101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Меню для фотонабора

  • Игорь Терентьев
  • 26 августа 1999 г.
  • 8430

Несмотря на внедрение различных технологий прямого вывода форм, изготовление форм с пленок остается наиболее распространенным и доступным способом подготовки к печати полиграфической продукции.

Какое оборудование в организациях, занимающихся допечатной подготовкой, самое дорогое? Чаще всего ответ один — фотонаборный автомат (ФНА), если таковой имеется. Многие сервисные бюро начинали свою деятельность именно с приобретения ФНА, а уже заработанные с его помощью деньги вкладывали в расширение спектра услуг и развитие производства — покупали высококачественные сканеры, устройства изготовления цветопроб, графические рабочие станции и другое необходимое в допечатной подготовке оборудование.

Однако у ФНА есть одна неприятная особенность — они любят «покушать», причем хорошо и дорого: основная «пища» для них — это фототехническая пленка, а для ее последующей проявки в процессорах нужны химические реактивы. Именно об этих расходных материалах и пойдет речь в данной статье.

Основных производителей, продукция которых наиболее широко представлена в России, всего два — Agfa Geavert (http://www.agfa.com) и Kodak Polychrome Graphics (http://www.kpgraphics.com). По некоторым данным, вместе они делят не менее 80% нашего рынка фототехнической пленки. Среди других производителей — компании Eurofilm, FujiFilm, Konica, Typon, а также АО «ТАСМА-Холдинг».

В лучах лазера

В принципе, фототехническая пленка ничем не отличается от обычной черно-белой фотопленки, применяемой для съемки с помощью фотоаппаратов. Разница в том, что экспонироваться фототехническая пленка должна не обычным светом, а когерентным излучением лазерного источника.

В современных и не очень ФНА используются различные типы лазеров: гелий-неоновые лазеры с длиной волны 630—633 нм, лазерные диоды видимого красного света с длиной волны 650—670 нм, инфракрасные лазеры с длиной волны 780 нм и аргоновые голубого света (в настоящее время ФНА с такими лазерами выпускается очень мало) с длиной волны 488 нм. Особый случай — источники света для фоторепродукционных аппаратов, которые используются, например, для получения пленок методом переконтакта.

Свойства фоточувствительного слоя пленки оптимизированы под определенный тип излучения. Например, для пленки Agfa Alliance Recording приняты следующие обозначения:

  • HN — красночувствительная пленка для экспонирования красным лазерным диодом (630–670 нм), подложка —100 мкм;
  • HS — для экспонирования гелий-неоновым лазером (633 нм), повышенная чувствительность;
  • IR — пленка для экспонирования инфракрасным лазером, подложка 100 мкм;
  • LD-Screen — для ФНА с матрицей лазерных диодов.

С маркировкой пленок компании Kodak можно ознакомиться в таблице.

ФОТОТЕХНИЧЕСКАЯ ПЛЕНКА KODAK

Спецификация (SP***) Пояснения
351 Пленка намотана эмульсией внутрь на картонную втулку диаметром 71,2 мм (2,805 дюйма).
354 Пленка намотана эмульсией внутрь на картонную втулку диаметром 71,2 мм.
385 Пленка намотана эмульсией наружу на картонную втулку диаметром 71,2 мм.
390 Пленка намотана эмульсией наружу на картонную втулку диаметром 71,2 мм. Загрузка при дневном освещении.
390R Пленка намотана эмульсией внутрь на картонную втулку диаметром 71,2 мм. Загрузка при дневном освещении.
820 Пленка намотана эмульсией внутрь на картонную втулку диаметром 50,8 мм (1,995 дюйма).
829 Пленка намотана эмульсией внутрь на картонную втулку диаметром 50,8 мм. Загрузка при дневном освещении.
829R Пленка намотана эмульсией наружу на картонную втулку диаметром 50,8 мм. Загрузка при дневном освещении.
867 Намотка эмульсией внутрь. Пленка упакована в пластиковую кассету для установки на экспонирующее устройство при дневном освещении.
889 Пленка намотана эмульсией внутрь на картонную втулку диаметром 28,8 мм (1,135 дюйма).
989 Пленка намотана эмульсией наружу на барабан диаметром 71,2 мм с торцевыми пластиковыми ограничителями. Загрузка при дневном освещении.
989R Пленка намотана эмульсией внутрь на барабан диаметром 71,2 мм с торцевыми пластиковыми ограничителями. Загрузка при дневном освещении.
993 Пленка намотана эмульсией внутрь на картонную втулку диаметром 50,8 мм с торцевыми пластиковыми флэнджерами и ограничителями по ширине. Загрузка при дневном освещении.
993R Пленка намотана эмульсией наружу на картонную втулку диаметром 50,8 мм с торцевыми пластиковыми флэнджерами и ограничителями по ширине. Загрузка при дневном освещении.

