, 3%, 5% и 99%, 97%, 95%.

Контроль совмещения красок на оттиске при печати многокрасочных изображений проводят с использованием в качестве контрольных элементов приводочных крестов — тонких линий пересекающихся перпендикулярно. Чем меньше разброс крестов, напечатанных разными красками, на оттиске, тем лучше совмещение красок. Идеальный случай, когда на оттиске присутствует только черный крест и в лупу видны как радуга цветные края.

Вместо заключения

Конечно, данный материал не сделает читателя экспертом по приемке листовой печатной продукции, полученной традиционной офсетной листовой печатью. Верно другое. Читатель получит в свои руки компас. Он уже будет знать, в каком направлении двигаться, куда смотреть, у кого и что спрашивать, с кого и что требовать, поскольку знает дефекты «по именам». Точно так же как и при изучении иностранного языка: человек еще плохо разговаривает, но уже почти все понимает, и его уже начинают понимать. Его слушают, подбадривают и даже говорят комплименты. А это уже много. Любая, даже самая длинная дорога начинается с первого шага. А дорогу, как известно, осилит идущий. Bonne chance!

Алфавитный перечень дефектов на офсетном оттиске

Волнистость оттисков — неровность с нарушением плоскостности поверхности листа бумаги в виде возвышений и впадин неправильной формы, как правило, в поперечном направлении по краям листа.

Ворсинки на изображении — белые волосообразные непропечатанные участки на оттиске, особенно заметные на плашках и в тенях изображения.

Выщипывание — разрушение поверхностного слоя (пленки) краски по краям печатных элементов оттиска в процессе печатания и переход частицы краски снова на офсетное полотно.

Двоение — двойное воспроизведение (с небольшим смещением) на оттиске одного и того же печатающего элемента. Обычно, смещенное изображение печатающего элемента имеет меньшую интенсивность, чем основное. Этот дефект существенно меняет цветовые характеристики, снижает резкость изображения и, таким образом, заметно ухудшает качество и сказывается на восприятии изображения.

Дробление — воспроизведение на оттиске одного и того же печатающего элемента дважды — со смещением. Второе изображение деформируется в форме «огурца». Часто дробление аналогично по результатам двоению печатных элементов на оттиске, но причины у них разные.

Жирный оттиск — контрастное, черное, перенасыщенное изображение на оттиске, связанное с чрезмерной подачей печатной краски к печатной форме.

Завал теней — уменьшение количества различимых деталей (градационных уровней) в тенях изображения на оттиске.

Загрязнение оттиска — присутствие на оттиске, в том числе, и на незапечатанных его участках, пятен краски, масла, клея или других веществ и растворов.

Задир мелованного слоя — выдирание в виде полосок верхних слоев в мелованном слое бумаги в процессе печатания.

Марашка — мелкие, визуально-заметные на оттиске следы краски, печатных элементов, которых нет на фотоформе; белые пятна, свидетельствующие об отсутствии целых фрагментов изображения. Обычно марашки возникают при попадании на печатную форму или на офсетную резинотканевую пластину посторонних частиц (кусочков бумаги, засохшей краски, пыли и пр.), которые создают дополнительные (паразитные) печатающие элементы или уничтожают часть их поверхности.

Муар — видимые, периодически повторяющиеся пятна (посторонний рисунок в виде сетки), полосы или линии, возникающие на оттиске при наложении двух или более периодических плоскостных структур (растровых изображений) вследствие неприводки печатных красок, незначительного смещения печатных форм по отношению друг к другу, при использовании фотоформ, имеющих муар, и в др. случаях.

Нарушение «баланса по серому» — нарушение нейтрально серой составляющей цветного изображения на оттиске вследствие отклонения подачи краски (красок) от нормы и/или нарушения режимов печатания, например, увеличения давления в одной из секций многокрасочной печатной машины, скольжения, неправильного цветоделения и пр.

Неприводка лица и оборота — несовпадение полос на двух соседних страницах одного листа издания. Колонтитулы, колонцифры, строки (особенно верхние и нижние) не совпадают при рассматривании на просвет.