Важный параметр пленки с точки зрения покупателя — удобство ее формата для вывода определенных типов заданий.

Во-первых, пленка может поставляться не только в рулонах (наиболее распространенный случай), но и в листах (например, для редких теперь ФНА с листовой подачей и цветокорректоров, которые сейчас иногда модернизируют и превращают в ФНА, управляемый растровым процессором). Для рулонной пленки нужно правильно выбрать ширину. Подробную таблицу соответствия форматов пленки по ширине с большинством существующих ФНА можно, например, посмотреть на сервере компании «Терем»: http://www.terem.ru/Products/Consumables/for_Imagesetters/table2.htm.

Фототехническая (и обычная) пленка состоит из двух основных слоев: эмульсии и основы. (На самом деле слоев больше — самая простая пленка состоит из 6 слоев.) Выбирая пленку, следует обращать внимание на способ ее намотки на рулон — подходящий для определенной модели способ намотки приводится в инструкции к ФНА.

При подготовке пленок к разным видам печати нужно учитывать, что формы для офсетной печати делают с пленок на прозрачной основе, а пленки для экспонирования фотополимерных форм (например, для флексографии, а иногда и для офсета) изготавливают с пленок на матовой основе. Обычно для всех типов пленки существуют два варианта исполнения — на прозрачной и матовой основе, причем в последнем случае к обозначению марки чаще всего приписывается буква m. Стандартная толщина основы — 0,1 мм (0,04 дюйма), но выпускается пленка на основе повышенной толщины — 0,18 мм (0,07 дюйма). В обозначении такой пленки часто присутствует цифра 7.

На удобство использования пленки оказывает влияние еще один фактор: возможность загрузки в ФНА при дневном свете. Впрочем, большинство производителей поставляют пленку в такой упаковке, которая позволяет выполнять загрузку при дневном свете.

Проявка

Экспонировать пленку — это только половина дела. После экспонирования ее нужно обработать. Стандартный цикл обработки включает в себя проявку (development), промывку (washing) (делается редко), фиксацию (fixing), промывку после фиксации и сушку. Все это делается в проявочном процессоре, который может подключаться непосредственно к ФНА (on-line) или работать независимо (off-line).

Здесь с расходными материалами все предельно просто. Необходимый для обработки пленки набор реактивов включает в себя проявитель и фиксаж, отвечающие стандарту Rapid Access (RA). Agfa выпускает проявители G101c, G101p и G4000c, а также фиксажи G333c и G333p. У Kodak: проявители — RA 2000, RA 2000P и другие; фиксажи — RA 3000, RA 3000P и другие. Буква P означает, что реактив поставляется в виде порошка, который растворяется в воде. К фиксажу RA 3000 можно добавлять присадку типа B, которая обладает дубильными свойствами и усиливает прочность проявленного изображения.

Использование дубящих присадок (для фиксажа Agfa — Aditan) дает полезный побочный эффект — пленка быстрее сохнет. Можно увеличивать скорость обработки, не поднимая температуру сушки и «не насилуя» пленку.

Компании-изготовители естественно рекомендуют со своими пленками «родные» реактивы для проявки, не гарантируя качественного результата при других сочетаниях. Опыт показывает (см. раздел «Правда жизни» ниже), что и в реальной жизни почти все придерживаются этого правила. Однако, с другой стороны, многие это правило нарушали и не замечали какого-либо ухудшения результатов.

«Родные» реактивы хороши тем, что для сочетания «пленка-реактивы» производитель указывает достаточно точные значения режимов обработки и истощаемость. В случае применения других реактивов придется провести длительные испытания. В условиях производства времени и ресурсов для этого обычно нет.

Кроме того, для потребителей пленки у Agfa существует Agfa Quality Assurance Program (Aquapro), которая представляет из себя набор инструментов и методику для правильного использования фототехнических материалов Agfa. В набор Aquapro входят денситометр, микроскоп, средства контроля истощаемости реактивов, экспонированные шкалы и программное обеспечение для линеаризации ФНА.

Смена поколений

Большинство применяемых сейчас марок пленки относятся к третьему (например, Kodak Imagelight и Pagi-Set, Agfa Alliance Recording) или четвертому «hard dot» (Kodak Recording 2000) поколениям. Совсем недавно компания Kodak объявила о выпуске пленки пятого поколения — Gen 5. Эта высококонтрастная пленка оптимизирована для экспонирования гелий-неоновым лазером и красным лазерным диодом. Основные преимущества этой серии пленки — уменьшенное время проявки (выигрыш составляет 10 секунд на каждой операции) и пониженный, по утверждению разработчиков, на 25% за счет применения микрослойной эмульсии расход реактивов.

Хотя пленка Gen 5 позволяет использовать стандартные реактивы RA 2000 и RA 3000, применение нового проявителя RA 2050 позволяет сократить расход химии на 50%.

По мнению технического директора группы компаний Legion Group Александра Дроздова, смена поколений — это незамысловатый маркетинговый ход. Gen 5 — это попытка KPGraphics сделать аналог пленки Agfa Alliance HN, которая всегда имела два пика чувствительности (на 633 и на 650 нм) и отличалась высокой скоростью обработки (мы используем ее при времени проявления 22 с). Возможность использовать один тип пленки для ФНА с различными источниками излучения очень привлекательна для поставщиков пленки.

Кроме того, 30 сентября 1999 г. Agfa объявила о выпуске новой фототехнической пленки NewSpeed, ориентированной на газетное производство. К особенностям пленок NewSpeed, продолжающих серию фототехнических материалов Alliance, можно отнести уменьшенное на 33% время обработки и сокращенный на 30% расход растворов. Фототехническая пленка NewSpeed доступна в вариантах для фотонаборных автоматов с гелий-неоновым (633 нм) и полупроводниковым (670 нм) лазерами. Такая пленка нужна в первую очередь владельцам высокоскоростных выводных устройств типа Agfa Phoenix или ECRM StingRay HS (который в состоянии экспонировать до 1,5 метров пленки в минуту).

Правда жизни

А что думают по поводу фототехнической пленки ее потребители?

В издательском центре «Эхо» вывод пленок — один из основных видов деятельности. Около трех лет назад здесь был установлен капстановый Agfa AccuSet 1200, а примерно год назад — Scitex Dolev 4Press с внутренним барабаном (формат экспонирования — 742Ё559 мм). На Dolev в «Эхо» нередко выводят спуски полос. В ближайшее время ожидается ввод в эксплуатацию фотонаборного комплекса Dainippon Screen формата А1.

Нагрузка на оба ФНА довольно интенсивная — в среднем каждый день расходуется не менее одного рулона пленки. При загрузке нового рулона выводится тест, по которому оценивается качество всего технологического процесса «вывод-проявка»: от стабильности лазеров до концентрации реактивов.

Так сложилось, что в «Эхо» используют только пленку компании Agfa. Пробовали продукты компаний DuPont, Kodak, Typon, однако они не прижились. Впрочем, каких-то серьезных претензий к качеству ни одной из упомянутых марок пленки не было.

По словам технического директора «Эхо» Николая Артемьева, достаточно быстро остановившись на производителе пленок, с гораздо большими трудностями они столкнулись при выборе поставщика. Очень важно, чтобы расходные материалы для ФНА всегда были на складе и вовремя доставлялись — ведь своих запасов в издательском центре обычно хватает на один-два дня.

За все время работы случаи поставки некачественной пленки можно было пересчитать по пальцам. Один раз пленка была засвечена по краю, что выяснилось после проявления первых же полос — поставщик отреагировал оперативно и заменил бракованный рулон. Во втором случае — когда рулон пленки был слегка смят с торцов и плохо подавался механизмом Dolev — проблему решили своими силами, слегка отмотав часть пленки.