Непропечатка — дефект, при котором краска с части печатающих элементов не передается на бумагу. Отсутствие части печатных элементов одной или нескольких красок на оттиске. Провал на оттиске части изображения или его отдельных фрагментов (как правило, в светах), присутствующих на печатной форме возникает вследствие плохой отладки красочного аппарата, повреждения накатных валиков, продава резинотканевой пластины, дефекта печатной формы, невосприятия краски печатающими элементами формы и пр.

Несовмещение красок — линейное и (или) угловое смещение изображений, выполненных различными печатными красками на оттиске при синтезе многокрасочного изображения в процессе печатания. Несовмещение красок происходит вследствие некачественного выполнения приводки, приладки печатных форм или изготовления самих цветоделённых фотоформ, а также из-за деформации фотоформ, офсетных печатных форм, дефектов монтажа, неточности подачи и/или передачи листов бумаги, деформации бумаги при изменении ее влажности в процессе печатания и др. причин.

Несовмещение текста по выворотке — появление белых полей (щелей) между буквами и фоном.

Осыпание краски (меление) — отделение, шелушение или стирание под действием лёгкого трения слоя печатной краски после высыхания оттиска вследствие ряда причин: высокой впитывающей способности бумаги, излишне жидкой и быстровпитывающейся краски, повышенной кислотности увлажняющего раствора, его чрезмерной подачи.

Отмарывание — дефект, при котором печатная краска сразу после нанесения переходит с запечатанной стороны предыдущего оттиска на обратную сторону последующего. Отмарывание можно уменьшить или полностью устранить применением противоотмарывающих средств (специальных порошков, силикона, специальных материалов для покрытия передаточных цилиндров и пр.).

Перетискивание — переход на последующий оттиск не полностью закрепившейся на оттиске печатной краски под действием веса стопы. Перетискивание — это отмарывание, которое может произойти при накоплении высокой стопы оттисков на выводном устройстве, а также при плохом закреплении краски, при медленном ее высыхании на оттиске, вследствие неправильного подбора краски и бумаги, насыщенности изображения, чрезмерной подачи печатной краски и др. причин.

Потеря контраста — снижение контраста на оттиске в процессе печатания тиража из-за нарушения технологических условий печати (эмульгирование краски, уменьшение вязкости краски).

Пробивание краски — проникновение печатной краски через бумагу на ее обратную сторону. При этом качество оттиска снижается по мере впитывания краски. Такое явление чаще всего наблюдается при применении красок, приготовленных на невысыхающих связующих.

Провал светов — отсутствие растровых элементов одной или более красок в диффузионных светах (самые светлые участки изображения, в которых еще заметны детали) полутонового изображения на оттиске. (Блики на картинках не рассматриваются как дефекты, так как это необходимая деталь изображения.)

Продольное или поперечное полошение — образование на оттисках визуально заметных продольных или поперечных полос в процессе печатания. Полошение может возникнуть из-за плохой регулировки печатного и красочного аппаратов, а также из-за износа или повреждения красочных валиков, биения накатных валиков, цилиндров или зубчатых передач печатной машины.

Просвечивание — визуально заметные полосы страниц оттиска с обратной стороны запечатываемого материала.

Пузыри на поверхности — вздутия мелованного слоя бумаги (наблюдаемые даже на бумаге машинного мелования) на оттиске.

Пятнистость плашки — визуально заметная неравномерность распределения краски в виде пятен на поверхности плашки на оттиске.

Разнооттеночность оттиска — неравномерное распределение краски на фоновых участках оттиска, например, вследствие эмульгирования краски, плохого перехода краски на печатную форму и на оттиск, плохого закрепления последующих красок на оттиске при многокрасочной печати, особенно, при печатании по технологии «сырая по сырому».

Разнооттеночность печати — визуально заметные колебания цвета (при многокрасочной печати) и насыщенности черного (при черно-белой печати) на разных оттисках одного тиража.