Впрочем, несмотря на приверженность проверенной марке Agfa, в «Эхо» не отметают возможности перехода на другую пленку — лишь бы поставщик был надежным, а себестоимость продукции — ниже. Один из вероятных вариантов — пленки пятого поколения. Тем не менее, переход на новую пленку может быть связан со значительными затратами времени — практически, если все делать «по-уму», на это может уйти целый день (в основном, из-за замены реактивов в проявке). Поэтому такое «удовольствие» в условиях высокой загрузки ФНА может обойтись слишком дорого.

* * *

В компании «Конструкция+» (более известной по своему девизу «Делай вывод»), где выполняется вывод фотоформ спусками и для нашего издания, первый фотонаборный автомат ФЛП-300 — российский «клон» продукта одной известной западной компании — был установлен еще в 1993 году. На нем экспонировались пленки из Казани, о качестве которых у технического директора «Конструкции+» Сергея Сироты остались самые печальные воспоминания. Зато у этих пленок была хорошая упаковка — прочные футляры из металла.

Позже в компании появились новые, более современные устройства фотовывода — капстановый Linotype-Hell Ultre 94, а за ним — еще два капстановых Panter Plus, исправно служащие и поныне (вывод на них стоит на целый доллар дешевле). С этого момента в «Конструкции+» перешли на расходные материалы Kodak — пленку и химию.

В 1997 году был куплен широкоформатный ФНА с внутренним барабаном Agfa Avantra 44s, а вслед за ним — два аппарата Agfa Avantra 25s. Оказалось, что пленка Kodak, у которой очень гладкая внутренняя сторона подложки, при максимальном формате (ширина 914,4 мм) во время экспонирования не удерживалась на барабане. Перешли на расходники Agfa — у пленки этой компании специально оптимизированное покрытие, обеспечивающее хорошее сцепление с поверхностью барабана Avantra. К тому же, здравый смысл подсказывал, что аппаратура и расходные материалы одного производителя — оптимальное сочетание.

Сейчас в «Конструкции+», где фотовывод выполняется и ночью, расходуют от 70 до 100 м2 пленки в сутки. По мнению Сергея Сироты, качество пленки ведущих производителей примерно одинаково (за все время работы он ни разу не встречался с производственным браком пленки) — гораздо важнее их отношение к российскому рынку. До 1997 года вообще были сложности с покупкой пленки и химии, а затем ситуация улучшилась. Сейчас в Москве проблем с поставками расходников ведущих западных производителей нет, хотя на периферии интенсивно пользуются все той же продукцией из Казани.

* * *

Первый ФНА — капстановый Agfa AccuSet 1200 — появился в издательском доме «Открытые системы» в 1994 году. В то время кроме пленок для собственных изданий на нем выводилось и много сторонних заказов. По словам издателя Михаила Борисова, это был довольно прибыльный бизнес — вывод комплекта пленок А4 стоил около 30 долл. Однако сейчас, не-смотря на наличие уже двух ФНА, на них выводятся практически лишь пленки для изданий «Открытых систем»: во-первых, изданий стало больше, а во-вторых, в Москве можно вывести тот же комплект пленок всего за 8—9 долл. (впрочем и пленка с 1994 года подешевела примерно вдвое), что значительно снижает доходность этого бизнеса — ведь пленки нужно не только вывести, но и предварительно проверить правильность подготовки задания.

В разное время в «Открытых системах» для вывода пользовались разными видами пленок. Пробовали Typon, однако для нее приходилось «загонять» экспозицию практически на предел возможностей ФНА. От пленки Kodak отказались потому, что у нее была слишком гладкая основа, из-за чего пленка вытягивалась в проявочном процессоре и царапалась. Сейчас вывод выполняется на пленку Agfa.

Говоря о реактивах для проявки, Борисов вспоминает, что в какой-то момент «фирменные» реактивы закончились, и в процессор залили российские, но на качестве пленок это никак не отразилось. А вообще он считает, что даже малейшие нарушения в работе механизма ФНА оказывают значительно большее влияние на качество фотоформ, чем выбор пленки и реактивов.