Повышенное растискивание — увеличение размеров печатных штриховых и растровых элементов на оттиске в процессе печатания, приводящее к градационным и цветовым искажениям на оттиске.

Серая печать — малоконтрастное, серое, не сочное изображение на оттиске, связанное с недостаточной подачей печатной краски к печатной форме или недостаточным давлением. Черно-белый оттиск с малым контрастом между фоном и запечатанными участками.

Складки и морщины — деформации, плиссирование на бумаге (оттиске), полученные при изготовлении бумаги, при ее намотке на рулон или при прохождении бумаги через печатную машину.

Склеивание оттисков — соединение (слипание) касающихся поверхностей оттисков вследствие плохой впитываемости краски и высокой остаточной липкости красочного или лакировального слоя.

Скручивание оттисков — деформация поверхности листа оттиска, в результате которой он полностью или частично приобретает форму цилиндра. Происходит при изменении внешних условий либо при одностороннем смачивании листа при прохождении бумаги через печатную машину.

Смазывание — дефект процесса печатания, возникающий при скольжении двух поверхностей в зоне контакта печатания. Смазывание приводит к утолщению линий в направлении скольжения и превращению точечных растровых элементов в кометы, ориентированные по направлению скольжения.

Тенение — наличие закрашенных микроучастков обычно в виде тени, сыпи, скопления точек и т. п. на пробельных участках оттиска.


Дефекты, сгруппированные по технологическим признакам

Структурные Муар
Марашка
Ворсинки на изображении
Непропечатка
Несовмещение красок
Неприводка лица и оборота
Несовмещение текста по выворотке
Тенение
Смазывание
Дробление
Двоение
Оптические Пятнистость плашки
Разнооттеночность оттиска
Разнооттеночность печати
Продольное или поперечное полошение
Нарушение «баланса по серому»
Просвечивание
Пробивание краски
Дефекты
на офсетном
оттиске
Волнистость оттисков
Скручивание оттисков
Склеивание оттисков
Механические Складки и морщины
Пузыри на поверхности оттиска
Осыпание краски (меление)
Выщипывание
Задир мелованного слоя
Графические Растискивание штриха
Рваный штрих
Смазывание штриха
Градационные «Серая» печать
«Жирный» оттиск
«Завал» теней
«Провал» светов
Потеря контраста
Процессные
(общетехноло-
гические)
Отмарывание
Перетискивание
Загрязнение оттиска

К структурным дефектам относятся все дефекты, которые портят структуру (взаимное расположение и взаимодействие элементов) изображения оттиска. Они, как правило, возникают при нарушении технологии управления печатным процессом.

Оптические дефекты связаны с нарушением цвета (включая и оттенки серого). Их возникновение связано с поведением краски в печатном аппарате в процессе печатания, ее взаимодействием со слоями краски, которые уже на бумаге и с самой бумагой. Если структурные дефекты вызваны нарушением технологии управления печатным процессом, то оптические зависят от используемых материалов, т. е. их можно назвать материальными.

Процессные дефекты — очень близки к оптическим, но обусловлены нарушением технологического процесса как целого, а не только его управленческой части. Процессные дефекты связаны с поведением краски не только в печатном аппарате, но и в печатной машине в целом и даже вне печатной машины (например, перетискивание или загрязнение оттисков). Процессные дефекты можно еще назвать общетехнологическими.

Механические дефекты меняют физическую форму оттиска или разрушают его отдельные части. Они имеют физико-химическую природу: склеивание, адгезия, когезия, скручивание и пр. Механические дефекты не связаны с механизмами печатной машины.

Графические дефекты, как и оптические, меняют графику элементов изображения оттиска. Они тоже вызваны нарушением технологического процесса. Вот почему процессные дефекты не очень корректно называть общетехнологичными.

Градационные дефекты* — меняют градацию полутоновой иллюстрации на оттиске или градацию изображения оттиска в целом.