* * *

Александр Дроздов из Legion Group считает, что с ФНА Agfa Avantra использовать что-либо кроме Agfa Alliance HN бессмысленно. Причина — пик чувствительности пленки приходится на 650 нм, а лазер в Avantra тоже работает на 650 нм. В результате получаются пленки с достаточной плотностью (4,5D) и АБСОЛЮТНО линейные. Операция линеаризации ФНА вообще не нужна. Справедлив ли этот тезис для других ФНА с лазерами на 650 нм, он не знает.

Среди потребителей пленки существует определенная мифология, зачастую активно подогреваемая поставщиками. Эта пленка тянется, та — сыпется и т.д. В реальности все очень сильно зависит от конкретного оборудования.

Обязательная, но простая мораль

Помните, если у вас есть фотонаборный автомат, значит он скорее всего напряженно работает (либо будет работать, как только его починят) — и это правильно. А у работающего ФНА отменный аппетит, так что изучите его вкусы, не забывайте вовремя и правильно кормить — и ваши деньги не будут потрачены зря.

* * *

Автор благодарит за помощь в подготовке публикации руководителей и работников групп компаний Legion Group (http://www.legion.ru) и «ХГС» (http://www.hgs.ru), компаний «Апостроф» (http://www.apostrof.sgg.ru), «Конструкция+» (http://www.prepress.ru), «МакЦентр» (http://www.maccentre.ru), «Паритет» (ippari@cityline.ru), «Терем» (http://www.terem.ru), издательского дома «Открытые системы» (http://www.osp.ru), издательского центра «Эхо» (http://www.exo.ru).

Программы продаж

Продавцы фототехнической пленки и реактивов стараются привлечь клиентов различными программами продажи, предусматривающими накопительные скидки, доставку и другие льготы.

* * *

Группа компаний Legion Group занимается поставкой расходных материалов Agfa (она имееет статус официального дилера), а с недавнего времени — пленки Kodak.

На сегодняшний день для удобства клиентов группа компаний Legion Group имеет офисы и склады в Москве и Санкт-Петербурге. Legion Group поддерживает постоянный склад по всем основным видам расходных материалов, обеспечивается бесплатная доставка по Москве и Санкт-Петербургу, организуется доставка в любые регионы России и страны ближнего зарубежья. Кроме того, предоставляются дополнительные услуги, например, бесплатный выезд специалиста-технолога для настройки оборудования при переходе с одного типа пленки на другой; в рамках индивидуального подхода к каждому клиенту существует гибкая система скидок, в т.ч. так называемые «накопительные» скидки, возможно товарное кредитование, обеспечивается «резервное» количество пленки на складе под постоянных клиентов, а при возникновении любых неполадок сертифицированные специалисты-технологи готовы всегда помочь грамотным практическим советом.

* * *

Компания «Апостроф» поставляет фототехническую пленку Agfa и Kodak, а также недорогие фототехнические материалы отечественного производства для низколиниатурного и черно-белого вывода. Программа привлечения клиентов включает в себя: постоянное наличие на складе всех ходовых типоразмеров пленки; резервирование и заказ без предоплаты для постоянных клиентов; бесплатную круглосуточную доставку заказа по Москве; организацию отправки в любую точку России; пункт продаж и выдачи пленки в самом центре Москвы; удобные для клиента формы оплаты: возобновляемый револьверный кредит, отсрочка платежа, бартер на услуги фотовывода, фиксация валютного курса при долговременных контрактных поставках; помощь консультантов по подбору подходящей номенклатуры материалов; гарантия качества и подлинности поставляемой пленки, которая заказывается только по официальным каналам.

* * *

Компания «МакЦентр», которая является официальным дилером Agfa, осуществляет прямые официальные поставки расходных материалов этого производителя в Москву. В «МакЦентр» всегда имеется полный склад (поставляется пленка для 214 разновидностей ФНА), обеспечивается бесплатная доставка по Москве, возможны кредитные программы, гарантируется резерв под постоянных клиентов, даются бесплатные консультации клиентам по подбору типоразмеров и режимам обработки, поддерживается гарантия производителя на фототехническую пленку и офсетные пластины, во всех случаях рекламаций выясняются причины сбоев и либо рекомендуются правильные режимы обработки, либо меняются расходные материалы.