* Градация — ранжированный ряд (расположение в определенной последовательности) величин оптических характеристик оттиска, оригинала, фотоформы и пр. Градация является мерой изобразительной информации иллюстраций при оценке полутоновых изображений и отражает количественные различия между тонами изображения. В полиграфии различают градации истинные или искусственно созданные. Изображения с истинными градациями называют полутоновыми, как правило, это изображения оригиналов. Изображения с искусственно созданными градациями за счет растрирования называют растровыми. Штриховые изображения имеют два уровня градации — белое и чёрное, т. е. свидетельствующие о наличии или отсутствии краски.


Рекомендации печатникам по устранению дефекта «тенение»

Возможные причины:
1. Бумага имеет повышенную щелочность или содержит в проклейке вещество, стимулирующее эмульгирование краски;
2. На печатную форму подается большое количество увлажняющего раствора;
3. Печатание ведется только что откорректированными красками;
4. Снижена по какой-то причине вязкость краски;
5. Пигмент вымывается из краски увлажняющим раствором (краска идет на воду);
6. Эмульгирование краски;
7. Неправильно прилажены валики увлажняющего аппарата;
8. Разрушение пробельных элементов сильным прижимом накатных валиков;
9. Разрушение пробельных элементов бумажной пылью;
10. Плохо обработанные пробельные элементы при изготовлении печатной формы.

Действия по устранению
1. Заменить бумагу. Использовать увлажняющий раствор повышенной кислотности;
2. Уменьшить подачу увлажняющего раствора;
3. После корректировки выдержать краску в течение 4 — 6 часов;
4. Устранить причину снижения вязкости или заменить краску на более вязкую;
5. Поддерживать рН увлажняющего раствора на технологическом уровне;
6. Установить и устранить причину эмульгирования краски;
7. Проверить правильность установки и приладки увлажняющих валиков;
8. Проверить правильность установки и приладки красочных накатных валиков;
9. Определить причину пыления бумаги;
10. Если нельзя восстановить пробельные элементы, то следует заменить печатную форму.

Залогом успеха и гарантией защиты от дефектов в процессе печатания тиража является тщательная подготовка печатной машины к работе.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
С иголочки: всё о брендировании текстиля

Брендированный текстиль — это эффективный маркетинговый инструмент и отличный способ повысить лояльность клиентов и команды. Одежда — это беспроигрышный корпоративный подарок, поскольку люди хотят комфорта, удобства и при этом оставаться стильными и сопричастными общему делу. Но текстиль должен быть качественным и соответствовать ожиданиям целевой аудитории, чтобы обеспечить максимальную эффективность. Рассказываем о том, что делает мерч по-настоящему узнаваемым и индивидуальным, — о персонализации.

Бумага и картон в России: кто и что делает в 2024 году

В октябре 2022 года Евросоюз запретил импорт древесной массы и бумаги из РФ, поэтому отечественным ЦБК пришлось переключиться на поставки своей продукции в первую очередь российским предприятиям, а также перенаправить экспортные потоки на азиатские рынки, рынки Латинской Америки и Северной Африки. Как обстоят дела в сфере производства бумаги и картона — читайте прямо сейчас.

Брендирование мерча: всё, что нужно знать в 2024 году

Нанесение изображения на сувенирную продукцию (мерч) помогает в формировании индивидуального, хорошо узнаваемого, продающего образа компании. Технологии не стоят на месте, и в последнее время на рынке появилось множество новинок в области персонализации. Мы побеседовали с участниками рынка промопродукции и выяснили, какие виды нанесения с «вау-эффектом» они могут предложить клиентам.

Прометей Пролеткульта

К концу тридцатых годов прошлого века советская экономика развернулась во всю свою мощь, вырвавшись на второе место в мире по валовой продукции машиностроения, по выработке электроэнергии, алюминия, чугуна, по добыче ключевых природных ископаемых, а по темпам среднегодового роста экономики СССР поставил непревзойдённый никем до сих пор рекорд в 13,8%. А в апреле 1939 года после быстротечного судебного процесса был расстрелян Алексей Гастев — один из создателей советского экономического чуда. В жернова «чистки» попал основатель НОТ (научной организации труда) и самый передовой в области производительности труда идеолог эпохи.



Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 38