* * *

Компания «Межотраслевой Центр Паритет» является официальным дилером концернов Kodak Polychrome Graphics и Agfa.

Филиалы компании открыты в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и других городах.

На складах всегда большой набор материалов для всех существующих типов ФНА и цветокорректоров — более 700 наименований. Специалисты компании подберут тип и формат фотоматериала под конкретный ФНА, а при возникновении затруднений бесплатно проведут консультации по работе, режимам, проблемам, в том числе с выездом к заказчику.

* * *

Компания «Терем», являясь официальным дистрибьютором AGFA и поставщиком фототехнической пленки Kodak в России, имеет целый ряд программ поддержки клиентов, которые включают в себя систему накопительных скидок и бонусов, поддерживание на складе самого широкого ассортимента пленки, в том числе пленку редких и экзотических размеров, бесплатную доставку по Москве в течение 12 часов, отлаженную систему доставки в удаленные регионы России, гибкие кредитные условия: заказ пленки на склад без предоплаты, товарный кредит на оговоренный срок, отсрочки платежей. Осуществляются револьверные поставки пленки — клиент получает пленку, а оплачивает ее перед следующим заказом. По всем вопросам, касающимся эксплуатации пленки можно получить оперативные консультации у специалистов компании, при необходимости, к клиенту направляется сервис-инженер для непосредственного решения вопросов на месте.

При возникновении затруднений в работе с поставленными материалами специалисты компании «Терем» либо подбирают необходимый режим работы оборудования, либо оперативно производят замену материалов на новые.

* * *

Группа компаний «ХГС» поставляет фототехническую пленку Konica и Kodak. Постоянно в наличии полный склад материалов для различных типов ФНА; для крупных клиентов обеспечивается бесплатная доставка по Москве; оказываются консультации, связанные со всеми аспектами использования пленки и реактивов.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
С иголочки: всё о брендировании текстиля

Брендированный текстиль — это эффективный маркетинговый инструмент и отличный способ повысить лояльность клиентов и команды. Одежда — это беспроигрышный корпоративный подарок, поскольку люди хотят комфорта, удобства и при этом оставаться стильными и сопричастными общему делу. Но текстиль должен быть качественным и соответствовать ожиданиям целевой аудитории, чтобы обеспечить максимальную эффективность. Рассказываем о том, что делает мерч по-настоящему узнаваемым и индивидуальным, — о персонализации.

Бумага и картон в России: кто и что делает в 2024 году

В октябре 2022 года Евросоюз запретил импорт древесной массы и бумаги из РФ, поэтому отечественным ЦБК пришлось переключиться на поставки своей продукции в первую очередь российским предприятиям, а также перенаправить экспортные потоки на азиатские рынки, рынки Латинской Америки и Северной Африки. Как обстоят дела в сфере производства бумаги и картона — читайте прямо сейчас.

Брендирование мерча: всё, что нужно знать в 2024 году

Нанесение изображения на сувенирную продукцию (мерч) помогает в формировании индивидуального, хорошо узнаваемого, продающего образа компании. Технологии не стоят на месте, и в последнее время на рынке появилось множество новинок в области персонализации. Мы побеседовали с участниками рынка промопродукции и выяснили, какие виды нанесения с «вау-эффектом» они могут предложить клиентам.

Прометей Пролеткульта

К концу тридцатых годов прошлого века советская экономика развернулась во всю свою мощь, вырвавшись на второе место в мире по валовой продукции машиностроения, по выработке электроэнергии, алюминия, чугуна, по добыче ключевых природных ископаемых, а по темпам среднегодового роста экономики СССР поставил непревзойдённый никем до сих пор рекорд в 13,8%. А в апреле 1939 года после быстротечного судебного процесса был расстрелян Алексей Гастев — один из создателей советского экономического чуда. В жернова «чистки» попал основатель НОТ (научной организации труда) и самый передовой в области производительности труда идеолог эпохи.



Новый номер

Тема номера: Бумага и картон в России. Детали: Ausje tech MFB. VIPColor VP660. Обзоры: LIYU Platinum Q-Cut. Sprinter TC -F2132. Отметка «1000» пройдена. «Реклама-2024». Цифровые перспективы России. Варианты будущего для этикеточных типографий.



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 46